От редакции: “пробуждение свыше” является подарком Творца и вначале приходит к человеку в виде вопроса о смысле собственного существования. Но поскольку нет насилия в духовном, – невозможно любить по принуждению, – все остальное топливо для духовного продвижения человек должен черпать из “пробуждения снизу”. То есть – развивать в себе желание и устремление к духовному существованию. Главным помощником в этом развитии является “злое начало” (эго) человека, являющееся инструментом постижения и выбора. Однако оно становится таковым, если человек делает выбор между материальным и духовным в пользу духовного. Если же его выбор противоположен, “злое начало” из инструмента продвижения превращается в искусителя (Змея) и жестокого властителя (Амана).
Об этом, а также о неотвратимости достижения человеком замысла творения, – толкование Библейского стиха о грехопадении Адама в предлагаемом к прочтению письме Бааль Сулама.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Послание пятьдесят восьмое, 1941 г.
…Вопрос был: на что указывает фраза: “Откуда в Торе Аман?”[1], опирающаяся на стих: “Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты ел?”[2]. И он сказал, что вопрос был в том, – где мы находим в Торе, чтобы Творец вызывал посланника, дабы поневоле вернуть человека на путь истинный, как это было с Аманом, как сказано: “Я поставлю над вами царя, такого как Аман, и вы поневоле вернетесь на путь истинный”[3]. И это смысл указания мудрецов на стих: “Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты ел?”. Ведь тогда было создано злое начало, которое является ангелом смерти, заставляющим человека заниматься Торой, как сказано: “Я создал злое начало, Я создал Тору – как приправу )к нему(“[4], – ведь если человек не будет заниматься Торой, злое начало умертвит его. И получается, что раскрытие умертвляющего греха Древа познания, которое объясняется в стихе “Не от дерева ли”4, – это посланник, заставляющий человека поневоле вернуться на путь истинный. Аналогично фразе: “Я поставлю над вами царя, такого как Аман, и вы поневоле вернетесь на путь истинный”.
А если бы он не попал в сети змея и дождался субботы, и перед тем, как есть с Древа познания, поел бы с Древа жизни, он удостоился бы исправления, так чтобы злое начало стало приправой к Торе, и не нужно было бы такого заставляющего посланника, как Аман. Как сказано: “Я создал злое начало, Я создал Тору – как приправу (к нему)”, – только наоборот, когда злое начало стало бы приправой к Торе. А теперь, когда он совершил грех, ему нужен заставляющий посланник и т.д. И слова уст мудреца – прелесть.
И к этому я добавил согласно более высокому источнику, находящемуся в святости субботы, что то, что злое начало становится приправой к Торе, – это свойство вечерней субботней трапезы. И это свойство, на которое указывают субботние гимны Ари: “Входить во входы яблоневого сада”[5], как сказано: “Вот врата к Творцу”[6], – и как выясняется в продолжение всех этих гимнов. И в субботний день на “трапезе святого Атика” можно получать из самого высокого места, где Тора не нуждается ни в какой приправе, т.е. в свойстве “Тора и Творец едины”. То есть, – поднявшись в мир Ацилут, о котором, как известно, сказано, что там “не водворится у Тебя зло”[7]. Следовательно, получается, что если бы Адам Ришон подождал с зивугом до субботы, он удостоился бы чудесной ступени “Тора и Творец едины”. Ведь во время Адама Ришона миры были очень высоко, как сказано в статьях рабби Шимона бар Йохая, глава “Кдошим”.
Но на самом деле, даже и после греха он мог подняться в Ацилут, – в свойстве субботнего подъема, – а не опуститься оттуда. И об этом сказано: “Как бы он не простер свою руку и не взял бы также от Древа жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно”[8]. Ведь он был там в свойстве “Тора и Творец едины”. Однако Творец изгнал его оттуда, как сказано: “И изгнал Он человека”[9]. В самом деле, можно спросить, чем помешало бы Творцу, если бы он вкусил от Древа жизни и стал бы жить вечно?
И ответ в том, что вся чудесная святость свойства “Тора и Творец едины”, которая была раскрыта в субботу, была дана только в долг. Ведь суббота – это свойство “пробуждения свыше” без всякого “пробуждения снизу”. Однако нет сомнения, что Тора может достичь совершенства только благодаря пробуждению снизу в соблюдении Торы и заповедей, и поэтому странно, – как мог он удостоиться совершенства в свойстве “Творец”, если Тора все еще не была у него в совершенстве. И это объясняют мудрецы в качестве, что Творец сказал: “Берите у Меня в долг, но Я взыщу”[10]. Иными словами: Я могу одолжить вам совершенство Торы до самого конца, так, чтобы было достаточно для свойства “Тора и Творец едины”, и это потому что “Я взыщу”, – иными словами Он совершенно не боится (ситуации): “Дает взаймы грешнику, а он не платит”[11]. Ведь в Моей власти поставить над вами такого царя, как Аман, и вы поневоле вернетесь на путь истинный и будете соблюдать Тору из любви. “А всё, что должно быть взыскано, – словно бы уже взыскано”[12]. И потому Я даю вам взаймы субботний день в свойстве: “А праведник оказывает милость и дает”11. И потому Творец не хотел, чтобы он “простер свою руку и взял бы также от Древа жизни”, ведь тогда Адам Ришон не вернул бы долг и не раскрыл бы Тору в свойстве “пробуждение снизу”, и она осталась бы данной взаймы. И тогда она была бы лишенной смысла в своей основе. Ведь Тора, не достигающая полноты совершенства, абсолютно недостойна свойства “Тора и Творец едины”. И это понятно. Но дело в том, что Творец рассматривает долг, как будто он уже взыскан, ведь в Его власти заставить человека вернуть его. “А всё, что должно быть взыскано, словно бы уже взыскано”12, – как сказано выше. И поэтому Он в самом деле заставляет его: “И изгнал он человека”9, – чтобы он заплатил долг. И на самом деле изгнание тоже вызвано (попыткой) вкусить с Древа познания. И это смысл слов мудрецов, объяснивших стих: “Страшно деяние для сынов Адама”[13], – (что) это грех Древа познания в деянии, навлеченном на него. И понятно из приведенного выше: то есть, чтобы заставить его заплатить взятое им в долг.
И вместе с этими вещами становятся ясны слова (рабби) о том, что в Торе есть указание на Амана, потому что Древо познания – это свойство “Я поставлю над вами царя, такого как Аман…”. Ведь подобно тому, как Аман хотел истребить и убить, и погубить всех евреев, – детей и женщин, – в один день[14], так же и Древо познания ” в день, когда вы станете есть от него”[15] “преданы смерти будете”[16]; и подобно тому, как страхом смерти от указа Амана (Творец) заставил их прийти к возвращению из любви, раскрытие греха Древа познания, как написано: “Не от дерева ли, от которого Я велел тебе”4, – заставило Адама прийти к возвращению из любви в свойстве: “Я создал злое начало, Я создал Тору, – как приправу (к нему)”. Ведь если он не будет заниматься Торой, он сейчас же умрет “из-за змея”[17]. И Творец поможет нам заплатить взятое в долг, и мы удостоимся полного избавления.
Йегуда Лейб
[1] Вавилонский Талмуд, трактат Хулин, 139:2.
[2] Тора, Берешит, 3:11. “И сказал Он: Кто поведал тебе, что наг ты? Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты ел?” Слова “Не от” (хэй-мем-нун המנ) пишутся так же как имя “Аман”.
[3] Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин, 97:2.
[4] Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, 30:2.
[5] Молитвенник, порядок вечерней субботней трапезы.
[6] Писания, Псалмы, 118:20. “Вот – врата к Господу: праведники входят в них!”.
[7] Писания, Псалмы, 5:5. “Ибо не Бог, желающий беззакония, Ты, не водворится у Тебя зло“.
[8] Тора, Берешит, 3:22. “И сказал Господь Бог: Вот человек стал как единственный из нас в познании добра и зла. И ныне, как бы он не простер свою руку и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно“.
[9] Тора, Берешит, 3:24. “И изгнал Он человека и поместил к востоку от сада Эденского керувим и с огнелезвием меч обращающийся, чтобы охранять путь к Древу жизни”.
[10] Вавилонский Талмуд, трактат Бейца, 15:2.
[11] Писания, Псалмы, 37:21. “Берет взаймы нечестивый и не платит, а праведник оказывает милость и дает”.
[12] Вавилонской Талмуд, трактат Ктубот, 81:1.
[13] Писания, Псалмы, 66:5. “Идите и созерцайте деяния Бога, страшно дело (Его) для сынов человеческих“.
[14] Писания, Эстер, 3:13. “И разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех Иудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин – в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить”.
[15] Тора, Берешит, 3:5. “Но знает Бог, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Бог (и) ведающими добро и зло”.
[16] Тора, Берешит, 3:4. “И сказал змей жене: “Преданы смерти не будете”.
[17] Вавилонской Талмуд, трактат Шабат, 51:2. “Четверо умерли из-за змея”.
Перевод Международной академии каббалы.
Также рекомендуем: “Идти с посохом”, “Вера”, “Во плоти моей опора Творца”, “Инструкция управления жизнью”, “Жемчужины каббалистической мудрости”.