Рабаш. Краткое описание методики каббалы

Барух Ашлаг (Рабаш)

Мир был сотворен для Торы

Статья 3, 1990 г.

Причиной творения является желание Творца насладить творения. Но для выявления совершенства своих действий, – т.е. чтобы не было стыда у получающих наслаждение, – создано сокрытие Творца: свет Творца, или наслаждение, ощущается только при условии (наличия) у получающего намерения насладиться ради Творца. Иначе есть сокрытие Творца. И по этой причине дана нам заповедь верить в то, что Творец управляет своим миром только добром. А с помощью заповеди веры в Творца, выполняя на основе веры в Него все остальные его заповеди, исправляется стыд.

Но поскольку творения созданы с эгоистическим желанием самонаслаждаться, они не в состоянии получать наслаждение не ради себя. Поэтому желание самонасладиться называется “зло” или “дурное начало” человека, его использование называется “грех”, а подчиняющийся ему называется “грешник”. Эгоизм человека называется злом потому, что заставляет человека выполнять только то, что для его пользы, что в итоге приводит ко злу для человека, потому что этим (эгоизм) устраняет возможность получить истинные вечные наслаждения, которые Творец желает дать. И это потому, что на желание самонаслаждения есть исправление в виде сокрытия Творца, ибо это желание обратно свойству (желанию) Творца услаждать.

Чтобы было подобие свойствам Творца у человека при получении (им) наслаждения, он должен наслаждаться не (самим) получаемым наслаждением, а потому, что его наслаждения желает Творец. Это намерение при получении наслаждения соответствует (такому) действию, будто человек не получает, а дает наслаждения Творцу. А поскольку в таком случае их свойства совпадают, это приводит к слиянию человека с Творцом. Хотя в действии они отличны, – Творец дает, а человек получает, – но намерение человека меняет его действие из получающего в дающего. И такое действие человека называется получением ради Творца.

Но как можно прийти к такому противоестественному состоянию подобия свойств человека и Творца? Как можно изменить созданное Творцом желание самонасладиться? Действительно, невозможно аннулировать созданное Творцом желание насладиться, но можно его исправить, изменив его намерение, – ради чего человек наслаждается. Желание насладиться, – если человек видит, от чего он может насладиться, – остается, потому что это и есть единственное созданное творение. И после исправления человек наслаждается, но с другим намерением, что называется: наслаждается ради услаждения Творца. Но как может человек изменить свое намерение с намерения самонасладиться на (намерение) наслаждаться ради Творца?

Ответом на это может быть изречение Торы: “Я создал злое начало и создал Тору для его исправления”. То есть, с помощью выполнения Торы и заповедей человек может достичь желания отдавать как Творец. И это единственное средство достичь желания отдавать потому, что, как сказано: “Свет Торы возвращает к ее источнику”. А после достижения альтруистического желания, человек получает наслаждение, которое Творец желает дать творениям.

Тора состоит из шестиста тринадцати советов (эйцот), выполняя которые человек постепенно постигает ступени желания отдавать. По выполнению каждого из шестисот тринадцати советов, человек в приобретенное желание отдавать получает соответствующий совету свет. Этот получаемый, соответствующий духовному выполнению каждой заповеди, свет называется “вклад” (пикадон), потому что он соответствует освоению каждой духовной ступени. А все шестьсот тринадцать светов всех шестиста тринадцати ступеней называются “Тора”. То есть, Тора – это и есть то наслаждение, которое Творец задумал дать нам. А исправленные намерения человека называются “Исраэль”. Поэтому и говорится, что Тора дана для Исраэля, где Тора – это наслаждение (“ор”, свет), а Исраэль – это желание (“кли”, сосуд). Но при получении света в сосуд они действуют как одно целое в виду совпадения свойств. Поэтому Тора и Исраэль – это одно и то же. Поначалу Тора – это инструкция исправления зла, называемая “шестьсот тринадцать советов по исправлению шестиста тринадцати частей тела (эгоизма)”. А после исправления Тора – это порции света Творца, соответствующие каждому из шестиста тринадцати исправленных органов души, выполненных советов. И эти порции наполняют, каждая, соответствующую часть (орган тела) души. Свет, получаемый душой, – Тора, – и есть наслаждение, задуманное Творцом для наслаждения человека. Таким образом, ощущение Творца и Тора – это одно и то же.

Названия Творцу человек дает по своим ощущениям Его. Поэтому и говорится, что вся Тора – это названия, имена Творца. То есть, Творец и Тора – одно и то же. Постигающие ощущают Творца как источник своего наслаждения, и поэтому называют Творца “Добрым, Творящим добро” (тов вэ мэйтив). Шестьсот тринадцать заповедей Торы и семь дополнительных заповедей мудрецов – это и есть шестьсот двадцать частей сосуда (кли) целой души – духовного, полностью исправленного желания, в которое входит полный ее свет (ор), состоящий из пяти светов: нэфеш, руах, нэшама, хая, ехида (НАРАНХАЙ), называемый “Тора”. А Творец – это бесконечный свет, одевающийся в шестьсот двадцать частей света Торы. То есть, Творец – это общий свет всех шестиста двадцати светов Торы.

Не видя вознаграждения, человек не в состоянии проделать самую незначительную работу. Если он видит вознаграждение, – следствие своего усилия, – это называется работой внутри разума. Но если вознаграждение скрыто, как скрыты духовные наслаждения, и требуется верить в возможность их получения, – то не то, чтобы на Творца, но и на себя работать практически немыслимо, хотя это и не против нашей природы. А если человек стремится быть подобным Творцу, альтруистически действовать, вне всякого вознаграждения, то его тело (эгоизм) восстает во всей своей силе, и без помощи Творца невозможно выйти из эгоистического рабства.

Поэтому Тора – это и есть единственное средство борьбы с эгоизмом, ибо ее свет исправляет, придает человеку альтруистические желания, в которые затем входит ее свет, насладить которым задумал Творец.

Также рекомендуем: “В чем заключается действие человека, идущего духовным путем“, “Единство линий в работе Творца“, “Некоторые аспекты осознания зла“, “Зоар о кругооборотах доброго и злого начал“.