Окончание. Первую часть читайте здесь.
Теория
Выше уже упомянуто, что вера в теории каббалы соответствует отраженному свету, поднимающемуся от экрана рош и соединяющемуся с прямым светом, притягиваемым из Бесконечности. На уровне восприятия этот отраженный свет разделяется на два свойства.
Первое свойство – это отраженный свет, облачающий прямой свет в качестве внутреннего света, что определяется как ощущение связи с Творцом, слияния с ним, а в последующем и как духовное постижение. Этот отраженный свет в своем первом распространении с прямым светом, по сути, является ощущением собственного существования вместе с ощущениями связи с Источником и Его влияния. В каббале ощущение этого состояния называется душой. С одной стороны это постоянная исходная форма, поскольку, как известно, в духовном ничего не исчезает. Вместе с тем, в духовном существует постоянное изменение формы, что является добавлением нового образа к уже имеющемуся. Поэтому очищение экрана от стадий плотности используемого в нем желания получать приводит у выходу прямого света из облачения в отраженный свет, что образует новую форму отраженного света, которая как правило называется телом. Эта форма является составной, представляет собой четыре ступени, символизируемые буквами имени АВАЯ (в различных изменяющихся вариациях), является осознанием духовной реальности на данной ступени и ее постижением, что обычно называется постижением имени Творца. Закрепление духовного постижения обычно формируется в виде записей (решимот) о свойствах веры (отраженного света) и о свойствах полученного постижения (прямого света).
Второе свойство – это окружающий свет, который на данной ступени отторгнут от получения во внутреннем духовном восприятии в силу неготовности соответствующего ему желания. Этот свет окружает душу человека и поддерживает силу ее устремленности к развитию на следующей ступени, где сила преодоления желания получать себе и, соответственно, вера, выйдут на новый уровень управления желанием. Поэтому данное свойство часто называется “будущим миром”, или просто “будущим”, – в отличие от первого вида, который называется “этим миром”, или “настоящим”. И оно очень важно, поскольку развивает в человеке стремление к постижению тайн и совершенству. Этот вид окружающего света, по сути, является “тянущим” свойством, категорией влечения к раскрытию тайны, стимулом творческого начала души. От его воздействия исходит возникающий у человека вопрос: “В чем смысл моей жизни?”. Из него черпаются постижения каждой последующей ступени, по которым человек поднимается в духовных мирах. Считается, что есть два вида окружающего света: общий, или “большой”, и ближний, или “малый”. Общий относится ко всему творению и к алгоритмам общего управления; ближний относится к конкретному человеку и к функции личного управления.
Практика
Слабость веры, равно как и истины, являющейся основной ценностью духовного разума, в мире материального восприятия обусловлена в первую очередь тем, что “якорь”, то есть идеалы и ценности, за которые может удерживаться вера, здесь так же временны, как и все материальное. Развивающая материальный разум вера в родителей, учителя или просто в мудреца, по мере развития разума постепенно слабеет и пропадает за ненадобностью. Человек может полностью поменять свое мнение, основанное на идеале, который он отверг, и начинает верить в иные идеалы и ценности, которые в данный момент близки его состоянию.
Духовная же работа основана на извечном идеале, – Творце, и ценностях, базирующихся на его свойствах, которые проявляются в ощущении творений. Вера в Творца, а также ее ветвь, – вера в мудрецов, прошедших путь духовного развития и оставивших свои описания этого пути, – являются теми вечными “якорями”, за который удерживается человек, ставший на путь обретения духовного разума. Их вечность исходит из вечности Творца и любого духовного приобретения. Основная трудность при этом в том, что изначально Всевышний скрыт, а потому удерживаться за непроявленный идеал необычайно сложно. Поэтому стартовым пакетом инструментов в начале духовной работы является вера в учение мудрецов, сила воображения, позволяющая человеку постепенно входить в контакт с духовным, и сила воли, которая на первом этапе помогает справляться с сомнениями в правильности следования путями веры.
Основные ценности веры сформулированы мудрецами (например Рамбамом) в виде определенных постулатов, которые должны быть приняты человеком в качестве непреложной истины, исходящей из идеала Творца. Как представляется, на начальных этапах духовного пути, достаточно пяти основных постулатов:
– “Я первый и Я последний”;
– “Нет никого, кроме Него”;
– “Он добр и творит добро плохим и хорошим”;
– “Только Он делал, делает и будет делать все”;
– “Из действий Твоих познаем Тебя”.
Вера частичная и полная
Человек, начинающий свой духовный путь, не может начать его иначе, как из материального восприятия, что обусловлено природой его истинного желания, – получать благо ради себя. Это означает, что совершаемая им духовная работа, осуществляется в условиях скрытия Творца, отсутствия настоящих духовных ощущений и постижений. Основные инструменты его работы определены выше, и главными из них является вера в Творца и в мудрецов. Такая вера в каббале определяется как частичная, поскольку человек, выполняющий духовную работу в скрытии, подобен маятнику, который качается от абсолютного принятия ценности веры до сильнейших сомнений в ее ценности, вплоть до полного отрицания ее самой и ее объектов. По мере продвижения по духовному пути амплитуда таких “качелей” должна увеличиваться, а период перехода от одного состояния к другому – сокращаться. В практике каббалы состояние ощущения ценности веры и истинности ее идеалов называется подъемом, а состояние сомнений в ее ценности и отрицания ее – падением. С точки зрения теории подъем является вхождением светов Творца в ощущения человека. Это состояние ощущается как радость, спокойствие, уверенность в будущем, оправдание прошлого, хорошее настроение, и т.п. А падение является выходом высших светов из ощущений человека, что определяется как ощущение утери смысла духовной работы, сомнения в постулатах веры и даже отрицание их, сомнения в советах мудрецов, депрессия, разочарование, раздражительность, лень и т.п.
На начальных этапах состояние подъема, как правило, ощущается человеком таким, которое, якобы, не требует от него совершения духовных действий, и не ощущается как элемент духовной работы. Человек начинает наслаждаться этим состоянием, забывая о Творце, чем опускается в наслаждение ради себя. Это мгновенно выводит его из веры и сбрасывает в состояние падения. Формой духовной работы человека в этих состояниях является связывание текущего наслаждения с действиями Творца, его свойствами как Доброго, творящего добро, укрепление намерения к слиянию с Источником, противодействие попыткам своей истинной природы насладиться этим состоянием в отрыве от связи с Творцом. Рабаш советует также анализировать воспоминания (решимо) о прошлых состояниях падения и исправлять их, используя действие возвращения (раскаяния). Бааль Сулам говорит о том, что в состоянии подъема очень важно изучать внутреннюю часть Торы (каббалу), что дает максимальный эффект учебе и укрепляет веру.
Состояние падения в вере – это всегда состояние страдания. Поэтому здесь, если человек действительно работает в духовном, – это место укрепления и развития силы веры в скрытии. И аспект скрытия является главным подспорьем и средой для этого через использование инструментов воображения и воли. Якорем, за который держатся воля и воображение становится уверенность в том, что Всевышний может все, включая выведение человека из самой казалось бы безнадежной ситуации. Вера развивается и укрепляется именно в ощущении скрытия, которое является базой для формирования способности человека делать правильный выбор между добром и злом, истиной и ложью. На этом этапе духовной работы основным инструментом выяснения является анализ “истина-ложь”, а целью является постижение истины о своем состоянии, поиск причин его возникновения и путей исправления.
В состоянии падения главным инструментом укрепления веры является раскаяние и молитва. В состоянии подъема – это благословение и восхваление. Но и между этими состояниями, то есть в состояниях включения внимания человека в “земные” дела и события, тоже есть возможность развития веры. Это совершение так называемых ехудим (единений), – то есть внутренних действий по отнесению мыслей, желаний, внутренних и внешних событий, наблюдаемых человеком, к деяниям Творца, и выстраиванию, в связи с этим, своего отношения к ним. При этом человек пытается постичь внутренний смысл картины, которую демонстрирует ему Всевышний, включаясь в Его игру. Это действие, как правило, приводит к молитве или благословению, либо к ним обоим одновременно. Впрочем, и молитву и благословение тоже относят к ехудим, поскольку если человек не верит в Дающего, он не может его ни поблагодарить, ни попросить его о чем либо.
Полной верой считается состояние человека, в котором он полностью управляет своим желанием получать, реализуя его ради отдачи (исключением являются желания, подпадающие под категорию “не осуждается и не восхваляется”). Это состояние называется личным управлением, в котором сокрытие духовного управления пропадает, и духовное управление реальностью для человека становится явным. Такое восприятие реальности определяется как управление раскрытием лика Творца. Основа существования человека в этой форме выражается в стремлении все свои мысли, желания и чаяния реализовывать только лишь в форме отдачи, без какой-либо выгоды для себя, – только лишь ради того, чтобы порадовать Всевышнего уподоблением Ему по форме. Здесь не существует ограничений на получение, и потому вера, духовный разум, работает с полной творческой нагрузкой, изыскивая все новые и новые способы получения блага ради Дающего. Такие действия и мировосприятие определены мудрецами изречениями: “Я начал творение, а вам его заканчивать”, “Праведники создают миры”, “Праведник решает – Творец исполняет” и т.п.
А наилучшим образом это состояние описывает Бааль Сулам в статье “Тайна буквы “каф” в слове “анохи“: “…Его намерение – создание нового творения, духовного как и Он, подобно материальному желанию человека, птицы и животного к поддержанию рода… И значение сказанного: Творец может все. И поэтому, хотя все творения как бы уподобляются животным, в любом случае тому, кто удостаивается отменить свое желание перед желанием благословенного Создателя, Он создает внутри него и передает ему новую душу (руах) и новое сердце. И уподобляется он, поэтому, действию рук Его в тайне: “Мною цари царствуют”, – подобно наместнику царя, когда все управление государством передано ему. И действительно, того, чье желание достойно, (Всевышний) забирает из-под управления, относящегося к клипот, и отдает его под управление, упорядоченное вечностью. И воля того, кто трепещет перед Ним, будет создавать. И это внутренняя суть (изречения): “Как Я создаю миры, так и праведники создают миры”. Ибо основа творения – это вечность, (заключенная) в творении. И вечное в первом творении этого мира, то есть в Адаме Ришоне, творении рук Святого, относится к Святому, благословен Он. Но от Адама и далее это творение передано в руки праведников в каждом поколении, и это они управляют мирами так, как захотят и пожелают, (как написано): “Праведник решает, а Святой, благословен Он, исполняет”.
Вместо заключения
Бааль Сулам, послание 55: “Тот, который удостоился полной веры, будущее для него – совершенно как настоящее. Ибо если бы было иначе, не называлась бы она полной. Если верный человек обещает мне нечто, – я уже как будто получил эту вещь в руки. И если все же отсутствует в моем ощущении некая мера, то есть я чувствую, что мне было бы приятнее, если бы я на самом деле получил эту вещь в руки, – значит действительно не хватает мне этой меры в моей вере в него”.
Также рекомендуем: “Инструмент: вера выше знания“, “Рабаш об основах возвращения“, “Внутренний смысл зарождения – рождение“.