Барух Ашлаг (Рабаш)
“Закон и суд суть имена Творца”
…Поскольку в самом Творце нет желания что-либо (получить), то созданное им желание наслаждаться создано “из ничего”. То есть, такого желания ранее не было, и оно появилось из ничего. Предшествовало ему желание Творца усладить кого-то, что не является недостатком. Поэтому, если человек ощущает недостаток чего-либо, он находится в отличающемся от Творца желании, и потому, в мере этого отличия, удален от Творца. И даже если он наполняет свое желание и перестает отличаться от Творца в том, что страдает от недостатка чего-то, но потому как получил, а Творец дал, – все равно остается удаленным от Творца.
Для того, чтобы исправить то, из-за чего человек и называется созданием, а не Творцом, – исправить этот недостаток его природы, – чтобы уподобился Творцу, – человек обязан прийти к совершенству: получить от Творца, но чтобы это получение не делало его отличающимся от Дающего, Творца. А это возможно, если его получение будет “ради Творца”. “Ради Творца” – означает, что хотя по своей природе человек желает насладиться от всего, что видит и представляет себе как источник наслаждения, несмотря на это, он отвергает такое наслаждение. Но отвергает его только по той причине, что желает дать наслаждение Творцу, как Творец желает дать ему: все наслаждение человека в том, что он получает от Творца, исполняя Его желание, ибо этим услаждает своего Творца и поэтому получает. Человек достигает такого уровня своего духовного развития, что желает только порадовать своего Творца получением того, что дает ему Творец. Потому как это единственное, чем он может порадовать своего Творца, как бы отдавая Ему наслаждение от получения.
И в таком состоянии человек обладает подобием Творцу с обеих сторон:
1) поскольку получает наслаждение, то уже не является носителем недостатка, отсутствия наслаждения, – в чем подобен Творцу;
2) поскольку получение его “ради Творца”, – то это не получение, а отдача, подобно тому, как делает ему Творец. Ведь сейчас он дает наслаждение Творцу, а Творец получает от него. Ибо получает наслаждение не для наполнения своих желаний, а ради Творца. Но это имеет место только в том случае, если человек действительно желает получать не ради себя, а только ради Творца. А ради своего наслаждения – он отвергает получение.
В таком случае есть совпадение по двум параметрам: исправление творения и цель творения. Совпадение этих двух параметров называется ударным взаимным проникновением (зивуг дэ-акаа): посредством отталкивания возникает единение. Отталкиванием в духовном называется взаимодействие противоположных желаний (духовный мир – это мир бестелесных желаний): каждое желание желает своего и отталкивает иное желание. Творец желает, чтобы творение получило наслаждение, а творение желает быть подобным Творцу, т.е. давать Ему, как Он дает творению. Но от такого столкновения затем наступает их единение, – каждый принимает мнение другого: Творец желает, чтобы творение получило и потому творение получает, но только в той мере, в которой уверено, что получает потому, что Творец желает этого. Вследствие этого получается, что творение подобно сейчас Творцу: получает потому, что Творец желает, и дает Творцу, как он сам того желает. И нет никакого отличия между Творцом и творением, а оба они подобны по своим желаниям и целям.
Теперь, когда у творения появились подобные Творцу желания “отдавать”, оно ощущает самого Творца как Источник совершенного наслаждения и добра…
Также рекомендуем: “Зоар: образы человека приходят от высшего”, “Четыре стадии (3)”, “Статья к завершению книги Зоар”, “Судьба и реинкарнация”.