От редакции: в этом удивительном тексте, – по сути дела он имеет форму псалма, – великий каббалист проникновенно описал свои взаимоотношения с Создателем, ступени своих постижений в Нем, трепета перед Ним и своей любви к Нему. Уровень передачи чувств здесь необыкновенно высок. А форма передачи существенно отличается от стиля его статей, не говоря уже о стиле Учения о десяти сфирот или комментария “Сулам”. Тем не менее, этот текст является кратким, но необыкновенно емким и полным учебником ступеней духовного роста как для начинающих изучать каббалистическую практику, так и для “продвинутых” в каббале людей. Это также описание эталона работы в трех линиях на каждом этапе продвижения в молитве и благословении.
Источник: Библиотека МАК.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Было бы достаточно мне
Благословен человек, ищущий защиту в Тебе, пробуждающийся от проникновения Твоего в сердце свое. Благословен человек, который, услышав заповеди, Тору и наставления Твои, запечатлевает их в сердце своем.
Ты создаешь свет и творишь тьму, делаешь мир и создаешь все. И если дал Ты мне слух, (дабы) слышать Тебя вечно любовью души, но не показал бы мне, как глаза Твои наблюдают за мной от конца мира и до конца его, – было б достаточно мне.
И если обещал Ты мне достичь в будущем всех мудрецов Твоих, быть среди восходящих к Тебе, но не поднял бы меня к ним в настоящем, – было бы достаточно мне.
И если поднял меня к ним в настоящем, но не постиг бы я Величие Твое, ничем и никем не ограниченное, – было б достаточно мне.
И если постиг я, что не ограничивает Тебя никто, но не указал бы Ты мне дом молитвы, где получил я из рук Твоих все недостающее, – было бы достаточно мне.
И если удостоился я призыва Твоего и ответа, – как спрашивает человек у другого обо всех сомнениях в сердце, – но не осчастливил бы Ты меня явлением в один из дней и рождением в изгнании в другой день, – было б достаточно мне.
И если бы не осветил меня знанием тайны еще в стране исхода и не поставил бы меня в этом начале, чтобы почувствовать наполнение Тобою в сердце моем там, – было бы достаточно мне.
И если удостоился я почувствовать весь Твой свет, светящий внутренним светом во мне, но не дал бы мне знать, что это желанная суть всех творений и наслаждений Твоих, – было б достаточно мне.
И если дал мне знать о Твоем наслаждении, ожидаемом Тобою от небес и земли, но не научил бы меня, как благословлять во все дни и освящать Тебя во все времена, – было бы достаточно мне.
И если удостоился я благословения всех дней и святости всех времен, – прошлого и будущего в единстве, – и не помог бы Ты мудростью и дружелюбием уравновесить меня и снять с меня стыд, – было б достаточно мне.
И если удостоился я очищения до уровня небес и их сил, и тайн: “К Творцу молитва твоя”, и не спросил бы Ты меня в соответствии с писанием: “Выполнят ли сыновья твои Мой Завет?”, – было бы достаточно мне.
И если слышал (я) из уст Твоих клятву святостью Твоей: “Солгу ли именем Давида!”, и не напутствовал (Ты) бы меня, – что кроме этого Твоего наслаждения, все принадлежит наслаждениям ради себя, – было б достаточно мне.
И если изложил я Тебе всю мудрость и каждое чувство, и лишь к свету Твоему все мои обращения, и не пояснил бы мне, что нечего мне более дополнить, и могу уйти я из этого мира, – было бы достаточно мне.
И если понял я всем своим разумом, что надо мне сейчас же исчезнуть из мира, но не побудил (бы Ты) меня искать, есть ли стремление к покою в желаниях моих, – и не нашел бы (я) ничего, – было б достаточно мне.
И если пробудил меня, что в деяниях рук желание Твое, а не просто в наслаждении, но не пробудил бы меня в (книге) “Паним масбирот” пониманием, – было бы достаточно мне.
И если пробудил меня стремиться к пониманию в книгах, но не научил бы меня, что главное – в реальной действительности, а свет не имеет значения, – было б достаточно мне.
И если постиг я, что не важен свет, а лишь ощущение действительности и простота сердца, но не внушил бы Ты мне стремление к возрождению мертвых и неспособности получать, чтобы не навредить Тебе, – было бы достаточно мне.
И если бы ушел я из мира, наполненный всей своей сутью, но не удостоился бы, в соответствии с писанием: “Не превознесется мудрец мудростью и способностью к обновлениям”, – было б достаточно мне.
И если удостоился (я) обновлений, но не удостоился бы всех чудесных светов и всей Торы наивысшего уровня Берешит, и “Быстрой руки писца” (Псалом 45), – было бы достаточно мне.
И если удостоился (я) там всех почестей и истинного милосердия в непрерывном единении, но не удостоился бы “благословения человека, опускающегося до уровня рыб морских, … до неизбежности удаления изнутри”, – было б достаточно мне.
И если бы исчез я из мира после чести этой, – жить в небесах и на земле одновременно, – и не осветил бы Ты мне это справедливое и спасительное решение, – было бы достаточно мне.
И если бы осветил это решение праведника и спасителя, и не задержал бы меня во вратах справедливости, обращающимся к Богу, – было б достаточно мне.
И если бы исчез я из мира после наполнения этим совершенством, и не раскрыл бы (Ты) мне секрет написанного: “Сестра маленькая есть у нас, и грудей нет у нее” (Песнь песней), – было бы достаточно мне.
И если (Ты) обновил мою жизнь: “Что сделать сестре нашей в день, когда скажут о ней” (Песнь песней), но не осветил бы меня чудесными светами от “Ставшего известным, и о богатом доме, и кедровых щитах”, – было б достаточно мне.
И если (Ты) показал мне все твое чудесное милосердие, исходящее из Кетера, Короны Творца, но не научил бы меня основам: потоп, разбиение сосудов, ангелы и т.д., – было бы достаточно мне.
И если утвердил (Ты) в сердце моем веру в Тебя через ангелов и ангела смерти, – вплоть до второй парсы, но не удивил бы меня тайной сказанного: “Опустошается тело и память моя”, – было б достаточно мне.
И если удивил (Ты) меня великим единением “Опустошается тело и память моя”, но не затянул бы меня внутрь миквы, собрания душ, на надежную высоту, в соответствии со сказанным: “Боже, приблизь избавление ждущих Тебя”, – было бы достаточно мне.
И если удостоился я познать все благословение и святость от высот и до низин миквы в условии “плодитесь и размножайтесь”, посредством: “Боже, приблизь избавление ждущих Тебя”, и не удостоился бы увидеть великое путешествие каждого до воссоединения с остальным в Бесконечности, – было б достаточно мне.
И если удостоился (я) постижения всей Торы от лица всех творений, удостоился покоя и света, но не удостоился бы увидеть восстановленный Иерусалим в совершенном виде, который не будет разрушен более, – было бы достаточно мне.
И если ушел я из мира после вечного постижения восстановленного Иерусалима и не напутствовал бы меня великой верой “Слушай, Исраэль, господь Бог наш Господь Один”, – было б достаточно мне.
И если напутствовал меня вечным реальным возрождением мертвых в глазах всех народов, с полной ясностью, но не побудил бы меня вернуться в микву, т.к. неразрывна связь и снова облачишься в меня, – было бы достаточно мне.
И если бы не пробудил меня заниматься духовной, внутренней работой, и не удивил бы меня на подъеме, как йуд извлекается и возвышается из меня до моего исчезновения, – было б достаточно мне.
И если не удивил бы меня возвышением йуд, которую притянул я до ее удаления ввысь, и не утвердил бы во мне желание к работе, ибо грешники обрели бы силу, но силой “Но кто превзойдет Тебя!” затянул бы Ты меня внутрь, – было бы достаточно мне.
И если приготовил Ты мне Твою духовную работу, но не поставил бы меня “У Его дома”, – было б достаточно мне.
И если выдержал я свое испытание не задумываясь, сопоставляя со всем богатством дома Твоего, наполненного любовью Твоей, но не дал бы Ты мне в дополнение наслаждения от подъемов и постижения мудрецов Торы Твоей, – было бы достаточно мне.
И если б не удостоился я подъемами и раскрытием мудрецов проявиться два раза, и не удостоился бы суровой проверки железными гребнями, пока не проявилась душа моя в Едином, – было б достаточно мне.
И несмотря ни на что, – велико счастье, что удостоился я всего перечисленного, а также возрождения мертвых. С большим милосердием Ты приобщил меня к полному возвращению, с уважением, любовью и настоящей работой. И приблизил меня, вернув к общности Исраэля и к Торе Твоей с большой любовью и доверием. И чем отблагодарю Тебя, ведь все Твое вознаграждение во мне?
Несмотря ни на что, великое счастье выпало на долю мою, потому что дал Ты мне слух слышать Тебя на веки вечные любовью души, и показал мне, как глаза Твои наблюдают от конца мира и до конца его для надежного постижения всех Твоих тайн, подобно приближенным Твоим, сидящим первыми в царстве Твоем.
И одел их в меня в настоящем, в реальном и действительном, и постиг я, что Твое Величие никогда не прощает. И даже света и духи не ограничат Тебя.
И установил Ты мне место в молитвенном доме, где спрашивал (я) и получал ответы на все без исключения сомнения в моем сердце, как спрашивает человек у другого и получает ответ.
И осчастливил меня прибытием в страну и рождением в изгнании – до великой тайны Твоей, постигнутой в стране исхода.
Также дал мне знать, что только в этом желанная суть Твоя из всех творений небес и земли, и напутствовал меня, что надо благословлять ее выше всех дней и времен.
И уравновесил меня с большой мудростью, пока не снял с меня стыд окончательно, до сущности небес, как сказано: “К Творцу молитва твоя должна стать буднями во всех делах твоих”.
Также поклялся мне Святостью Своей, что никогда не отдалишь от меня милосердие Твое и свет лика Твоего.
Также дал мне знать, что кроме Твоего наслаждения, все прочее относится к наслаждению ради себя, и постиг я всю мудрость и каждое чувство; лишь видеть свеченье Твое я желаю.
И дал знать, что надо исчезнуть мне сейчас же из мира, потому что нечего мне более добавить.
Также побудил меня искать стремление к покою, но не нашел (его я), и пробудил во мне тоску возвратиться к началу, и не мог противоречить я Твоему Величию. И дал мне знать, что важны не свет и мудрость, а лишь ощущение реальной действительности и простота сердца.
И показал мне, что не существует вопроса о зеленой линии, внешней над всеми мирами. И обновил жизнь мою, возвысил над всеми, произносящими имя Твое, – как трон, соединяющий воедино небо и землю.
И удивил светами Своими, скрытием от людей, изменением красы и действием Берешит, и всей Торой, как сказано: “Язык мой подобен быстрой руке писца, и благословением человека, опускающегося до уровня рыб морских, … и до неизбежности удаления изнутри”.
Также передал мне “сестру младшую” и “обновил жизнь мою”, также отличил ее чудесными светами, и отсюда стали известны мне и “богатый дом”, и “кедровые щиты”.
Также привел меня к разбиению сосудов, к потопу, к ангелу смерти, но до последнего часа внимал (я) голосу Твоему.
Также осчастливил меня видеть опустошение тела и памяти моей, как в великом и святом единении “Боже, приблизь избавление ждущих тебя” продолжил путь мой внутрь миквы, и постижением всех шестисот тринадцати заповедей, и вхождением каждой в микву.
И представил (я) себе образ восстановленного Иерусалима, и также тайну сказанного: “Господь Бог наш Господь Один” до неизбежности (восприятия) сути всех шестисот тринадцати заповедей всеми народами.
Напутствовал (Ты) меня, что не прекращается связь изнутри миквы, и еще облачишься в меня, как впервые, (дав возможность) увидеть волшебство деяний рук Твоих, с невозможностью продолжить йуд внутрь пяти букв; и в середине пути взметнулась она ввысь, как звезда, возвышающаяся до исчезновения.
И понял я право свое заниматься работой Твоей по сказанному: “Вот они, грешники и равнодушные мира, приобрели силу”. И испытал Ты меня в сказанном: “Отдаст ли человек все богатство дома своего с любовью, терпя унижение и насмешки”.
Также одарил (Ты) меня Своей благосклонностью, чудной сладостью возвышений, и приказал мне постичь знатоков Торы Твоей до чудесных единений с моими предшественниками.
Удостоился я суровых испытаний за стремление к единению с Тобой, до низложения души моей, но восстал вновь я, и Ты возвысил меня росой возрождения.
Также рекомендуем: “Поколения праведников“, “Закон и суд – Имя Творца“, “Путь к слиянию через постижение разницы между Творцом и творением“, “Корни слияния“, “Движение материальное и движение духовное“, “Четыре мира“.