Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Берешит, часть первая (фрагменты)
Продолжение. Первую часть читайте здесь.
203) Иногда он – муж ее, что обозначается буквой “вав”, указывающей на Есод праведника, включающий шесть частей двух “шокаим (голеней)”, Нецах и Ход, и тогда нисходит Нуква к нему для зивуга в свойстве двух голеней, Нецах и Ход. Объяснение. Есть три части рош-тох-соф в сфире Нецах, правой голени, и три части рош-тох-соф в сфире Ход, и Есод-праведник согласует над ними посередине и включает их обе. И называется “вав” по причине содержания в них шести частей.
Зоар выясняет здесь последовательность состояний ибур-еника-мохин де-ахор, которые необходимо притянуть, ведь так она все время растет, шаг за шагом. И первый зивуг называется ступенью НЕХИ, ибуром (зарождением). А иногда он – муж ее, что обозначается буквой “вав”, указывающей на Тиферет, включающую шесть частей двух рук: рош-тох-соф сфиры Хесед и рош-тох-соф сфиры Гвура. И тогда Нуква вырастает и поднимается в свойство “две руки”, на ступень еника (вскармливание). А иногда Зеир Анпин – муж ее, в то время, когда он стоит между Аба ве-Има и называется тогда порождением (бен) “йуд-хэй”. И необходимо поднять туда Нукву для зивуга с ним, для получения ступени мохин от Зеир Анпина. И тогда она вырастает и возвышается до его рош.
А иногда он – муж ее на ступени Кетер, в форме буквы “алеф א“, и она – “вав ו” между двумя буквами “йуд י“, т.е. “вав ו” посередине, “йуд י” наверху и “йуд י” внизу. Потому что “алеф א” включает десять сфирот: Кетер и Хохма – наверху, Бина, Тиферет и Малхут – внизу. И необходимо поднять Нукву к нему, и она растет вместе с ним, на абсолютно равной ступени, до Кетера. И это является пределом роста Нуквы, однако эту ступень она постигает лишь в состоянии ахораим. И когда Нуква возвышается и растет до Кетера, сказано о ней: “Камень, который отвергли строители, лег в основу угла”. Ибо она достигла ступени Кетер, называемой “основа угла”. Итак, выяснилась последовательность состояний ибур-еника-мохин де-ахораим.
204) Когда она поднимается наверх, в рош всех рошим, называемую РАДЛА, в свойство Бесконечности, ангелы вопрошают о ней: “Где место величия Его для превознесения Его?”[1] – т.е., ее подъем от среднего столба к Бесконечности, чтобы получить ибур-еника-мохин состояния “паним бе-паним”, как сказано: “И перестроил Творец Всесильный ту сторону”.
Итак, выяснилось два вида ибур-еника-мохин, которые надо привлечь к Нукве во время молитвы: ибур-еника-мохин де-ахор и ибур-еника-мохин де-паним. И когда Нуква поднимается к Зеир Анпину, в то время, когда она в форме буквы “алеф א“, она становится там Кетером в рош буквы “алеф א“. А когда она опускается оттуда, то она опускается в него, т.е. в букву “алеф א“, и становится точкой под “вав ו“, которая находится внутри “алеф א“… Потому что “алеф א” включает десять сфирот: “вав ו” посередине – это парса, верхняя “йуд י” – Кетер и Хохма, нижняя “йуд י” – Бина и ЗОН, расположенные от хазе Зеир Анпина и ниже, т.е. НЕХИ24.
Когда она поднимается в “алеф א” с помощью мохин де-ахораим, она становится Кетером в рош “алеф א“, поскольку поднимается до верхней “йуд י“, где находится Кетер Зеир Анпина…. А когда она уменьшается, она опускается в место от хазе и ниже Зеир Анпина и не может больше подняться выше парсы Зеир Анпина, и быть равной с ним на ступени Кетер. И это определяется как то, что она опускается под “вав ו“, символизирующую парсу, и становится нижней “йуд י“, и всё, что она получает, получает с помощью Зеир Анпина, мужа своего. Когда Нуква поднимается, она называется Кетером в таамим, а когда опускается, называется “точкой”. А когда соединяется с Зеир Анпином, то обозначается буквой “вав” с точкой – וּ, т.е. шурук.
Зоар описывает, как Нуква поднимается и опускается и соединяется в виде буквы “алеф א“. Вначале она соединяется с ним в виде “вав” с точкой – וּ, т.е. шурук, и тогда получает от него левую линию – ибур-еника-мохин де-ахораим, потому что Нуква в собственном свойстве выстраивается только от левой линии Зеир Анпина. И тогда она растет и возвышается до ступени Кетер, находящейся над Зеир Анпином, и получает там от свойства “таамим” Зеир Анпина.
А затем она получает ибур-еника-мохин де-паним от Бесконечности с помощью строения Абы ве-Имы, и опускается в свойство “некудот” Зеир Анпина, и тогда опускается под “вав ו” буквы “алеф א“, поскольку она становится тогда нижней Хохмой. Потому что “таамим” – это Кетер, “некудот” – Хохма, а когда она соединяется с ним в виде “вав” с точкой, וּ, т.е. шурук, то становится в нем “вав ו” в букве “алеф א“… А в то время, когда она поднимается до Кетера, становится высшей “йуд י“, а когда опускается, становится нижней “йуд י“. Мохин де-ахораим называются “таамим (тона)”, а мохин де-паним называются “некудот (огласовки)”. Потому, что “таамим (тона)” называются движением относительно точки (некуда) единства.
А когда она Кетер на рош Зеир Анпина, она называется буквой “зайн ז”, потому что форма буквы “вав ו” – это Зеир Анпин, а Нуква – это Кетер над его рош, буква “зайн ז”. А знак союза, Есод Зеир Анпина, включает в себя букву “зайн”, потому что она является седьмой по отношению ко всему, т.е. у Есода Зеир Анпина есть тоже “атара” над его рош, так же, как буква “зайн” является украшением (атара) для головы (рош) праведника. И это – вследствие включения его в Нукву, с того времени, как она поднялась в рош буквы “алеф א“, чтобы быть ступенью Кетер Зеир Анпина. И в этом свойстве буквы “зайн ז” называется Малхут именем “седьмая”, т.е. субботним днем. И так же она является свойством “зайн” для семи нижних сфирот, поскольку является седьмой по отношению ко всем, как выше хазе, в свойстве Кетер для Зеир Анпина, о котором сказано: “Жена радетельная – венец мужу своему”[2], так и ниже хазе, в свойстве “атара” Есода.
205) Этот камень, Малхут, Нуква, является строением всех миров, и поэтому сказано о ней: “Весовой камень полный и верный пусть будет у тебя”[3], – и это мера внутри каждой сфиры, и каждая сфира поднимается с ней, чтобы стать десятью сфирот, величина ее – “вав”.
Потому, что свет нисходит из Бесконечности только благодаря ударному соединению (зивуг де-акаа) со стороны высшего света, производимому на экран, имеющийся в кли Малхут. Поэтому Нуква называется “строением всех миров”. Потому, что без экрана, который устанавливается в ней, все миры “пустынны и хаотичны”. И она – окончание любого свечения, ибо после того, как свечение распространяется в десять сфирот сверху вниз, до ее свойства, сокращенного от получения света, она становится прекращающей и оканчивающей это свечение. Таким образом, Малхут становится мерой внутри каждой сфиры, так как она оканчивает свечение каждой сфиры и разделяет таким образом между одной сфирой и другой, и она является десятой сфирой, имеющейся в каждой сфире.
Величина, которую Малхут отмеряет в каждой сфире посредством зивуга де-акаа, производимого на пять свойств ее экрана, – это “вав”, т.е. она притягивает свет в мере буквы “вав ו” имени АВАЯ (הויה), символизирующей Зеир Анпин. Величина указывает на сущность измеряемого света. Мера – это только граница.
Благодаря Малхут каждый локоть (ама) становится десятью локтями длины в каждой сфире, как сказано: “Десять локтей – длина бруса”[4]. И в целом, она создает сто сфирот, десять – в каждой сфире, и десять раз по десять составляет сто. Потому, что нет ступени, в которой бы не было десяти сфирот, и они включены друг в друга, и таким образом есть в каждой ступени сто сфирот. И каждая сфира отделяется от соседней в силу окончания этой Малхут. Таким образом, на каждой ступени обязательно присутствуют сто свойств Малхут. И если поменять порядок букв в слове “сто (меа מאה)”, то буквы образуют слово “локоть (ама אמה)”. И это указывает, что все сто свойств этих границ относятся только к одному локтю, т.е. Малхут.
206) Каждая из мер, отмеряемых Малхут, называется “мир” и означает – ступень сама по себе, и каждая из них – это “йуд י” и “вав ו”, указывающие на величину и меру. “Вав ו” – это вес света, а “йуд י” – это мера света. “Вав ו” указывает на сущность света, который оценивается или измеряется с помощью экрана, имеющегося в Малхут. “Йуд י” указывает только на границу этого света, но не на сущность его. И величина этой меры – это пять локтей в длину и пять локтей в ширину, соответствующие величине каждого небосвода, простирающегося на пятьсот парсаот в длину и пятьсот парсаот в ширину.
Иными словами, сфирот включают в себя друг друга, и поэтому, когда выходят десять сфирот КАХАБ ТУМ в результате зивуга де-акаа, они включают в себя друг друга, и распространяются пятикратно КАХАБ ТУМ от одной стороны к другой, и становятся пятью свойствами, распространяющимися в длину, т.е. КАХАБ ТУМ сверху вниз, и пятью свойствами, распространяющимися в ширину, т.е. пять дополнительных распространений свойств КАХАБ ТУМ от одной стороны к другой в ширину. Пять распространяются в длину, и пять – в ширину.
И они соответствуют небосводу, у которого точно по той же причине есть пятьсот парсаот в длину и пятьсот парсаот в ширину. Потому, что со стороны Бины каждое свойство определяется как “сто”, а пять свойств – как “пятьсот”. И они включают в себя друг друга. И поэтому в нем имеется пятьсот парсаот в длину и пятьсот парсаот в ширину. И это – две буквы “хэй ה”, содержащиеся в имени АВАЯ (הויה), в котором первая “хэй ה” указывает на ширину, а нижняя “хэй ה” – на длину.
207) Величина ступени парцуфа Зеир Анпин выясняется с помощью букв имени АВАЯ. “Вав ו” имени АВАЯ (הויה) указывает на великолепие (тиферет) небес, т.е. на сфиру Тиферет Зеир Анпина. Пять его небосводов – это последняя “хэй ה” имени АВАЯ (הויה), они называются словом “небеса (а-шамаим השמיים)”, имеющим дополнительную “хэй ה“, указывающую на пять этих небосводов, включенных в Зеир Анпин, называемый “небеса (шамаим שמיים). Пять высших небосводов называются “небеса небес”[5]. То есть, имеется пять небосводов выше хазе Зеир Анпина, и пять небосводов ниже его хазе. И это – две буквы “хэй ה”, содержащиеся в имени АВАЯ (הויה). Первая “хэй ה” указывает на пять высших небосводов, а последняя “хэй ה” указывает на пять нижних небосводов.
“Вав ו” имени АВАЯ (הויה), сфира Тиферет, включающая пять небосводов, сама считается по отношению к ним шестым небосводом – шестым по отношению к пяти небосводам выше хазе и шестым по отношению к пяти небосводам ниже хазе. Однако, выше хазе он называется Тиферет, а ниже хазе называется Есод.
“Йуд י” имени АВАЯ (הויה) – это Малхут, которая становится седьмым небосводом по отношению к ним, Кетером над рош “вав ו”. И это – буква “зайн ז”, которая поднялась в Кетер на голове его, и стала “йуд י” над “вав ו”, т.е. седьмым небосводом, как для небосводов выше хазе Зеир Анпина, так и для небосводов ниже его хазе. Однако, наверху – это Кетер на его голове (рош), “йуд י” имени АВАЯ, указывающая на величину ступени Зеир Анпина. А внизу – это украшение (атара) на голове праведника. И это – семь в семи. Семь небосводов выше хазе Зеир Анпина, и семь небосводов – ниже его хазе. И они представляют собой четырнадцать небосводов, составляющих величину его ступени.
И это – величина ступени парцуфа Зеир Анпин в четырех буквах имени АВАЯ (הויה). Потому, что пять его сфирот ХАГАТ Нецах Ход – это пять небосводов. И его собственное свойство делится в хазе на два парцуфа. Таким образом, есть у него дважды по пять небосводов. Пять небосводов выше хазе – это первая “хэй ה” имени АВАЯ (הויה). А сам Зеир Анпин, включающий их – это шестой небосвод, “вав ו” имени АВАЯ (הויה). И Малхут, которая поднялась и стала венцом (атара) на голове его, как сказано: “Жена радетельная – венец мужу своему”27, это – “йуд י” имени АВАЯ (הויה) и седьмой небосвод, расположенный выше хазе.
Пять небосводов ниже хазе – это последняя “хэй ה” имени АВАЯ (הויה), а Есод, включающий их, – это вторая “вав ו”, которая указана в наполнении “вав-вав וו”. И это – шестой небосвод, находящийся ниже хазе. Та Малхут, которая находится выше хазе, в виде седьмого небосвода и буквы “йуд י” имени АВАЯ (הויה), становится, также, здесь седьмым небосводом и “атарой” Есода в свойстве “украшение (атара)” на голове праведника. И она является свойством “йуд י” в начале всего и свойством “йуд י” в конце всего. И это – две буквы “йуд י”, содержащиеся в сочетании имен АВАЯАДНИ (יאהדונהי). Семь небосводов наверху и семь небосводов внизу, и каждый, находящийся внизу, получает от свойства, соответствующего ему наверху.
И это также земли. Семь земель над семью землями, которые находятся одна над другой, подобно шелухе лука, слои которой со всех сторон охватывают друг друга. Объяснение. Зеир Анпин и Нуква его называются небом и землей. И так же, как на уровне ступени небес, т.е. Зеир Анпина, семь небосводов находятся над семью другими, так и на уровне ступени парцуфа Нуквы, называемой “земля”, есть у нее семь земель, соответствующих семи небосводам Зеир Анпина. И по той же причине, которая выяснилась относительно Зеир Анпина, они находятся как выше ее хазе, так и ниже ее хазе. И те семь, которые находятся выше ее хазе, получают от семи небосводов Зеир Анпина, находящихся выше хазе. А те семь, которые находятся ниже хазе, получают от семи небосводов, находящихся ниже хазе Зеир Анпина.
И все эти небосводы, семь выше хазе и семь ниже хазе, указывают на свойства двух глаз. Потому что три цвета, белый-красный-зеленый, содержащиеся в глазу, – это три сфиры ХАГАТ. Белый цвет – это сфира Хесед. Красный цвет, т.е. красные прожилки в нем, – это Гвура. Зеленый цвет в нем – это Тиферет. Два века – это Нецах и Ход, верхнее веко – Нецах, нижнее – Ход. А сам глаз, включающий их, – это Есод. Черная центральная точка в глазу – это Малхут. И это семь сфирот ХАГАТ НЕХИМ, содержащиеся в свойстве “глаз”. Семь в свойстве правого глаза – это семь сфирот, находящиеся выше хазе, а семь в свойстве левого – это семь сфирот, находящиеся ниже хазе.
[1] Кдуша (освящение) из молитвы “Мусаф” в шаббат.
[2] Писания, Притчи, 12:4.
[3] Тора, Дварим, 25:15.
[4] Тора, Шмот, 36:21.
[5] Писания, Псалмы, 148:4.
Также рекомендуем: “День Творца и ночь Творца“, “Награда получающим“, “Я первый и я последний“, “Зоар: духовный путь – результат единства противоречий“, “Вступление к Учению каббалы“.