Окончание. Первую часть читайте здесь.
Что такое начать с ло лишма
И можно сказать, что тот, кто изучает, чтобы унижать, конечно же, с головой погружен в Тору, и само собой, считает себя человеком, совершенным в Торе. Поэтому он никогда не подумает о вопросе лишма, поскольку видит, что погружен в Тору более всех своих товарищей, которые не дают такого количества часов, а также и качества. И он видит себя, как прилагающего большие усилия в Торе, – больше товарищей тем, что он углубляется, чтобы узнать верное толкование, которое есть в Торе, а не изучает поверхностно, как другие, ведь он прикладывает умственные усилия. Поэтому, как он может думать о себе, что у него есть какой-то недостаток? Таким образом, он никогда не сможет достичь осознания зла, чтобы понять, что он должен достичь лишма. Следовательно, он – безнадежен. Поэтому сказано о нем: “лучше бы не был сотворен”.
Но более важно в ло лишма то, что оно приводит к лишма. А суть его в том, чтобы, как сказал Рамбам, получать вознаграждение и не получать наказание. Потому что ло лишма, как сказано в Тосфот, в том, “чтобы его уважали”, то есть человек делает действия для людей, чтобы они видели и уважали его. Выходит так, что он как будто бы выполняет заповеди людей, то есть для них он работает, и эти люди заплатят ему вознаграждение.
А тот, кто работает с намерением вознаграждения и наказания, работает на Творца, однако он хочет, чтобы Творец заплатил ему вознаграждение за его работу в Торе и заповедях. И он не хочет, чтобы люди платили ему вознаграждение. Потому что он не работает на людей, чтобы они платили ему вознаграждение. Но он работает и выполняет Тору и заповеди потому, что это Творец заповедовал ему их выполнять. И поэтому мы получаем вознаграждение за то, что выполняем Тору и заповеди. И таким образом, эта ступень является более высокой по сравнению с той, о которой говорит Тосфот, – то есть ло лишма ради уважения. Поскольку там он работает на людей чтобы люди уважали его. А на ступени “вознаграждение и наказание” он работает на Творца, и это называется “лишма”, то есть ради Творца. Просто он хочет вознаграждения за свою работу. Поэтому он все еще не считается настоящим лишма.
Однако нужно различать в состоянии вознаграждения и наказания еще одно понятие, называемое “ло лишма”, как говорит Рамбам. Просто это вознаграждение и наказание другого вида. Поскольку принято, что под вознаграждением и наказанием понимается что-то облаченное в материальную форму, например, пища, спиртное и тому подобное, – то есть, как говорит книга Зоар, то, чем мы можем насладить материальные вожделения, которые являются лишь тоненькой свечкой от искр святости, упавших из мира разбиения в клипот. И это все наслаждение, которое в них есть. А весь мир гоняется за этими наслаждениями, хотя написано, что основной свет облачен в Тору и заповеди и именно такую награду он ожидает.
И нужно всегда обращать внимание, когда говорится о том, кто начинает соблюдать Тору и заповеди, и подумать прежде, – какова причина соблюдения их этим человеком. Потому что у каждого есть что-то свое, интересное ему, и по причине чего он понимает, что стоит выполнять Тору и заповеди. И именно из-за этого он осознает, что стоит приложить большие усилия, и все, что от него требуется, он готов дать, чтобы достичь того, чего, с его точки зрения, ему стоит достичь.
И поэтому должны всегда говорить человеку о том, что для него важно, причем в той мере, что ему стоит дать все, что от него требуется. Иначе, если не указывают причину, чтобы он понял пользу для себя, то конечно же, не услышит того, что ему говорят. И поскольку человек удовлетворяется тем, что у него есть, и тяжело изменить его привычки, если ничего от этого не заработает, чтобы была у него мотивация изменить свои привычки и начать работать по-другому, а не так, как привык, именно поэтому и даны нам пять ступеней ло лишма, называемые:
1) по принуждению;
2) изучающий, чтобы принизить (товарища);
3) изучающий, чтобы его уважали (Тосфот);
4) ради материального вознаграждения и наказания (Рамбам);
5) ради духовного вознаграждения и наказания; не ради материальных благ, понятных каждому, а потому, что он желает получить вознаграждение от духовных наслаждений, как написано (Предисловие к книге Зоар, п.30): “И последняя ступень в этом разделе (ло лишма) – та, на которой возлюбит Творца с огромным вожделением, подобно любящему с огромной животной страстью, до такой степени, что не уходит это вожделение из его поля зрения ни днем, ни ночью, до такой степени, что, как говорит стихотворец: “Воспоминание о Нем не дает мне спать”.
Что касается пятой ступени в ло лишма, нельзя говорить человеку, чтобы начинал с нее. Поскольку не каждый человек способен осознать, что есть такое явление, – то есть поверить, что есть наслаждение от света, облаченного в Тору и заповеди, причем наслаждение большее, чем то, в которое облачены материальные блага.
Это значит, что если бы немедленно проявлялся наслаждающий свет, облаченный в Тору и заповеди, это называлось бы “явной опекой”. И тогда у человека не было бы никакой возможности работать в лишма. Потому что наслаждение, которое ощущалось бы в Торе и заповедях, вынуждало бы его выполнять все, однако не потому, что Творец заповедовал выполнять. И это то, о чем сказано в “Предисловии к Учению о десяти сфирот” (п.33): “Положим, например, что если бы Творец управлял творениями явной опекой, таким образом что, например, каждый, съедающий запрещенный продукт, немедленно задыхался бы на месте, а каждый выполняющий заповедь, находил бы в ней чудесное наслаждение, подобно самым прекрасным наслаждениям этого материального мира, – то какой бы глупец тогда даже просто подумал бы вкусить запрещенный продукт, если бы знал, что тут же из-за этого потеряет жизнь? И какой простак прошел бы мимо заповеди, не выполнив ее немедленно и с максимальной быстротой, как не смог бы оставить или отложить на потом огромное материальное наслаждение, идущее ему в руки, принимая его тут же и с максимальной быстротой”? Выходит, что тогда не было бы вопроса выбора по причине огромных наслаждений, облаченных в Тору и заповеди, ведь это огромные света. Поэтому это наслаждение находится в скрытии. И наоборот, в материальном явно проявляется наслаждение от любого действия, что и заставляет нас страстно желать и стремиться туда, где мы видим наличие какого-то наслаждения. А что при этом запрещено и что разрешено, – тело не различает. И поэтому существует вопрос выбора, а также вопрос вознаграждения и наказания.
И из сказанного выходит, что когда говорят кому-то, чтобы принял на себя бремя Торы и заповедей, нужно хорошенько взвесить, о какой именно ступени ло лишма рассказать ему, как сказано выше, потому что для каждого есть ло лишма, подходящее его характеру, чтобы он понял, что именно в этом ло лишма ему стоит принять на себя Тору и заповеди в соответствии с пятью упомянутыми выше ступенями ло лишма:
1) путем принуждения;
2) изучающий, чтобы принизить (товарища);
3) изучающий, чтобы его уважали (Тосфот);
4) ради материального вознаграждения и наказания (Рамбам);
5) ради вознаграждения и наказания от духовных наслаждений.
Первая ступень (путем принуждения) – она подходит всем, то есть в случае, когда человек может принудить другого. В деле принуждения неважно, – понимает ли другой это или не понимает. В любом случае это называется “принуждение”, когда человек может сделать даже что-то такое, когда он уверен на сто процентов, что он прав, но выхода нет. Это называется “принуждение”. Что же касается остальных ступеней ло лишма, то у каждого человека есть свой характер, и нужно предложить ему то, что подходит ему.
Ступени вторая, третья и четвертая (чтобы возвыситься, чтобы его уважали, чтобы получить материальные вознаграждения и наказание). Их можно понять, но у каждого человека свой склад характера, поэтому нужно обратить особое внимание и понять, какую именно ступень ло лишма предложить ему. То есть ради какого именно ло лишма человек может понять, что ему стоит работать.
Пятая ступень – ради того, чтобы получать наслаждения от любви к Творцу. Что касается ло лишма пятой ступени, на ней человек стремится к любви к Творцу, потому что испытывает наслаждение в занятиях Торой и заповедями. Это не могут понять, потому что это зависит от ощущения. И пока человек не ощущает вкус в этом, – не о чем с ним говорить. Поэтому это называется “последняя ступень в ло лишма”, то есть после этого поднимаются на ступень лишма.
Однако нужно понимать что, если человек достигает такой ступени, где он стремится к Торе и заповедям в мере, как сказано выше: “Вспоминая о Нем, не могу спать”, то почему это все еще называется “ло лишма”? Потому что наслаждение от Торы и заповедей – это то, что обязывает его выполнять Тору и заповеди. А “лишма” называется, когда (ощущается исключительно) величие Творца, – то есть потому, что Он великий и правит, – это то, что побуждает его выполнять Тору и заповеди.
Выходит, что не наслаждение обязывает его, будучи причиной для него, а Творец – причина, которая побуждает его выполнять Тору и заповеди. А ступень лишма разъясняется в Предисловии к книге Зоар (п.32): “Посредством работы в Торе и заповедях лишма, то есть ради отдачи, а не для того, чтобы получить вознаграждение, и становится достойным и пригодным получить пять частей души, называемых НАРАНХАЙ”.
Однако согласно правилу, что “Человек – это маленький мир”, состоящий из семидесяти народов, также он состоит из народа Исраэля. То есть то, что мы сказали, что есть пять ступеней ло лишма и есть люди, принадлежащие к определенной ступени ло лишма, – также нужно сказать, что и в одном человеке есть все эти пять ступеней ло лишма. Но они следуют одна за другой. В том смысле, что иногда в человеке действует ло лишма “чтобы возвыситься”, временами он пользуется ло лишма, чтобы его уважали, а порой использует ло лишма по принуждению.
Как сказано у Рамбама: “Позорят его публично, стыдят и проклинают его, пока не исправится”. То есть человек приходит молиться в бейт кнесет или приходит изучать Тору для того, чтобы друзья не смотрели на него с осуждением, потому что каждый будет проявлять неуважение к нему в своем сердце, даже если никто ему об этом не скажет, – почему, мол, он не приходит на уроки Торы, которые проводятся в бейт кнесете. Но человек знает, что конечно же, каждый будет смотреть на него, как будто бы он неполноценный. Выходит, что стыд, который он почувствует, – это то, что дает ему сил приходить в бейт кнесет. Выходит, что причина ло лишма, которая его обязывает – это пример принуждения, о котором говорит Рамбам выше.
И это ло лишма легче использовать в качестве полезного ло лишма. Поскольку ло лишма, которое привязано к страданиям, – то есть стыд, – дает больше сил, чтобы он смог преодолеть все помехи, которые есть у него. Поэтому, когда человек находится в состоянии самых глубоких падений, он также может задействовать у себя ло лишма ступени стыда. И этот стыд называется принуждением, – то есть стыд, представляет из себя страдания, которые заставляют человека выполнять действия, несмотря на то, что тело не согласно.
А иногда человек укрепляется посредством ло лишма вознаграждением и наказанием, как сказал Рамбам. А иногда он – в состоянии вознаграждения и наказания от того, что чувствует вкус в работе.
И плохо, если он вообще не соблюдает Тору и заповеди, потому что это – конец ступени ло лишма, как сказано выше.
Также рекомендуем: “Рабаш о методологии продвижения в духовной работе“, “Нет травинки, над которой бы не было управляющей высшей силы“, “Рабаш о понятии “молитва масс” в духовной работе“.