Продолжение. Тридцатую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
211)[1] Знай, что до греха в Адаме Ришоне общность всех миров АБЕА была во всех пяти свойствах в каждом мире из них, и это ехида, хая, нешама, руах и нефеш. После того, как прегрешил, исторглись из него некоторые из них, и возвратились на свое место в святости. И это первая ступень. А некоторые остались в Адаме, и не властвуют в них клипот, и это вторая ступень. И некоторые из оставшихся упали из него внутрь клипот: души зхарим, которые были в Адаме, упали в клипот захара, а души некевот, которые были в Хаве, упали в клипот нуквы. И это третья ступень. И знай, что вторая ступень разделилась на две (категории). Первая – это души, которые остались в Адаме ради его гуфа и него самого. А вторая – это души, которые остались в нем, но когда породил своих сыновей Каина и Эвеля, были отданы им и распространились в них.
212) А теперь выясним вкратце общность всех трех ступеней. Но до этого следует предварить это некоторым вступлением. Известно, что четыре мира АБЕА называются “Аба ве-Има и ЗОН”. И известно, что в Абе, в трех первых (сфирот) Имы, а также в Кетерах ЗОН нет никакого удержания клипот. А во всех остальных их свойствах есть удержание клипот, когда люди грешат.
213) И перейдем к объяснению. Все упомянутые свойства, в которых клипот не удерживаются, называются высшим свечением Адама Ришона, кроме свойства нефеш в них. И получается, что: категории ехида, хая, нешама и руах всего мира Ацилут, именующегося “Аба”; категория Аба ве-Имы мира Брия, называющегося “Има”; категория десяти Кетеров в ЗОН мира Брия; восемь Кетеров Аба ве-Имы и ЗОН де-Ецира, Аба ве-Имы и ЗОН де-Асия; сумма всех Кетеров десяти их парцуфов, и каждого парцуфа из общности десяти сфирот в них, и каждой сфиры из общности этих десяти, – (все) это сто Кетеров в десяти упомянутых парцуфах. Так вот, каждый Кетер из них, состоящий из десяти сфирот, и в нем четыре высших свойства, а это ехида, хая, нешама, руах в каждом Кетере из ста упомянутых, называются высшим свечением. И все эти свойства полностью исторглись из Адама и поднялись на свое место в святости. Таким образом, это две категории свечения. Первая – это высшее свечение Ацилута, являющееся (категориями) ехида, хая, нешама, руах в мире Ацилут. Вторая – это высшее свечение в трех мирах БЕА. И оно – вся совокупность двух парцуфов Аба ве-Имы, что является хая и нешама мира Брия. И, тем более, – Арих Анпин, называющийся ехида де-Брия. И так же четыре категории, называемые ехида, хая, нешама, руах, в каждом Кетере из ста Кетеров, которые имеются в десяти парцуфах от ЗОН де-Брия до окончания Нуквы де-Асия, – все это называется высшим свечением трех миров БЕА, как упомянуто. И эти два вида свечения полностью исторглись из Адама. И это называется первой ступенью.
Вторая ступень, в которой нет удержания клипот, тоже называется высшим свечением. Однако будучи несколько хуже первой ступени, не исторгается полностью для возвращения на свое место, но остается в Адаме. И это категория нефеш мира Ацилут, и это одно свойство Ацилута. А второе свойство – это нефеш в ста упомянутых Кетерах в трех мирах БЕА. И оба они в действительности остались в Адаме, как упомянуто, и называются второй ступенью. А третья ступень – это все остальные сфирот, имеющиеся в десяти упомянутых парцуфах, кроме указанных Кетеров, ибо все те, которые остались от него, упали в место клипот.
214) А теперь напишу то, в чем (есть) у меня сомнения, ибо не получил я (этого в подробностях) от своего учителя, благословенной памяти. А то, что слышал я от него, – что эта вторая ступень делится на две. Одна (ее часть), высшая, – это души, которые всегда остаются в самом Адаме, в его гуфе. Вторая (часть), хуже нее, – это души, унаследованные Каином и Эвелем, когда они родились. И, быть может, нет упомянутого превосходства и недостатка только лишь в этой категории, а возможно, что в других категориях эта вторая (часть) достойнее чем первая. Также есть у меня сомнения, – каковы те души, которые остались в Адаме, и каковы души, которые унаследовали Каин и Эвель, каким образом разделилась эта вторая ступень на две части и каков порядок их частей. Однако знаешь то, что я написал: в Каине и Эвеле были две категории. Одна – души самих Каина и Эвеля. Они только лишь из трех миров БЕА, как и остальные души людей, которые не (происходят) из второй упомянутой ступени. А вторая (категория) – это вторая часть упомянутой второй ступени, о которой мы написали, – Адам, отец их, оставил им (ее) в наследство. И есть в ней совокупность всех продолжений четырех миров АБЕА от окончания нефеш мира Асия до начала нефеш мира Ацилут. И это свойство весьма и весьма возвышено.
215) Также мы написали, что две части этой второй ступени равны, исключая саму первую категорию, упомянутую там. Также написано нами, что Каин и Эвель обрели нефеш Ацилута, – как видится, наиболее высокую и достойную вторую часть второй ступени, относящуюся к Каину и Эвелю, – более (возвышенную), чем души, которые остались в Адаме для него самого. Также мы написали, что нефеш Ацилута в действительности не осталась в Адаме, но и не исторглась полностью, а осталась парящей над рош Адама и покрывающей (его), пока не породил Каина и Эвеля. И (тогда они) обрели ее и еще аспекты своих частей, из трех миров БЕА. Также написано нами, что после прегрешения Адама Ришона Ханох обрел свечение Ариха, Адам – свечение Абы, Хава – Имы, Эвель – Зеир Анпина, а Каин – Нуквы. И не знаю я, – это все в частях Ацилута или в частях БЕА. А как это (в действительности), – необходимо изучить.
Также по вопросу трех первых (сфирот), каковыми являются Арих и Аба ве-Има, не услышал я от своего учителя благословенной памяти, кто их обретает, – Адам или его сыновья Каин и Эвель. И каким образом это – необходимо изучить. Но в другом месте я написал, что их взял Моше рабейну, мир ему, будучи перевоплощением Эвеля.
216) Еще я написал, что Даат Зеир Анпина создается из двух отделов двух рук Арих Анпина. Они соединены с двумя плечами Ариха, и они называются наследством, которое передается Аба ве-Имой в наследование своим сыновьям, – ЗОН. А для них самих остается четыре отдела в двух руках, и (они) называются наследством Аба ве-Имы. И известно, что Каин и Эвель выходят из Даат Зеир Анпина. И получается, что Адам и Хава, называемые Аба ве-Има, взяли себе свойство четырех вышеупомянутых отделов, из которых создаются двойные Хохма и Бина для них двоих. А два отдела, которые унаследовали их сыновья, называются Даат Зеир Анпина, как известно. И также указано в объяснении в другом месте, что остальные мохин Адам оставил себе, и только Даат он передал в наследство своим сыновьям Каину и Эвелю. Получается, что можно сказать, что Каин и Эвель унаследовали все части Даат, – от Даат в нефеш Ацилута до Даат Нуквы Асия. А то, что осталось в самом Адаме, – это остальные части мохин Хохмы и Бины в нем, которые распространились во все десять сфирот его гуфа. Так же хасадим и гвурот (категории) Даат, которую унаследовали Каин и Эвель, распространились во весь гуф Зеир Анпина в десяти его сфирот, и это обязательно. И из этого поймешь ухудшение душ Каина и Эвеля относительно душ, оставшихся в самом Адаме, вследствие того, что главное удержание клипот – в Даат, в тайне Древа познания (даат) добра и зла, как разъяснено у нас. Но в собственном свойстве души, приходящие из Даат, светят больше, чем души двух мохин Хохмы и Бины. Ибо есть у них несколько облачений и экранов, как (это) известно из преимущества Надава и Авиу над Эльазаром и Итамаром, как написали мы в другом месте. И там хорошо разъяснена сущность Каина и Эвеля во всех этих сфирот, чем я удовлетворен, а также, – как из гвурот, являющихся венцом Нуквы, выходит Каин и мужские искры. И изучи там хорошо.
217) Небольшое введение о тайне ибума, и оно таково. Когда человек должен будет придти в кругооборот и умереть, при том, что осталась его беременная жена, и после того как он умер, родился у него сын, этот муж перевоплощается и приходит в тело этого сына. И это внутренняя суть ибума. И это тайна амора Абайе, ибо он родился после того, как умер его отец. И тогда в действительности (в сына) перевоплотился его отец. Поэтому назвали его “Абайе”, по имени, (составленному из слов) “его отец”, который перевоплотился в него. И согласно моему скромному пониманию, это (объяснение исходит) не от моего учителя, благословенной памяти, а от рава Эльазара а-Леви, благословенной памяти.
218) Небольшое введение. Есть нефашот, происходящие не от свойства корня святости самой субботы, а (лишь) от общности добавления субботы. И есть у них только лишь это свойство (добавления). Также они не могут подняться больше, чем это свойство, поскольку (они) имеют корень только оттуда.
[1] Примечание составителя: “Сказал Шмуэль: еще нашел я интересные разрозненные отрывки из толкований об Адаме Ришоне и решил скопировать их сюда, несмотря на то, что нет у них сюда (т.е. к этому тексту) прямого отношения. И вот слова его”.
Также рекомендуем: “Открывая Тору“, “Зоар о кругооборотах доброго и злого начал“, “Иллюзия и реальность“, “Вступление к книге Зоар“.