Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Мишпатим
Обет и клятва
401) «Сказал ему великий светоч: “Клятва Творца – это Шхина, единственная дочь”, называемая клятвой Творца. И недаром установлено, что три человека должны освободить от клятвы, но это связано с “шин ש” в слове «шаббат (שַׁבָּת суббота)». Три ветви буквы “шин ש” – это три праотца”, ХАГАТ, а толстая линия, связывающая три ветви снизу, это “единственная дочь, клятва, которая сообщается с ними”», с тремя ветвями в «шин ש». Объяснение. Малхут называется клятвой в то время, когда она связана с ХАГАТ Зеир Анпина, находящимися выше его хазе, и называется четвертой опорой высшего престола. На это указывает «шин ש» в слове «шаббат (שַׁבָּת суббота)», и поэтому три человека, которые соответствуют этим ХАГАТ, могут освободить от этой клятвы.
402) «”Разумеется, клятва распространяется только на то, что имеет реальную основу. Обет распространяется даже на то, что не имеет реальной основы. И это уже установили в Мишне. Но мало того, еще сказали, что обеты превосходят клятвы, ибо каждый клянущийся клянется самим Царем”, т.е. Малхут, “а дающий обет словно клянется жизнью Царя”», т.е. Биной, от которой исходит жизнь, мохин, в Малхут.
Объяснение. Известно, что Хохма в ГАР может светить без облачения хасадим, но не так в семи нижних сфирот (ЗАТ), где Хохма не светит без хасадим. И это означает сказанное: «Клятва распространяется только на то, что имеет реальную основу», – ибо клятва, то есть Малхут, притягивающая Хохму выше хазе Зеир Анпина, четвертая по отношению к праотцам,[1] не может исполниться там из-за отсутствия хасадим, но обязана опуститься ниже хазе и получить хасадим от Есода Зеир Анпина, облачая в них Хохму, и тогда распространяется клятва, т.е. исполняется. И этот экран Есода, притягивающий хасадим, называется имеющим реальную основу, т.е. авиют. Тогда как обет, представляющий собой Бину и ГАР, «распространяется даже на то, что не имеет реальной основы», т.е. не нуждается в экране для передачи хасадим, потому что Хохма в ГАР может светить даже без хасадим.[2]
403) «Сказал им верный пастырь: “Члены собраний, знаю я о вас, что вы знаете” законы клятв и обетов. “Но Тот, кто каждый день непрестанно обновляет действие начала творения, научит нас новому, ибо верно сказал Коэлет: “Нет ничего нового под солнцем”[3], Зеир Анпином, “однако над солнцем есть новое. И в тайнах Торы, – хочу я сказать, – есть солнце и защита Творца Всесильного воинств”, т.е. Он светит и защищает даже под солнцем, “в мире Его”, т.е. в мире Ацилут, “но не в мире простого человека”, т.е. в трех мирах БЕА, в которых имеются клипот, противоречащие Его единству. И хотя “одно против другого создал Всесильный (Элоким)”[4], – т.е. клипот являются деянием Всесильного (Элоким), ибо “из тьмы”, клипот, “выходит свет”» вследствие того, что люди преодолевают их, – считаются всё же они миром простого человека, и свет солнца, Зеир Анпина мира Ацилут, не опускается, чтобы защитить их.
404) «”И, разумеется, будущий мир, Бина, находится выше солнца, т.е. среднего столпа”, Зеир Анпина. “И поэтому обеты, которые (исходят) оттуда, по своей значимости выше клятвы и распространяются на то, что не имеет реальной основы”, т.е. нет в нем (обете) экрана, притягивающего хасадим, как мы уже сказали. “Ибо клятва – это этот мир”, т.е. Малхут, “который не может существовать, иначе как на основании (есод)”, являющемся носителем экрана хасадим, в котором есть реальная основа. “И это означает сказанное: “А праведник – основание (есод) мира”[5]». Таким образом, клятва распространяется только на то, в чем есть реальная основа.
405) «”И в нем”, в Есоде, “дается клятва, как сказано: “Как жив (хай חי) Творец! Полежи до утра”[6]». Есод называется «хай (חי живой)». «”Нижняя Шхина, называемая западной стеной”, Малхут, “является Скинией Его, поскольку это возвышенность (тель תל), к которой обращаются все”. Ибо стена (котель כותל) – это буквы “каф-вав כו” “тав-ламед תל”, АВАЯ (הויה)”, Зеир Анпин, в гематрии “каф-вав כו (26)”, разумеется, Шхина – это возвышение (тель תל) Его” Зеир Анпина. “Согласно сказанному: “Локоны его вьются, черны, как ворон”[7], и истолковали, что “на каждый завиток приходятся целые горы законов”[8]. “Далет ד” слова “один (эхад אחד)” – это возвышение (тель תל), к которому все обращаются”, т.е. Малхут. “И этот завиток”» «далет ד», отличающий ее от формы «рейш ר», и это Есод, «”находится между “алеф-хэт אח”» слова «один (эхад אחד)», Зеир Анпина, «”и между “далет ד”» слова «один (эхад אחד)», Малхут, «”как сказано: “Ибо всё на небе и на земле”[9]. И таргум Йонатана: “Единый на небе и на земле”». «Ибо всё» – это Есод, который включен в Зеир Анпин, называемый небом, и в Малхут, называемую землей.
406) «”И о нем”, об основании (есоде), “истолковали авторы Мишны в трактате Хагига: “На чем стоит мир? На одном столпе, который именуется праведником, как сказано: “А праведник – основание (есод) мира”[10]. И это, безусловно, союз клятвы”, т.е. Малхут, “ибо на нем стоят “алеф-хэт אח” “далет ד”, т.е. небо и земля, как сказано: “Если бы не мой союз днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я”[11]. “Алеф-хэт אח” – это небо, как сказано: “Услышь с неба”[12], т.е. Зеир Анпин. “Далет ד” – это земля, как сказано: “А земля – подножие ног Моих”[13]», т.е. Малхут.
407) «”И поскольку союз”, Есод, “заключен между небом и землей”, т.е. ЗОН, “и в нем (пребывает) клятва”, Малхут. “И это смысл сказанного: “Как жив (хай חי) Творец! Полежи до утра”6». Ибо клятва зависит от Есода, называемого «живой (хай)», «”и тот, кто клянется Его именем ложно, словно разрушает строение неба и земли и возвращает мир к пустынности и хаосу. Ибо если человек устраняет этот завиток”, Есод, “из “далет ד” слова “один (эхад אחד)”, Малхут, “то остается “другой (ахер אחר)”, т.е. Сам, называемый другим, в месте которого ложь, и это подобно тому, словно человек выстроил небо и землю на лжи. Истина устоит, а ложь не устоит, и будет, в конце концов, искоренена. И она разрушила строение, и пали небо и земля”».
408) «”И этот”, давший ложную клятву, “он словно “бросил с небес на землю красу Исраэля”[14]. И кто поместил землю в небесах, если сказано: “Бросил с небес на землю”14? Однако она – это, разумеется, Шхина”, т.е. земля, “и краса (тиферет)”, называемая небесами, “она (остается) с ней, так как не отделяется от нее даже во время ее падения, чтобы осуществилось сказанное: “Я – Творец, это имя Мое, и славы Моей другому не отдам”[15]. И откуда мы знаем, что истина”, т.е. Зеир Анпин, “упала вместе с ней? Ибо сказано: “И правда сброшена будет наземь”[16]. Ведь приводящий к падению Малхут приводит также к падению Зеир Анпин. И поэтому давший ложную клятву приводит к падению неба и земли. “А тот, кто дает истинную клятву, выполняет сказанное: “Истина из земли произрастет (эмет меэрец тицмах אֱמֶת מֵאֶרֶץ תִּצְמָח)”[17], и это средний столп”, т.е. Зеир Анпин, называемый истиной (эмет אמת), “на котором стоит строение, и это означает сказанное: “Создал Всесильный эт (бара Элоким эт בָּרָא אֱלֹהִים אֵת)”[18], где конечные буквы это истина (эмет אמת), “а затем: “Небо и землю”18». Таким образом, строение неба и земли держится на истине.
409) «”И поскольку клятва является строением этого мира”, Малхут, “нет у него существования без Есода, поскольку он является тем, в чем есть реальная основа”, так как он является носителем экрана, на который выходит зивуг хасадим, как уже говорилось. “Обет, и это будущий мир”, Бина, “превосходит клятву, и он распространяется и на то, в чем нет реальной основы, так как” Бина “не нуждается в Есоде, чтобы существовать, опираясь на него, т.е. на союз, посредством которого осуществляются супружеские отношения”. Ибо Хохма в ГАР не нуждается в хасадим для облачения в них. “И поэтому в День искупления, относящийся к будущему миру”, Бине, “в котором установили молитву “коль нидрей (все обеты)”, так как обет исходит от Бины, “запрещены супружеские отношения”», так как зивуг Есодов не происходит в Бине, как объяснялось выше.
410) «”Там”, в Бине, “знак союза, “йуд י”, т.е. Есод Бины, “это украшение книги Торы, т.е. праведник”, Есод Зеир Анпина. “Как мы учили, что в будущем мире нет еды, питья, супружеских отношений, но лишь праведники пребывают в нем, и головы их украшены венцами”».
411) «”И поскольку нет в этом мире”, Малхут, “использования короны”, т.е. атары (венца) на голове праведника, которая используется только в Бине, “учат авторы Мишны, что всякий, кто пользуется короной, исчезнет” из мира. “Ибо корона в этом мире находится ниже” Есода и не находится на голове праведника. “Некудот (огласовки) используются в буквах, однако в будущем мире”, Бине, “нет использования букв”, указывающих на ЗОН. “Поэтому в книге Торы у букв нет некудот (огласовок), а только тагин (венчики) над ними”, которые исходят от Бины, и они являются венцом, украшающим верхнюю часть (рош) букв, т.е. ЗОН. “И поэтому тот, кто использует книгу Торы, исчезнет из мира, и также тот, кто использует изучающего законы, сказали о нем мудрецы: “Использующий корону – исчезнет”[19]».
412) «Подошли к нему все главы собраний и распростерлись пред ним, и сказали: “Конечно же, это Творец говорит твоими устами, и Ему мы кланяемся. И мы знаем по этим словам, что не смог бы другой рожденный женщиной, кроме тебя, сказать их. Безусловно, эти речи свидетельствуют о том, что ты тот, о ком сказано: “Устами к устам говорю Я ему”[20]. Нельзя более скрывать от тебя Элияу, а (надо) просить у Творца, чтобы опустил его к тебе с многочисленным богатством и сокровищами для тебя”».
[1] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.117. «Малхут (правление) дома Давида установилась в четвертый день…».
[2] См. книгу «Шаар каванот», День искупления, толкование 3, лист 101. И это противоречит сказанному мудрецами в Вавилонском Талмуде, трактате Недарим, лист 13:2, что «клятва распространяется на то, что имеет реальную основу, и на то, что не имеет реальной основы».
[3] Писания, Коэлет, 1:9. «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под солнцем».
[4] Писания, Коэлет, 7:14. «В день благоволения – радуйся, а в день бедствия – узри, ибо одно против другого создал Всесильный с тем, чтобы ничего не искать человеку после Него».
[5] Писания, Притчи, 10:25. «Пронесется буря, – и нет нечестивого, а праведник – основание мира».
[6] Писания, Мегилат Рут, 3:13. «Переночуй эту ночь, а утром, если выкупит он тебя, то хорошо, пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, (как) жив Творец! Полежи до утра».
[7] Писания, Песнь песней, 5:11. «Голова его – чистое золото; локоны его вьются, черны, как ворон».
[8] Вавилонский Талмуд, трактат Ирувин, лист 21:2.
[9] Писания, Диврей а-ямим 1, 29:11. «Тебе, Творец, величие и могущество, и великолепие, и вечность, и красота, ибо всё, на небе и на земле, – Тебе! Тебе царство, и превознесен Ты над всеми!»
[10] Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, лист 12:2.
[11] Пророки, Йермияу, 33:25. «Если бы не Мой союз днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я».
[12] Пророки, Мелахим 1, 8:31-32. «Когда согрешит человек пред ближним своим, и потребует (тот) от него клятвы, чтобы заклинать его, и придет он (для) клятвы пред жертвенник Твой в этот дом, то Ты услышь с неба и рассуди рабов Твоих, обвиняя виновного, возлагая пути (проступки) его на голову его, и оправдывая правого, воздавая ему по правде его».
[13] Пророки, Йешаяу, 66:1. «Так сказал Творец: “Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Что это за дом, который вы (можете) построить Мне, и где место покоя Моего?”».
[14] Писания, Мегилат Эйха, 2:1. «Как омрачил в своем гневе Творец дочь Цион, бросил с небес на землю красу Исраэля; и не вспомнил о подножии Своем в день гнева Своего».
[15] Пророки, Йешаяу, 42:8. «Я – Творец, это имя Мое, и славы Моей другому не отдам, и хвалы Моей – идолам».[16] Писания, Даниэль, 8:12. «И преступно будет послано войско на (отмену) ежедневной жертвы, и правда сброшена будет наземь, и преуспеет оно в деяниях своих».
[17] Писания, Псалмы, 85:12. «Истина из земли произрастет, справедливость с небес явится».
[18] Тора, Берешит, 1:1. «Вначале создал Всесильный небо и землю».
[19] Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, лист 28:2.
[20] Тора, Бемидбар, 12:8. «Устами к устам говорю Я ему, и явственно, а не загадками, и облик Творца он зрит. Почему же не убоялись вы говорить против раба Моего, против Моше».
Также рекомендуем: “Раскрытие меры, – скрытие двух”, “Зоар о сихиме“, “Благословение в совершенстве постижения“, “Зоар о смерти и постижении в мире истины“.