Продолжение. Двадцать пятую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Введение двадцать четвертое
Говорит о вознаграждении душ праведников
(177) Несмотря на то, что я уже описал (это) во Вратах изречений мудрецов, благословенной памяти, так как там ему истинное место, – изучи там, – тем не менее снова приведу здесь (это описание) таким как оно находится (там). И оно таково. Итак, сейчас, после того как мы поговорили о наказании душ грешников, поговорим вкратце о вознаграждении душ праведников. И при этом разъяснится некоторое отличие, которое мы нашли в речениях мудрецов, благословенной памяти, в их разных высказываниях. Ибо иногда упоминают в своих речениях, (что у) некоего есть доля в будущем мире, или, что он сын будущего мира, или что он приглашен к жизни будущего мира, – вопрос таких различий в этом. Знай, что после ухода души праведника из этого мира, если он не подлежит наказаниям, являясь завершенным праведником, у таких (праведников) есть три группы. Первая группа, – это когда приходит их собственный час избавиться от мира, после их кончины они всегда поднимаются в тайне высших МАН в Есод высшей Имы, Бины, называемой будущим миром, как известно. Там (они) пробуждают этот высший зивуг, и Аба производит зивуг с Имой. Эта группа называется сыновьями будущего мира. Объяснение. Подобно тому, как Зеир Анпин, называемый сыном высшей Имы, сам поднимается в тайне МАН к Аба ве-Име, и соединяет их в зивуге, – так же этот праведник называется сыном будущего мира, являющегося высшей Имой, и он самостоятельно вызывает этот высший зивуг.
Вторая группа хуже, чем первая. И это поскольку существует праведник, который не способен подняться самостоятельно и пробудить зивуг Аба ве-Имы, но нуждается в присоединении и объединении с душой другого праведника, высшего относительно него. И посредством этого пробудит этот высший зивуг. О подобном этому сказали мудрецы наши, благословенной памяти: “У каждого из Исраэля есть доля в будущем мире”. Ибо все Исраэль связаны, и, несмотря на то, что они не из завершенных праведников, есть у них небольшая доля при присоединении к остальным душам, поднимающимся к высшему зивугу будущего мира. Но они – не как сами сыновья будущего мира, которые подобны единственному домочадцу, входящему в дом своего отца без помощи другого человека, который (может) его ввести.
Третья группа – величественнее двух упомянутых групп. И о них сказано: “Приглашены в жизнь будущего мира”. А дело в том, что это сказано о будущем мире в его сущностной основе, – когда это не после смерти человека, а говорится о грядущем будущем, о чем написано: “И будет свет луны как свет солнца”. И суть в том, что тогда в очередной раз Аба ве-Има снова поднимутся в тайне убара внутрь Арих Анпина, подобно тому, как было во время сотворения мира. И известно, что любое возобновление зарождения – оно для обновления их мохин. И благодаря этому будет у них сила увеличить свет луны подобно свету солнца, каковыми являются ЗОН. Так вот, эти мохин называются жизнью будущего мира, так как они – жизнь их (т.е. ЗОН). Как известно, мохин называются жизнью царя в тайне того, что сказали мудрецы: “У всех возлагающих тфилин продлятся дни их, как сказал о них Всевышний: “будут жить”. Ибо они – притягивающие жизнь к будущему миру, являющемуся Имой. И потому о том, кто будет тогда достоин и порядочен, (чтобы) подняться в тайне МАН наверх в Арих Анпин, пробудить высший зивуг в Арих Анпине ради зарождения мохин Аба ве-Имы, сказано: “Приглашен в жизнь будущего мира”. И из этого пойми сущность (сказанного) пророком Шмуэлем, мир праху его, который сказал: “Зачем ты побудил меня подняться?”. (Он) страшился дня великого суда в грядущем будущем. И несмотря на то, что уже знал, что он из сыновей будущего мира, – все еще сомневался, был ли удостоен быть в (числе) приглашенных в жизнь будущего мира.
Еще есть четвертая группа, и это те, о которых истолковано (в) трактате Санэдрин, главе Хэлек: “А те, у которых нет удела в будущем мире, – это три царя и четверо простолюдинов (невежд)…”. Ибо они даже не из второй, наиболее худшей группы, у которой есть доля в будущем мире после смерти при содействии других душ. Ведь несмотря на то, что претерпели свои наказания, они вообще не поднимаются в будущий мир для пробуждения Аба ве-Имы к зивугу (своими) МАН, но остаются внизу в тайне МАН в Малхут, Нукве Зеир Анпина, и не более.
Введение двадцать пятое
О сотворении гор, холмов, родников, и на что (они) намекают
178) Увидел я (необходимость) привести здесь одно толкование моего учителя, благословенной памяти, о горах и холмах, которые сотворил благословенный Создатель в этом мире, а также – о родниках. Знай, что как высшая земля, будучи Малхут, делится на семь пределов и называется по этой причине Бат Шевой[1], так же нижняя земля разделена на семь “земель[2]“, как известно. И также у каждой части в этой земле, как у любого объекта, образующегося внизу, наверху есть правитель, ответственный за нее. Так вот, над каждой из больших высоких гор на этой земле есть наверху отдельный правитель. И соответственно возвышению горы над другой горой, – таково же значение высоты и достоинства этого правителя над правителем другой, меньшей горы. Ведь небеса в каждом своем деянии и проявлении подобны этой нижней земле. И знай, что эти горы каждый день, с момента сотворения мира и далее, постоянно растут, но их рост незаметен. И так же наоборот, – есть горы, которые уменьшаются и становятся ниже, как сказали мудрецы о земле Исраэля, что была (в) четыреста парса(от), но сотряслась и сжалась. А есть горы, которые растут и усиливаются. И эти процессы (происходят) вследствие (возрастания) наверху достоинства и величия их правителя в небесах, или вследствие уменьшения его силы. А иногда, когда наверху достоинство правителя этой горы полностью отменяется, тогда и эта его гора внизу тоже отменяется в своем достоинстве и нет ее в реальности. И это поскольку прилепляется и присоединяется к другой горе, отменяясь в ней, и вследствие этого сама по себе не различима. А иногда это будет по-другому, – у правителя этой горы отнимают часть его власти, разделяют его власть и отдают половину другому правителю, а половина остается у него. И тогда также та гора внизу, которая была под его властью, раскалывается и делится надвое. И поэтому можешь увидеть иногда большую скалу, которая буквально расколота надвое, а в середине этой расщелины нет другой земли, – только сама скала разделена и расколота расщелиной надвое.
179) По вопросу родников. Они соответствуют свойствам родников МАН в высшей земле, Малхут. А соответственно им внизу, – родники в этой земле. Это категория МАН, поднимающихся из бездны наверх на поверхность земли. Но дожди опускаются на землю, – в дождях (проявляется) свойство МАД. И получается, что нет тебе внизу, на (нижней) земле, того, что не соответствовало бы некоему свету в высшей земле, поднимающей МАН от Малхут к Зеир Анпину, все время притягивая нижний родник. А когда какой-то родник или колодец с водой внизу, на земле, закупоривается и высыхает, – подобно (ему и) наверху высыхают и не поднимаются МАН. Также иногда видишь, что снова возобновляется и выходит родник или источник живой воды из бездны внизу, – то, чего не было вначале. Это указывает, что наверху возобновился некий высший свет, или некая душа подняла тогда МАН от Нуквы к Зеир Анпину.
180) Относительно деревьев на этой земле. Над каждым из них также есть правитель наверху, и когда он падает, – оно высыхает. И не только, но каждый раз, когда внизу опадает листва дерева, у высшего правителя наверху в это время также недостает какой-то высшей силы. И из того, что я написал тебе, сейчас сможешь провести аналогию и понять чудесные вещи в своем знании или очами разума.
[1] Досл.: “дочь семи”.
[2] В оригинале используется слово “אקלימים”, означающее “климаты”, “атмосферы”. В тексте использовано слово “земель” в соответствии с текстами Зоара.
Также рекомендуем: “Поколения праведников“, “Бааль Сулам о работе праведников в высших мирах“, “Зоар об исправлении в кругооборотах“, “Рабаш об особенностях индивидуальной и общей духовной работы“.