Рабаш о состояниях служения в духовной работе. Часть вторая

Окончание. Первую часть читайте здесь.

Барух Ашлаг (РАБАШ)

В чем разница между служащим Творцу и не служащим Ему

Статья 29, 1988 г.

Поэтому человек должен просить у Творца, чтобы Он сообщил ему о его истинном состоянии в духовном, – где он находится. То есть, находится ли он среди тех, кто назы­вается “служащий Творцу”, или среди тех, кто называется “не служащий Ему”. Но са­мостоятельно человек (этого) узнать не может, поэтому сказали (мудрецы): “И не будь грешником перед самим собой”.

А сейчас мы выясним то, о чем мы спросили: как человек должен называть состоя­ние, в котором он находится, если он видит, что он на самом деле пребывает в свойстве “не служащий Ему”, – то есть если он нисколько не продвигался в работе, а наоборот, шел назад, и его работа была впустую без какой-либо прибыли. И как сказали наши мудрецы: “По страданию – оплата”, – он должен верить в это, однако на практике он видит, что как будто бы было бы лучше, если бы он вообще не начинал работать на отдачу. И выходит, что он видит в своей работе только лишь падение, а не подъем. И согласно этому следовало бы назвать все состояние “не служащий Ему” падением.

Однако согласно тому, что мы сказали, что невозможно подняться на более высо­кую ступень до того, как человек достиг более низкой, то есть свойства “не служащий Ему”, получается, что это состояние называется не состоянием падения, а состоянием подъема, ибо так устроено, что нижняя ступень является причиной и условием высшей ступени. Поэтому то падение, когда он ощущает, что он находится в состоянии падения, приводит к его подъему на высшую ступень. Другими словами, “по страданию – опла­та”. То есть, так как он страдает, находясь в состоянии “не служащий Ему”, это приводит его к применению способов и ухищрений, как ему выйти из этого состояния и подняться на более высокую ступень, называемую “служащий Творцу”. Поэтому это состояние на­зывается временем подъема и состоянием продвижения к цели.

Однако и во время “не служащего Ему” есть подъемы и падения, и эти падения тоже считаются подъемами. Это означает, что падение дает человеку увидеть состояние зла в себе самом, – до чего он способен дойти, то есть до какой низости оно может до­вести человека. Иначе говоря, во время подъема, то есть когда у него было стремление к Торе и молитве, и он думал, что сейчас он уже находится среди служащих Творцу и уже не нуждается в Творце, чтобы Он помогал ему против заложенного в нем злого начала, поскольку он ощущает вкус в духовной работе, – и оглядываясь на время, когда он находился в падении, он стыдится самого себя, и ему становится очень больно, если он вспоминает эти падения.

И вдруг он падает “с высокой крыши в глубокую яму”[1]. То есть он падает из состо­яния, когда он думал, что уже находится в небесах, а потом он видит, что находится в глубокой яме. И более того, он не помнит, как он упал в глубокую яму, и какова была причина. И упав в яму, он потерял сознание, то есть он не чувствует, что находится в яме. Однако спустя какое-то время, он приходит в себя и начинает чувствовать, что на­ходится в яме. А время прихода в себя у всех разное, и у самого человека это время не одинаково, и иногда время прихода в себя занимает минуту, а иногда – час или день, или два дня, или целый месяц, пока он не приходит в сознание и не видит, в каком низком состоянии он находится.

А потом свыше ему снова дают желание и стремление к работе, и он снова находит­ся в состоянии подъема. И тогда (наступает) время, когда он может насладиться време­нем падения. Другими словами, во время подъема он может узнать, в чем заключается прибыль от того, что он получил падение. Ведь, как говорят, наказания, дающиеся че­ловеку, совсем не то, что (наказания) земного царя, пускающего в ход мстительность и злопамятство за то, что человек нарушает его приказы, потому что здесь речь идет об исправлении. В таком случае, какая же прибыль, – он может сказать, – что есть у него от падений?

Ответ состоит в том, что падение не дается человеку, чтобы он учился из падений, когда он пребывает в падении. Ведь во время падения он находится без сознания, – то есть он не чувствует, что находится в падении, потому что в этот момент он не являет­ся живым, чтобы почувствовать какой-либо недостаток в отношении жизненной силы святости. Ведь у него исчезает знание, что в мире хоть у кого-то вообще существует ду­ховность, и все мысли его – только о жизни в эгоистической любви. Другими словами, поскольку известно, что без жизни жить невозможно, каждый выбирает подходящее для себя облачение, из которого он может извлекать жизнь, называемую наслаждением, – ведь нет жизни без наслаждений. Ибо когда человек не может найти наслаждений в своей жизни, он сейчас же выбирает себе смерть, и это называется “свести счеты с жизнью”. Поэтому во время падения, когда человек находит наслаждение в одном из обла­чений, само облачение не имеет для него значения, а для него важно, сколько насла­ждения он способен извлечь из этого облачения. И это называется, что в этот момент он не думает о духовности, потому что наслаждение, которое он получает, заставляет его забыть обо всех остальных вещах. Ибо все мысли его заняты тем, как продолжить извле­чение наслаждений из близких в этот момент его духу облачений, – он погружен в это. И в этот момент у него нет ни одной мысли о том, что есть такая вещь, которая называется “служение Творцу”. Ведь падение называется свойством смерти. Другими словами, та небольшая духовность, когда он был в чем-то связан со святостью, – эта жизнь ушла от него. Поэтому в этот момент считается, что он в свойстве смерти, то есть в нем нет духа жизни святости.

Однако потом он пробуждается и начинает видеть, что ему не хватает духовной жизни. И то, что он пробуждается от падения, называется воскрешением из мертвых, когда он уже начинает чувствовать, что ему не хватает жизни. В то же время мертвый не чувствует, что ему не хватает жизни, и не желает удостоиться ее.

Однако спрашивается: кто же оживил его? Ответ на это: “Царь умерщвляющий и оживляющий”[2]. Зачем это нужно? Ответ: “И взращивающий избавление”[3]. Объясне­ние: благодаря тому, что Творец с одной стороны дает ему падение, что называется “умерщвляющий”, а с другой стороны дает ему подъем, что называется “и оживляю­щий”, – именно благодаря этому вырастет избавление, как сказано: “И взращивающий избавление”.

И из сказанного получается: когда человек учится и извлекает пользу из своего паде­ния? Как сказано выше, несомненно, не во время самого падения, потому что в это вре­мя он “мертв”, а позже, когда Творец оживляет его, что означает, что Он дает ему подъем. Тогда наступает время учиться тому, что было с ним во время падения. Другими словами, – в какой низости был он, и на какие вещи были обращены устремления его, и чего он ждал, – что если у него будет то-то и то-то, он будет ощущать себя совершенным. И тогда он видит, что вся его жизнь во время падения была не больше[4], чем жизнь животного.

К примеру, мы видим, что когда в мусорные баки выбрасывают отбросы, все кошки в округе, чувствуя, что появились отходы человеческой жизнедеятельности, которые выбросили в мусорный бак, достают их и едят. И, набравшись сил от этой еды, каждая из них спешит к себе, чтобы получить остальные удовольствия, и тому подобное. И если человек посмотрит во время подъема, когда он понимает, что не стоит ввер­гать свои разум и сердце в животные страсти, – а это сейчас, согласно его шкале ценностей и его состоянию настоящие отбросы, – когда он смотрит на эту жизнь, его от этого про­сто тошнит, вплоть до рвоты.

Получается, что от этого падения есть большая польза, ведь он видит собственную низость, – до какого состояния он способен дойти, и только Творец вытащил его из этой низости. И это время, чтобы увидеть величие Творца в том, что Он в состоянии вытащить человека из той тины, в которой он мог бы утонуть, навсегда оставшись во власти ситры ахра (нечистой силы). И только Творец вытащил его оттуда.

И из сказанного мы видим, что во время подъема человек должен прочесть все, что написано во время падения, и тогда из этого чтения он будет знать, как вымаливать у Творца жизнь, чтобы Он не бросал его больше в отбросы. И также будет знать, как бла­годарить Творца за то, что Он снова поднял его с самого низа. И это как сказано: “Царь умерщвляющий и оживляющий, и взращивающий избавление”, – то есть благодаря падениям и подъемам из этого вырастает избавление.

И из сказанного выходит, что после того как он прошел первый этап, называемый “не служащий Ему”, сейчас начинается время обретения свойства “служащий Творцу”. Другими словами, после того как он применил (разные) способы и ухищрения, дабы выйти из свойства “не служащий Ему”, он получает помощь свыше. Как сказано в книге Зоар: “Пришедшему очиститься помогают тем, что дают ему святую душу”[5], – и благо­даря этой силе он выходит из эгоистической любви, и у него есть возможность работать только ради отдачи.

Получается, что человек может прийти к свойству “служащий Творцу” именно бла­годаря тому, что удостаивается свыше свойства души. И это называется, что сейчас он приносит плоды. А что такое “плоды”? То, что он удостоился свойства души, – это и есть плоды. Другими словами, человек должен знать, что до того, как он удостоился свойст­ва “плодов”, называемого душой, он не может быть “служащим Творцу” и обязан быть служащим себе самому, а это называется “не служащий Ему” по вышеназванной при­чине, – что человек не может идти против природы, в которой он рожден, то есть против эгоистической любви. И только Творец может сделать это чудо, – изменить его природу.

И отсюда следует объяснить слова мудрецов: “В будущем все неплодоносные де­ревья в земле Исраэля принесут плоды”[6]. Иными словами, после того как человек удостоился свойства “Яшар-Эль” (Исраэль, “прямо к Творцу”), удостоившись свойства души, все становится исправленным, – то есть даже свойство неплодоносных деревьев, не приносящих плоды, где имеется в виду время “не служащего Ему”, что тоже получает исправление также, как злодеяния превращаются у него в заслуги.

Другими словами, невозможно быть “служащим Творцу”, прежде чем человек на­чинает чувствовать, что он находится в свойстве “не служащий Ему”, – то есть благодаря падениям и подъемам, которые были у него, когда он находился в эгоистической люб­ви. Ведь эти падения и подъемы были этапами и ступенями, дающими ему способность подняться наверх, в место совершенства. И как бы то ни было, все входит в святость, ведь все эти вещи помогли ему прийти к совершенству.

И отсюда поймем, что неплодоносные деревья, которые от природы не способны вырастить на себе плод, все-таки принесут плоды[7]. То есть поскольку, когда человек находится в ло лишма, это состояние несомненно далеко от выращивания плодов, – от того, чтобы он удостоился понимания в работе и Торе, что называется, что он удостоился войти в Царский чертог. И во время ло лишма все наоборот, – он отдаляет­ся от слияния с Творцом. В любом случае, после того как он удостоился войти в землю Исраэля, все, относящееся к ло лишма, называемое “неплодоносные деревья”, при­несет плод. Другими словами, высший свет, называемый свойством души, тоже будет пребы­вать и над этими келим по той причине, что все входит в святость.

[1] Трактат Хагига, 5:2.
[2] Из второго благословения молитвы “Амида”.
[3] Там же.
[4] В оригинале ошибочно написано: “не меньше”.
[5] Книга Зоар, глава Ноах, п.63.
[6] Трактат Ктубот, 112:2.
[7] Маарша, Хидушей Алахот.

Также рекомендуем: “Что такое “желание отдавать“, “Первооснова практики каббалы“, “Зоар о восхвалении “алелуя” в молитве“, “Виленский гаон о начальных основах духовной работы“.