Зоар об источнике образа человека

Глава Насо, Идра раба

Образ человека

297) «”Общность всего этого, древнейший (атик) из древних и Зеир Анпин, – все это в сущности своей является одним целым”, и все это выше времени в отношении их сущности, когда прошлое, настоящее и будущее равны в них. “И все это в настоящем, и все это было, и все это будет”. Ибо нет в божественной сущности понятия прежде и после, и также нет там вовсе изменения действия в отношении их сути, как например от милосердия к суду и тому подобное. “Потому что не изменится” в будущем, “и не изменилось” в прошлом, “и не меняется” в настоящем. Но “установился в этих исправлениях” для нижних, “и восполнился образ, включающий все образы”, т.е. Зеир Анпин, и это – образ человека (адам), включающий захара и нукву, “и образ, включающий все имена”, потому что Зеир Анпин называется АВАЯ, и это имя, включающее все имена. “Образ, в котором видны все образы, но еще не” сам “образ, а наподобие этого образа”».

298) «”Когда соединяются” в Зеир Анпине “венцы (атарот) и кетеры”, т.е. мохин де-ГАР, “тогда это восполнение всего”, всех высших и нижних. “Поскольку образ человека (адам) – это образ, в который включены высшие и нижние, и поскольку этот образ включает высших и нижних, произвел святой Атик свои исправления, и исправление Зеир Анпина, в этом образе и в этом исправлении”».

Объяснение. Все исправления, имеющиеся в мирах, приходят лишь для исправления Малхут первого сокращения,[1] и главное ее исправление – оно в свойстве исправления Адама, что указывает на включение всех образов. И это Малхут, получающая от трех линий, потому что Малхут – это свойство лик человека (адам), а три линии – это свойства лев-бык-орел, включающие все образы, и Малхут принимает их и включает их в себя. И это исправление Адама началось в святом Атике, и это все тринадцать чисел, которые сказаны о нем: тринадцать (видов) белизны, тринадцать прядей (волос), тринадцать исправлений дикны и так далее, потому что ХУБ ТУМ в каждой из трех линий – это двенадцать, а вместе с Малхут, принимающей их и включающей всех в себя, – это тринадцать. Однако основное исправление Адама произошло в Зеир Анпине и Малхут. И Зеир Анпин – это три линии, а парцуф Малхут – это (Малхут), получающая эти три линии. И благодаря этому Малхут все время исправляется постепенно до конца исправления, и тогда с помощью всех светов, которые получила Малхут в течение шести тысяч лет, исправляется Малхут первого сокращения.

И это смысл сказанного: «Установился в этих исправлениях, и восполнился образ, включающий все образы», – то есть все эти исправления Атика и Зеир Анпина восполняют образ Адама, включающий все эти образы, т.е. лев-бык-орел. И когда Зеир Анпин получает все эти исправления, он тоже называется Адам. И это «образ, включающий все имена», потому что имя Зеир Анпина, т.е. АВАЯ, включает благодаря этому все имена. «Образ, в котором видны все образы», – то есть и Малхут видна там, пока это исправление не придет к Малхут первого сокращения. И это смысл сказанного: «Это образ, в который включены высшие и нижние», потому что лик человека включает в себя всех высших, включающихся в три линии, называемые лев-бык-орел, и они также включают образ самих себя, от которого исходят все нижние, и поэтому исправление, приходящее к лику человека (адам), – исправляются им все высшие и нижние. И это смысл сказанного: «И поскольку этот образ включает высших и нижних, установил святой Атик свои исправления, и исправление Зеир Анпина, в этом образе и в этом исправлении», чтобы он мог исправлять с помощью этого всю реальность до завершения исправления, как мы уже сказали.

299) «”И если скажешь, в чем разница между одним и другим”, между Атиком и Зеир Анпином? И отвечает: “Все взвешивается на одних весах. Но отсюда”, от Атика, “разделяются пути его. И отсюда”, от Зеир Анпина, “пребывает суд, и” только “с нашей стороны они отличаются друг от друга. И эта тайна не передается никому, кроме пожинающих святое поле”, т.е. тем, кто удостоился исправить Малхут, называемую полем, и уже пожинают урожай. “И написано: “Тайна Творца для боящихся Его”[2]».

Объяснение. Основные пути исправления приходят в порядке «благодеяние-суд-милосердие», которые представляют собой три линии. И источник исхода этих «благодеяния-суда-милосердия» – в Зеир Анпине, однако путем включения, поскольку ГАР состоят из Зеир Анпина и Малхут, находятся они также и в ГАР. И это смысл того, что сказал выше: «Нет левой стороны в этом Атике»[3]. И вместе с тем, поскольку есть там включение ЗОН, стало возможным, чтобы исправились там три линии, для того чтобы подсластить три линии, что в Зеир Анпине. И это смысл сказанного: «Но отсюда разделяются пути его», – т.е. три линии, которые в Атике, нужны лишь для разделения путей между правой, левой и средней (линиями), для того чтобы Зеир Анпин получил от них. Но в самом Атике нет правой и левой. «И отсюда пребывает суд», – но в Зеир Анпине есть левая, которая на самом деле является судом, и поэтому находятся в нем три линии «благодеяние-суд-милосердие» на самом деле. Таким образом, «с нашей стороны они отличаются друг от друга». Поскольку те же различия, есть суд или нет суда, это только по отношению к нижним, но относительно сути – всё это божественная сущность, выше времени, выше места, выше всякого изменения. И все те ступени и исправления, которые мы различаем в божественной сущности, все они только своего рода скрытия и покрытия относительно нижних, потому что число десяти сфирот, это как будто ты говоришь: десять видов скрытия на Его суть. И также все воображаемые картины из времени и места, и действий, все они являются только своего рода покрытиями на Его божественную сущность, и представляющиеся так глазам нижних. И так же как человек не впечатляется и не меняется никоим образом от покрытий, в которых скрывает себя, потому что только его товарищи впечатляются от его скрытия или раскрытия, так Его божественная сущность нисколько не изменяется и не впечатляется, ни в коем случае, вследствие этих ступеней и исправлений, и имен, что во времени и месте, и изменении действия, которые нижние различают в его покрытиях.[4] Но нужно знать, что эти покрытия используются также для раскрытия, подобно тому, как установил Аризаль в воспеваниях, – в скрытых словах раскрываются назидания. И мало того, но в соответствии с мерой скрытия, которая есть в каждом имени и исправлении, такова и мера раскрытия, находящаяся в нем. И тот, кто удостаивается принять меру скрытия как положено, удостаивается затем того, что эти скрытия становятся для него мерами раскрытия. И изучающий должен помнить это во время учебы, и тогда не ошибется в мысли своей.

300) «”Написано: “И создал (ваицер וַיִּיצֶר) Творец Всесильный человека”[5] – с помощью двух йуд (י) восполнил исправление внутри исправления, и это печать перстня, и это “и создал (ваицер וַיִּיצֶר)”5, с двумя йуд (י). И объясняет свои слова, – “почему две йуд (י). Потому что это тайна святого Атика и тайна Зеир Анпина. “И создал (ваицер וַיִּיצֶר)” – что создал (цар צר)?” И отвечает: “Создал образ внутри образа”. Спрашивает: “Что такое образ внутри образа?” И отвечает: “То есть два имени, называемые полным именем, т.е. АВАЯ Элоким. И это две йуд (י) этого “и создал (ваицер וַיִּיצֶר)”, что создает образ внутри образа, и это исправление полного имени АВАЯ Элоким”».

Объяснение. Рабби Шимон приводит здесь своего рода предисловие о достоинствах Малхут и ее сути прежде, чем он собирается объяснить детали, касающиеся Малхут. И известно, что Малхут называется нижней Хохмой, так как нет раскрытия Хохмы ни в одной сфире из десяти сфирот, но только в ней,[6] то есть в час, когда Малхут получает от трех линий Зеир Анпина, и тогда называется Малхут печатью перстня, потому что сама Малхут является свойством «перстень Царя», а три линии, которые получает от Зеир Анпина, это печать, которая запечатлевается в ней, и там раскрывается в ней Хохма.

И это смысл сказанного: «С помощью двух йуд (י) восполнил исправление внутри исправления», т.е. восполнил исправление трех линий, чтобы светили в исправлении Малхут. «И это “и создал (ваицер וַיִּיצֶר)”», – что это сконцентрировано в слове «и создал (ваицер וַיִּיצֶר)». Спрашивает: «Почему две йуд (י)» – на что указывают две йуд (י) этого «и создал (ваицер וַיִּיצֶר)»? И отвечает: «Потому что это тайна святого Атика и тайна Зеир Анпина» – т.е. скрытая Хохма Арих Анпина, называемого святым Атиком, и Хохма тридцати двух путей Зеир Анпина. И не говорит: «Святой Атик и Зеир Анпин», поскольку указывает на свойства Хохмы, что в них. И с помощью этих двух видов Хохмы Он создал душу Адама, т.е. ГАР Зеир Анпина, называемые Адам, как он продолжает объяснять. И это смысл сказанного: «Что такое образ внутри образа?» И отвечает: «Два имени, называемые полным именем, т.е. АВАЯ Элоким. И это две йуд (י) этого “и создал (ваицер וַיִּיצֶר)”», – потому что два имени АВАЯ Элоким указывают на Арих Анпин и Зеир Анпин,[7] т.е. «создал один образ внутри другого», т.е. создал образ скрытой Хохмы Арих Анпина внутри образа Хохмы тридцати двух путей Зеир Анпина. И это «исправление полного имени АВАЯ Элоким», где АВАЯ указывает на скрытую Хохму Арих Анпина, а Элоким – на Хохму Зеир Анпина. И это потому, что Хохма Арих Анпина скрыта и не светит, а светит только Хохма тридцати двух путей Зеир Анпина, и поскольку желанием Создателя было раскрыть также и свечение скрытой Хохмы в мирах, поэтому Он сформировал ее в виде образа внутри образа, во внутреннем наполнении Хохмы тридцати двух путей, и благодаря этому приходит в миры свечение скрытой Хохмы, являющейся корнем всей действительности.

301) Спрашивает: «”Во что включились” эти две вышеуказанные формы Хохмы, когда Он создал образ внутри образа? И отвечает: “В это высшее подобие, называемое Адам, который включает захара и некеву”, – т.е. Зеир Анпин, который включает Зеир Анпина и Малхут. “И поэтому написано: “Человека (эт адам)”, что включает захара и некеву”». «Эт» в сказанном «эт адам» – «”это чтобы вывести и включить вид, выходящий из него”», т.е. Малхут, являющуюся Нуквой Зеир Анпина, и она выходит из него. И в эту Малхут облачаются два вышеуказанных образа, т.е. образ внутри образа. И это две буквы йуд (י) слова «и создал (ваицер וייצר)», высшая Хохма Арих Анпина внутри нижней Хохмы Малхут, являющейся Хохмой тридцати двух путей, выходящих в Зеир Анпине, и место ее раскрытия только в Малхут, т.е. Нукве Зеир Анпина. И поэтому называется нижней Хохмой, в соответствии Хохме Арих Анпина, свечение которой облачено в нее.

302) «”Прах от земли” – т.е. подобие внутри подобия. “И вдохнул в ноздри его дыхание жизни (нешмат а-хаим)” – печать перстня в самой внутренней части. И всё это зачем? Для того чтобы извлечь и включить в него скрытие высшего скрытия”, т.е. скрытую Хохму Арих Анпина, “до окончания всех скрытий”, т.е. Хохмы тридцати двух путей, что в Зеир Анпине, которые являются окончанием скрытия, ибо после того, как приходит эта Хохма тридцати двух путей от Зеир Анпина к Нукве Зеир Анпина, она раскрывается и больше не является скрытой. “И поэтому считается Зеир Анпин окончанием всех скрытий, а она – дыхание (нешама), ибо вся жизнь, что наверху и внизу”, т.е. мохин Зеир Анпина и Нуквы, включающей нижних, “зависит от этого дыхания (нешама) и существует в ней”».

Объяснение. «Прах от земли» – это подслащение Малхут в Бине, которая при этом становится способной получать высший свет.[8] И это смысл сказанного: «”Прах от земли”, – т.е. подобие внутри подобия», то есть, что включился образ Малхут Зеир Анпина, называемой прахом, в образ Бины, называемой землей. «”И вдохнул в ноздри его дыхание жизни (нешмат а-хаим)” – печать перстня в самой внутренней части», т.е. мохин Бины, и это Малхут, включающая в себя три линии, тогда она называется печатью перстня, и этот свет Малхут и трех линий называется нешамой Зеир Анпина, так как он получает его от Бины, а свет Бины называется нешама. И это смысл сказанного: «И всё это зачем? Для того чтобы извлечь и включить в него скрытие высшего скрытия», – то есть, с целью включить Хохму Арих Анпина в Хохму тридцати двух путей Зеир Анпина, чтобы затем он передал их своей Нукве, называемой нижней Хохмой, где находится место раскрытия.

303) «”И стал человек существом живым (нефеш хая)”, – чтобы находиться под воздействием и войти в исправления, подобные этому”, печати перстня, “и извлекать эту душу (нешама) от ступени к ступени, до конца всех ступеней”, т.е. от скрытой Хохмы Арих Анпина до Малхут, являющейся концом ступеней, “для того чтобы находилась эта душа на всех” ступенях “и распространилась во всех, и все они будут в полном единстве. И тот, кто прерывает это единство в мире”, т.е. отделяет Малхут от единства трех линий, “он словно прерывает эту душу”, подобно тому, кто умаляет мохин Зеир Анпина “и показывает, что есть другая душа, кроме этой”, т.е. прилепляется к ситре ахра. “И поэтому истребится он и память о нем из мира в поколения”».

[1] См. Учение десяти сфирот, часть 1.
[2] Писания, Псалмы, 25:14. «Тайна Творца – для боящихся Его, и союз Свой Он объявляет им».
[3] См. выше, Идра раба, п.31.
[4] См. во «Введении в книгу Зоар».
[5] Тора, Берешит, 2:7. «И создал Творец Всесильный человека – прах от земли, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым».
[6] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.340, со слов: «И, кроме того, так же как высшая Хохма является началом (решит ראשית), так же и нижняя Хохма считается началом (решит ראשית). Потому что от высшей Хохмы до Малхут, являющейся нижней Хохмой, нет во всех сфирот того, кто бы взял себе свечение Хохмы…».
[7] См. выше, Идра раба, п.245.
[8] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.3, со слов: «В свойстве суда, т.е. в свойстве Малхут мира АК, прежде чем она подсластилась в Бине, в свойстве милосердия, мир не мог существовать…».

Также рекомендуем: “Зоар о духовных корнях внешнего образа человека“, “Рабаш о четырех состояниях человека в духовной работе“, “Тания о свойствах души и качеств человека“.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *