Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Хаей Сара
236) И поскольку человек стоит пред высшим Царем, он берет четыре локтя для своей молитвы – в размере мерной веревки Создателя всего. Мерная веревка – подобно тому, как не переплетают шерстяную нить с льняной. Зеир Анпин называется Создателем всего, будучи свойством Ецира (досл. создание) мира Ацилут. И размер его веревки, – т.е. мера его – четыре локтя, намекающие на четыре мохин ХУБ ТУМ. Человек, возносящий молитву “Восемнадцать”, должен быть в это время строением для Создателя всего, – приобрести четыре локтя, т.е. мохин ХУБ ТУМ, и передать Шхине.
“И поскольку человек стоит пред высшим Царем”, – став строением для него, “он берет четыре локтя”, – четыре мохин ХУБ ТУМ, “для своей молитвы”, – для Нуквы, называемой “молитва”.
Эти четыре мохин ХУБ ТУМ включены друг в друга, и в каждом из них есть ХУБ ТУМ. Но вместе с тем, всего этих мохин – не шестнадцать, а только двенадцать: по три с каждой стороны, кроме лицевой, поскольку недостает Малхут де-Малхут, – самой сущности Малхут. И потому отсутствуют четыре мохин с лицевой стороны. И не подумай, что в таком случае должно недоставать четырех мохин обратной стороны, представляющих свойство Малхут, потому что между светами и келим имеется обратное соотношение.
И в том случае, когда имеется в виду мужское свойство, человек должен стоять на своем месте в полный рост. В этой связи сказали (мудрецы): “Каждый преклоняющийся должен преклонить колени при слове “благословен” – это женское свойство (нуква). “А каждый выпрямляющийся должен выпрямиться при произнесении имени” – это мужское свойство (захар). Это показывает, что мужское свойство возвышеннее женского.
Объяснение. Полный рост указывает на ГАР, которые светят сверху вниз, и это бывает только в свойстве захар, представляющем собой укрытые хасадим. Что же касается нуквы, т.е. открытых хасадим, ее Хохма светит снизу вверх, и это ВАК де-ГАР. И потому она не находится в состоянии “в полный рост”, а в “преклонении”. И потому сказано, что нужно преклоняться при слове “благословен” и выпрямляться при произнесении имени, чтобы показать превосходство свойства захар над свойством некева, потому что мохин де-захар светят сверху вниз.
237) “Человек не должен молиться “за спиной” своего учителя”. Сказано: “Бойся (эт) Творца Всесильного твоего”[1]. Предлог эт (את) в этом выражении означает, что оно является более широким и емким, и трепет перед учителем должен быть таким же, как трепет перед Шхиной. И ученик испытывает трепет перед своим учителем. И поэтому во время молитвы человек должен испытывать не этот трепет, а только трепет перед Творцом, но не трепет перед чем-то иным.
Объяснение. Малхут зовется страхом перед небесами. Это Малхут Творца, который зовется небесами, т.е. – Малхут, подслащенная свойством Бины, милосердием. Если же человек испытывает страх перед чем-то иным, кроме Творца, Он пробуждает на него Малхут свойства суда, не подслащенную Биной. И потому нельзя молиться “за спиной” учителя. Ведь если трепет перед учителем такой же, как трепет перед небесами, человек не сможет оберечь себя и остаться только в страхе перед небесами. И тогда есть опасение, как бы не пробудилась над ним Малхут свойства суда, и тогда что-то будет отделять его от стены, и стена, т.е. Малхут, не будет достойна получать мохин.
238) Молитву минха установил Ицхак. Подобно тому, как Авраам установил молитву шахарит (утреннюю) относительно той ступени, с которой он был слит, – т.е. Хесед и правая линия, – так и Ицхак установил молитву минха относительно ступени, с которой слился, ступени Гвуры и левой линии. И потому время молитвы минха наступает, когда солнце склоняется и опускается по своим ступеням в сторону запада, сразу после полудня.
239) Ибо пока солнце не склоняется в сторону запада – это день, с утра до полудня. И сказано о нем: “Милость (Хесед) Творца весь день”[2]. Если же ты считаешь, что день длится до наступления темноты, то взгляни, что сказано: “О горе нам, ибо день уже клонится (к вечеру) и распростерлись вечерние тени”[3]. “День” соответствует молитве шахарит, о чем сказано: “Милость Творца весь день”, потому что солнце в это время находится в восточной стороне. Когда же солнце склоняется и опускается в западную сторону, наступает время молитвы минха, так как “день уже клонится (к вечеру), уже распростерлись вечерние тени”. И в мире пробуждается тяжкий суд.
240) “День уже клонится (к вечеру)” – это ступень Хесед. “Распростерлись вечерние тени” – это ступени тяжкого суда. Тогда был разрушен Храм и сгорело святилище. И потому человек должен строго соблюдать молитву минха, так как в это время тяжкий суд царит в мире.
241) Яаков установил молитву арвит (вечернюю), так как он исправляет Нукву и питает ее всем необходимым. Ибо “вав ו” имени АВАЯ (הויה), т.е. Тиферет, Яаков, исправляет “хэй ה” имени АВАЯ, Нукву. И “хэй ה” питается от “вав ו”, так как нет у Нуквы ничего своего, и всё получает она от Тиферет, т.е. – “вав ו” имени АВАЯ, называемой Яаков.
Объяснение. Яаков – это средняя линия, притягивающая ступень хасадим на экран де-хирик, и он согласует и соединяет друг с другом две линии, правую и левую, т.е. Авраама и Ицхака. После тяжкого суда, который приходит со свечением левой линии, относящейся к Ицхаку, приходит Яаков и устанавливает экран де-хирик, и это исправление называется молитвой арвит.
Первое исправление – это экран на Малхут, прежде чем она подслащается милосердием с помощью молитвы, которая называется “вопль”[4]. И это – исправление молитвы арвит[5]. А затем наступает второе исправление, с помощью молитвы, называемой “плач”, благодаря которой устанавливается экран над Малхут, подслащенной свойством милосердия. И это происходит в полночь.
242) Поэтому молитва арвит совершается по собственному усмотрению, так как она включается в дневную молитву, чтобы могла светить. Иначе говоря, в это время совершается зивуг на экран, производящий ступень хасадим, которая называется “день”. Но сейчас, ночью, – не то время. И мы уже выяснили, что свет дня, хасадим, не раскрывается теперь для того, чтобы светить Нукве, и она властвует во тьме до наступления полуночи, и тогда Творец предается радости с праведниками в Эденском саду. И это подходящее время для человека, чтобы заняться Торой.
243) Давид назвал эти три времени молитвы, как сказано: “Вечером, утром и в полдень буду просить и кричать, и Он услышит голос мой”[6]. Есть три молитвы, а он совершал только две из них, как сказано: “буду говорить и кричать”, и не более. Одно относится к утренней молитве, другое – к послеполуденной. И потому сказал он: “Буду просить и кричать”, так как именно утром, когда проявляется милость (хесед), достаточно просить, потому что это Хесед. А в послеполуденной молитве (минха), во время тяжкого суда, нужен крик. И потому сказал (Давид): “Буду кричать”. Однако вечернюю молитву он не возносил.
А потом, когда разделялась ночь, он поднимался и возносил песни и восхваления, как сказано: “Ночью – песнь Ему со мною”[7]. Ибо Давид – это Малхут, а полночь (наступает) после того, как Малхут подсластилась в Бине. Тогда это называется “плачем”, – т.е. Малхут становится сосудом для всех высших светов. И потому он поднимается в это время с песнями и восхвалениями.
Таким образом, молитва шахарит соответствует молитве об исправлении правой линии Нуквы. А молитва минха – это тоже молитва, но об исправлении ее левой линии, называющейся валом или стеною. И тогда человек должен привлечь совершенство стены, чтобы не было меж ними разделения и изъяна.
Молитва арвит – это “вопль”, и потому она совершается по собственному усмотрению. А полночь – это “плач”, т.е. исправления подслащенной Малхут, чтобы она стала сосудом для высших светов. И ради этого исправления, чтобы оно было совершенным, не должен молиться человек “за спиной” своего учителя, чтобы не пробудить опять неподслащенную Малхут и не испортить полуночное исправление.
244) Молитвы, соответствующие постоянным жертвоприношениям (тмидим), установили мудрецы из членов Великого собрания. И ввели они две такие жертвы, как сказано: “Одного агнца…”[8]. Они приносятся в жертву в те же два дневных срока, что и сроки молитв. И потому установлены две основные молитвы: шахарит и минха, а молитва арвит оставляется на усмотрение человека.
245) Праотцы установили эти молитвы еще раньше членов Великого собрания, но не сопоставляли их с постоянными жертвоприношениями. И почему то, что установили Авраам и Ицхак, – это главное, а то, что установил Яаков, избранный из праотцев, является добровольным и не главным, в отличие от них?
246) Эти два времени для молитв, шахарит и арвит, нужны лишь для того, чтобы соединить Яакова, т.е. Зеир Анпин, с его судьбой, Нуквой. После того, как они соединились друг с другом, нам больше ничего не надо. Ведь, поскольку Нуква расположена между двух окончаний, Авраамом и Ицхаком, правой и левой линиями, она уже соединилась с телом. Ибо тело представляет собой соединение этих двух окончаний, и нам больше нечего исправлять.
Поэтому мы должны пробуждать исправление двух этих окончаний с помощью двух молитв, шахарит и арвит, так как Нуква расположена между ними. Иначе говоря, мы должны притянуть их свечение в саму Нукву. И поскольку она уже расположена между ними, то слова, относящиеся к телу, т.е. средней линии, называющейся Яаковом, и Нукве, произносятся шепотом, чтобы не упоминать имеющееся в ней свойство суда.
Объяснение. Хотя Яаков – избранный из праотцев, так как главное – это средняя линия, объединяющая друг с другом две линии, которые не могут светить без согласующего действия средней линии, все же в средней линии нет дополнительного света по сравнению с двумя линиями. Потому что корнем двух этих линий являются свойства МИ (מי) ЭЛЕ (אלה), имеющиеся в Бине и включающие все ее мохин. Но поскольку средняя линия поднимается и согласует две линии в Бине, и восполняет их, она тоже удостаивается их получения, как сказано: “Три вышли из одного, один удостаивается трех”[9].
Таким образом, все мохин Бины находятся в двух линиях, правой и левой, и это Авраам и Ицхак, которых Яаков восполняет, будучи средней линией. И поэтому он тоже удостаивается этих двух линий и передает их Нукве. Поэтому сказано, что “мы должны пробуждать исправление этих двух окончаний, так как Нуква находится между ними”, – поскольку они являются совокупностью всех мохин. “И слова, относящиеся к телу и к Нукве, произносятся шепотом” – а дополнительные исправления, относящиеся к зивугу средней линии с Нуквой, нужно совершать шепотом, как сказано: “А голоса ее не было слышно”[10].
Обычно различают два вида голоса:
- Голос Бины, – т.е. исходящий от Малхут, подслащенной в Бине;
- Голос самой Малхут, не подслащенной в Бине.
При зивуге ЗОН раздается только голос Бины, а голос самой Малхут не слышен – ведь если бы слышался ее голос, происходящий от неподслащенного свойства суда, она не была бы достойна зивуга с Зеир Анпином и получения высших мохин.
247) Поскольку слова их произносятся шепотом и не слышен ее голос, Яаков действует в возвышении, как сказано: “А Ты возвышен вовеки, Творец”[11], – т.е. Бина. Малхут, подслащенная в Бине, тоже называется возвышением. И поскольку Яаков действует в возвышении, в подслащенной Малхут, голос ее не должен слышаться, так как иначе будет разделен их зивуг. И всё это – тайна для знающих суд и закон, т.е. для знающих тайны Торы.
[1] Тора, Дварим, 6:13. “Бойся Творца Всесильного твоего, и Ему служи, и Его именем клянись”.
[2] Писания, Псалмы, 52:3. “Что похваляешься злодейством, храбрец? Милость Творца весь день!”.
[3] Пророки, Йермияу, 6:4. “Готовьтесь к бою с нею! Вставайте, и пойдем в полдень! О горе нам, ибо день уже клонится (к вечеру) и распростерлись вечерние тени!”.
[4] См. выше, п. 232, со слов: “И поэтому: “Услышь, Творец, молитву мою” говорится о Нукве…”.
[5] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п. 188.
[6] Писания, Псалмы, 55:18.
[7] Писания, Псалмы, 42:9. “Днем явит Творец милость Свою, и ночью – песнь Ему у меня, молитва к Создателю жизни моей”.
[8] Тора, Бемидбар, 28:4. “Одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси в сумерки”.
[9] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п. 363.
[10] Пророки, Шмуэль 1, 1:13. “А Хана, она говорила в сердце своем, лишь губы ее двигались, а голоса не было слышно”.
[11] Писания, Псалмы, 92:9.
Также рекомендуем: “Уверенность“, “Судьба души“, “О действии и намерении, соотношении правой и левой линий в духовной работе“, “Алгоритмы духовной работы“, “В устремлении, но без хлопот“.