Эта статья предназначена, в основном, для людей, которые уже освоили основы каббалы, но пока еще не могут достаточно глубоко проникнуть во внутреннюю суть ее основных понятий. В тексте сделана попытка помочь в этом тем, кто ищет ответ на вопрос о внутреннем смысле понятия “вера”.
Для начала полезно вспомнить о принципе: “то, что наверху, то и внизу”, то есть о принципе “корня” и “ветви”. В мире материального восприятия каждый объект и событие – это проявление духовных корней в виде их ветвей. И вера, будучи категорией отраженного света в рош духовного объекта, также является корнем своей собственной ветви, которая на материальном уровне в общем называется воображением. В свою очередь, воображение является движущей силой, образующей и развивающей материальный разум, о чем сам разум как правило забывает. Но когда разум оказывается не в силах принять какое-либо решение, исходя из своего собственного банка данных, человек вспоминает о вере.
Вера и доверие, – однокоренные слова
Вначале своего земного пути человек слаб, требуя особой защиты и поддержки для своего выживания, поскольку не обладает разумом. Разум развивается в ребенке благодаря окружающим его людям, которые поддерживают, обучают и наставляют его. Он может воспринимать подобную заботу с их стороны только благодаря своей вере в истинность того, что они ему говорят и делают. То есть – благодаря своей вере в них. Иными словами, он им доверяет, благодаря чему сначала копирует их действия и навыки, а только потом начинает понимать смысл этих действий. Так в нем зарождается и начинает развиваться разум. И алгоритм этого действия работает постоянно на протяжении всей жизни человека, когда он учится, работает, занимается творчеством и т.п. Только потом все свои достижения и постижения он относит к разуму, забывая о том, что первичным импульсом любого его творческого действия является вера, – вера хотя бы в то, что он реализует задуманное.
Этот алгоритм напрямую работает и в рамках социального поведения в обществе. Ведь любой закон, любое правило, поддерживаемое силой государства или общества, предполагает в основе своей веру в то, что большинство членов общества будут это правило выполнять. В противном случае нет никакого смысла его устанавливать. Это же относится к взаимодействию, например, бизнес-партнеров: люди не заключают сделку, если они не верят друг другу. Доверие людей друг другу является основой любой совместной созидательной деятельности.
Вера и воображение, – корень и ветвь
Воображение – это первичная и главная ветвь веры. Воображение, как правило, проявляется в виде феномена, обычно называемого мыслью, направленной в будущее (абстрактной мыслью). По сути – это ощущение человеком окружающего света, не могущего на данном этапе облечься в постижение, и не имеющего четко осознанных границ. Действие воображения, вытягивающего записи предыдущих постижений (решимот) из прошлого в настоящее, обычно называется знанием. Постоянное взаимодействие воспринятого окружающего света (абстрактной мысли) и света решимо создает разум, является основой его творческого потенциала, служит базой для его функционирования и развития. Примером одной формы действия воображения, может служить признание Стива Джобса о том, что первичной причиной создания iPad было его желание набирать текст на электронном устройстве, расположив устройство на колене. Примером другой формы действия воображения может служить вера Илона Маска в необходимость преодоления довлеющего убеждения научного сообщества, что возвратить стартовую ступень космического носителя и использовать ее повторно невозможно. Ярким примером действия силы воображения является тот факт, что гениальность Теслы позволяла ему для создания своих устройств проводить мысленные эксперименты, и он практически не использовал эксперименты на физическом уровне.
Отдельно следует заметить, что феномен мысли, как аспекта прямого света, прямо указывает на ее источник, – Творца, и на то, что алгоритмом ее проявления и реализации является вера. А знания и разум – это производные этого алгоритма.
Что касается проявления и реализации силы воображения, здесь есть еще один участвующий аспект, который определяется как комплекс идеалов, ценностей и убеждений. Его роль мы разберем позднее.
Почему люди предпочитают разум вере
И все же, в своем развитии, интеллектуальной и эмоциональной деятельности, большинство людей не акцентирует свое внимание на вере, предпочитая ценить знание и разум. И даже в своих попытках прогнозировать будущее большинство опирается не на веру, а на знание. На наш взгляд это происходит по трем причинам.
Первая – до банальности примитивна, – это лень, корнем которой является стремление к покою, в состоянии которого находится наш Источник. Знание и разум позволяют до минимума сократить расходование внутренней энергии на поддержание существования в силу того, что их использовать значительно легче, чем веру и воображение. Как подчеркивает Бааль Сулам, человек постоянно стремится к покою и не делает никакого движения иначе как для того, чтобы достичь покоя. И если бы не постоянное воздействие общего управления, возбуждающего в человеке изменения его базового желания, человек, вероятно, так и не вышел бы из уровня животного, подобного обезьяне. Но общее управление действует, развитие идет, однако принудительно развиваемый в своем разуме человек, использует его лишь для уменьшения своих собственных энергозатрат на этом пути. Такова вся современная цивилизация. Подавляющее число ее изобретений направлены на уменьшение количества усилий, затрачиваемых человеком на поддержание существования своего тела. И тут происходит парадоксальная вещь: предпочитая использование разума, человечество приходит в результате к его примитивизации, а затем и к “оболваниванию” значительного количества его носителей. То есть, разумность на таком пути постоянно угасает. Как заметил один из серьезных экономистов, по мере развития современной цивилизации количество “мастеров”, создающих ценности и алгоритмы действий, стремительно уменьшается, а количество “подмастерий”, использующих эти алгоритмы, – так называемые “протоколы”, – не менее стремительно увеличивается. Проблема только в том, что сами “подмастерья” ничего не создают и не могут создать, а только используют созданное другими.
Вторая причина – в самом разуме. Будучи в своей основе материальной функцией, ориентированной на потребности тела, разум предпочитает материальные объяснения сути бытия тела, но не души. И это полностью устраивает большую часть человеческого рода по причинам, изложенным выше. Материальный разум опирается на знания, которые сами по себе являются ограничением постижения. А это ограничивает также воображение, и, соответственно, веру. Исходя из имеющихся знаний, материальный разум стремится объяснить все с точки зрения причинно-следственных связей, сформированных его знаниями, что по сути является иллюзией, а потому часто терпит неудачу. Там же, где разум обнаруживает неспособность дать какое-либо объяснение в этой парадигме, он просто игнорирует события и явления, предпочитая не рассматривать их вообще. И это приводит к тупику в познании, что хорошо показано, например, в книге Майкла Брукса “Тринадцать вещей, в которых нет ни малейшего смысла”. Таким образом материальный разум борется с верой, и в обычных условиях превозмогает ее. Исключением являются лишь состояния людей в период жестких кризисов, например во время войны.
Третья причина исходит из социализации понятия “вера”. Использование этого понятия в религиях сыграло определенную позитивную роль, поддерживая в человечестве идею существования Источника всего сущего, – однако не веру в него. Ведь человек, даже участвуя в религиозных ритуалах и считая себя верующим, в действительности не использует эту идею как способ подняться над материальным восприятием, а наоборот – стремится веру в Бога обратить к своей выгоде в материальном. Или просто участвует в этих ритуалах потому, что “так принято” обществом, в котором он живет, а после их окончания забывает о Нем. И разум совершенно не препятствует подобному отношению, поскольку алгоритмам его действий ничего не угрожает. В современном человечестве в силу этих обстоятельств сложилось практически безразличное отношение к понятиям “вера” и “верующий”, а иногда даже снисходительно презрительное. И это тоже усиливает материальность разума и его “оглупление”.
Вера – духовный разум. Интерпретация каббалистического учения
Разум материального мира в духовном является главным противником веры, поскольку его алгоритмы настроены на достижение человеком только собственной выгоды, – то есть на реализацию его желания получать благо ради себя. Вера же напротив, – отрицает собственную выгоду, будучи основой для реализации творческого божественного потенциала. Вместе с тем, главным инструментом разума является воля, дающая человеку возможность использовать самоограничение для достижения желаемой цели. И это качество разума парадоксальным образом может быть использовано верой в ее борьбе с материальным разумом, давая человеку существенное подспорье для поступенчатого развития ее силы. Становясь на путь духовного развития, человек постепенно учится применять волю для ограничения желания получать ради себя, а впоследствии и его сокращения до уровня жизненной необходимости. Это действие создает у человека корень экрана, развивая в человеке ценность веры. Человек начинает осознавать, что вера в действительности является особой формой разума, предназначенного для восприятия духовной реальности, ее созидания и преобразования.
Борьба между материальным разумом и верой происходит на каждом этапе духовного пути, но человек обязан использовать обе этих категории, ибо без материального разума он не будет знать чего желать в духовном, а без духовного разума не будет обладать способностью достичь в духовном желаемого. Эти две категории в каббале часто имеют различные названия: тело и душа; оживляющая (животная) душа и душа разумная (божественная); тьма и свет; злое начало и доброе начало, и т.п., но всегда определяются как двойственность одного объекта. И все это противостояние направлено на выяснение вопроса о том, кто будет властвовать над кем. Если властвует и управляет материальный разум, восприятие человека находится только на уровне земного мира. Если же властвует и управляет вера, духовный разум, – восприятие человека охватывает также и духовные миры. Это позволяет ему созидать и оперировать в мирах корней, а также преобразовывать земной мир.
Также рекомендуем: “Разум, вера мысль“, “Вера – это восприятие духовной реальности“, “Зоар о понятиях “раб” и “сын“.
Здравствуйте! А кто автор статьи?
Здравствуйте, Екатерина. Это текст редакции сайта. Он относится к рубрике “Наши публикации”