Глава Цав
Четыре вида растений и Ошана Раба
108) «”Четыре вида растений упоминаются в (заповеди о) лулаве, и их семь”, – т.е. три миртовых ветви (адас), две ивовые ветви (аравот), нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав), цитрусовый плод (этро́г). “И если скажешь, что это семь видов, это не так, но это четыре вида, и они подразделяются на три других”, потому что адас подразделяется на три, а аравот – на два, и добавилось два к адас, и один – к аравот, и поэтому их семь. “И благодаря действию их”, т.е. встряхиванию их во имя заповеди, “пробуждаются семь других наверху”, – т.е. семь сфирот ХАГАТ НЕХИМ. Три миртовых ветви (адас) соответствуют ХАГАТ. Две ивовые ветви (арава) соответствуют Нецаху и Ходу. Пальмовая ветвь (лулав) соответствует Есоду. Цитрусовый плод (этрог) соответствует Малхут. “Для того чтобы улучшить мир в разных свойствах”», – получаемых от этих семи сфирот.
109) «”Кнессет Исраэль”, т.е. Малхут, “хотя она и относится к совокупности” семи сфирот, “благословляется она от всех шести” сфирот, что выше нее, т.е. ХАГАТ НЕХИ, “и от глубокой реки, из которой выходит источник, и воды его никогда не прекращают нисходить к ним” – к шести сфирот ХАГАТ НЕХИ, “и она питает дочь” – Малхут. “Ведь поскольку она дочь ее, высшего мира”, Бины, “и нижнего мира”, Зеир Анпина, “она благословляется от них в этом пробуждении. Ибо в час, когда Кнессет Исраэль благословляется от них, благословляются все миры”, получающие от нее. “И поэтому обходят жертвенник, как мы учили”», в семь дней Суккот, ибо жертвенник соответствует Малхут, получающей от Бины и от Зеир Анпина, и посредством этих семи обходов наполняют ее семью сфирот.
110) «”И еще. Ибо этим пробуждением”, от (совершения заповеди) нетила четырьмя видами растений, “благословляются все шесть” сфирот ХАГАТ НЕХИ “водой”, – т.е. обилием, “чтобы быть наполненными им. И все они черпают из источника реки, которая глубже всего”, т.е. Бины, “чтобы ниспослать миру. И поэтому все”, четыре вида, “должны быть (свежими и) влажными, а не сухими”, – ибо влага указывает на то, что они наполнены обилием, “чтобы нести благословения в мир. Ибо эти деревья”, мирт, ива и пальма, “все они всегда наполнены (живительной) влагой, и у них всегда есть листья” на дереве, как летом, так и зимой, “и время их радости – в это время”», семи дней Суккот.
111) «”И мы учили в книге рава Амнуна Савы, что та сила, которая назначена над этими деревьями”, четырех видов, “каждое из них принимает благословения высшей радости только в это время. И радость всех наверху, и радость этих деревьев внизу, – вся она в это время”, дней Суккот. “И пробуждение их зависит от этих святостей Царя”, т.е. от (выполнения заповеди) нетилат лулав Исраэлем, “и когда Исраэль берут их, всё пробуждается в это время, и мир”, Малхут, “благословляется, чтобы излить благословения” этому “миру”».
112) «Написано: “Голос Творца – над водами. Всевышний славы гремит”[1]. Сказал рабби Йоси: “Это Авраам”, т.е. свойство Хесед. “Голос Творца – в силе”1 – это Ицхак”, Гвура. “Голос Творца – в великолепии”1 – Яаков”, Тиферет. “Голос Творца сокрушает кедры”1 – это Нецах. “Голос Творца высекает пламя огня”[2] – Ход. “Голос Творца сотрясает пустыню”2 – праведник, Есод. “Голос Творца приводит в смятение ланей”2 – это праведность”, Малхут. “И все они растут у моря” – Бины, “и орошаются водой”, – т.е. благом Бины, “чтобы расти. И это означает: “И река вытекает из Эдена, чтобы орошать сад”[3]. И все они пробуждают благословения в мире от той живительной влаги, которая орошает всё”».
113) «”Смотри, эти семь голосов”, т.е. ХАГАТ НЕХИМ, “зависят от речений уст во все дни года, но теперь”, в семь дней Суккот, “зависят лишь от действия, и нам нужно действие, а не речь. Поскольку в это время”, семи дней Суккот, “Он благословляет на весь год”».
Объяснение. Заповеди, зависящие от речи, притягивают внутреннее свойство, т.е. хасадим, но они не притягивают свечения Хохмы от левой линии, поскольку это внешнее свойство. А заповеди, зависящие от действия, притягивают внешнее свойство, т.е. свечение Хохмы от левой линии, которое является мохин де-ВАК и внешним свойством. И в семь дней Суккот нам необходимо исправить внешнее свойство – привлечение Хохмы от левой линии, и поэтому нам нужны исполнительные заповеди, способные это вызвать. И это смысл сказанного: «Но теперь зависят лишь от действия, и нам нужно действие», чтобы притянуть исправление внешнего свойства, т.е. свечения Хохмы, которое (исходит) от левой линии, «а не речь», потому что речь притягивает только внутреннее свойство, т.е. хасадим, которые мы притягиваем во все дни года. И это смысл сказанного: «Семь голосов зависят от речений уст в остальные дни года» – и не требуют действия. И это: «Поскольку в это время», семи дней Суккот, «Он благословляет на весь год», ибо после того, как мы притянули свечение Хохмы левой линии в семь дней Суккот, к ХАГАТ НЕХИМ, этого достаточно на все дни года, – так что хасадим, которые мы притягиваем с помощью заповедей, зависящих от речи, во все дни года, благословляются свечением Хохмы от семи дней Суккот, и становятся благодаря этому открытыми хасадим, и в заповедях, зависящих от действия, больше не нуждаются для этого, а (нуждаются в них) для других целей, как выяснится на своем месте.
114) «”В седьмой день праздника”, т.е. в Ошана Раба, – “окончание суда над миром, и постановления судов выходят из дома Царя, и гвурот пробуждаются и завершаются в этот день. И ветви речной ивы зависят от них”, от этих гвурот. “И надо пробудить гвурот для воды, и обойти семь раз”, соответственно ХАГАТ НЕХИМ, “жертвенник”, который соответствует Малхут, “чтобы напоить жертвенник водами Ицхака”, т.е. свечением Хохмы, что в левой линии, называемом Ицхаком, “чтобы воды наполнили колодец Ицхака”, т.е. Малхут, называемую так в час, когда она получает от левой. “И когда он наполняется, весь мир благословляется водой”».
Объяснение. Все три книги раскрываются в Рош а-шана (Начале года),[4] – законченных праведников, законченных грешников и средних. Законченные праведники тут же на месте записываются на жизнь. Законченные грешники тут же на месте записываются на смерть. А средние зависимы и пребывают (в ожидании суда) до Дня искупления.[5] Таким образом, не говорится о законченных праведниках или законченных грешниках, ибо их суд завершился в первый день Начала года. И всё говорится только о средних, которые зависимы и ждут до Дня искупления, – если они совершают возвращение, то заверяются печатью «на жизнь», а грешники, которые не совершают возвращение, заверяются печатью «на смерть».
И внутренний смысл искупления грехов в День искупления – это привлечение свечения Хохмы посредством подъема Малхут в Бину, потому что нет иного искупления прегрешений, но только с помощью раскрытия света Хохмы, света жизни. И поэтому средние, совершившие возвращение, удостаиваются тогда искупления грехов и заверения печатью «на жизнь», однако этим всё не завершается окончательно, так как свет Хохмы не светит без хасадим, а время притяжения хасадим для облачения Хохмы – в семь дней Суккот. И получается, что в седьмой день, Ошана Раба, заканчивается облачение Хохмы в хасадим, и тогда завершается печать «на жизнь», образовавшаяся в День искупления.
И таким же образом для тех, кто не совершил возвращения, и были заверены печатью «на смерть» в День искупления, еще окончательно не завершена эта печать, так как есть у них время совершить возвращение до седьмого дня Суккот, поскольку до этого времени еще притягивается Хохма,[6] и если совершат возвращение, будут искуплены их грехи с ее помощью, и удостоятся света жизни. И поэтому считается день Ошана Раба днем передачи постановлений судов ангелам – либо «на жизнь», либо «на смерть», ибо после того, как были переданы решения судов судебным исполнителям, уже не возвращают их. И это потому, что после дня Ошана Раба нет больше привлечения Хохмы.6
И это смысл сказанного: «В седьмой день праздника – окончание суда», – поскольку затем уже нет больше привлечения Хохмы, и поэтому «постановления судов выходят из дома Царя», т.е. передаются судебным исполнителям, и их больше не возвращают. «И гвурот пробуждаются и завершаются в этот день», – потому что гвурот, являющиеся привлечением Хохмы, заканчиваются в этот день, и после этого Хохма не притягивается,6 и оставшееся выяснилось.
[1] Писания, Псалмы, 29:3-5. «Голос Творца – над водами, Всевышний славы гремит, Творец – над водами многими! Голос Творца – в силе, голос Творца – в великолепии! Голос Творца сокрушает кедры, сокрушает Творец кедры Леванона».
[2] Писания, Псалмы, 29:7-9. «Голос Творца высекает пламя огня. Голос Творца сотрясает пустыню, сотрясает Творец пустыню Кадеш! Голос Творца приводит в смятение ланей и обнажает леса; и в храме Его все гласит: “Слава!”».
[3] Тора, Берешит, 2:10. «И река вытекает из Эдена, чтобы орошать сад, и оттуда разделяется и образует четыре главных реки».
[4] См. Зоар, главу Эмор, п.203.
[5] Вавилонский Талмуд, трактат Рош а-шана, лист 16:2.
[6] См. выше, п.113.
Также рекомендуем: “Радость – показатель хороших действий“, “Зоар: образы человека приходят от высшего“, “Рабаш об облачениях наслаждения“.