Дом врат намерений
Глава вторая
*16) А теперь поговорим о каждом из этих миров, – в чем их сущность. Знай, что шореш, нешамот и гуфим – это единая категория, и нет между ними разделения. Но левушим и эйхалот – это две категории, отделенные от трех упомянутых категорий.
*Древо жизни, ч.2, врата 42, гл.3
Ор пашут
16) Шореш, нешамот и гуфим – это единая категория и нет между ними разделения. Но левушим и эйхалот – это две отдельные категории. Для понимания этих слов необходимо знать тайну соединения мер милосердия и суда, произошедшего во время второго сокращения АК в тайне сказанного в Писании: “В день созидания Творцом Всесильным (АВАЯ Элоким) неба и земли”[1], – когда присоединилась мера милосердия к суду, как написано равом в Древе жизни, врата 3, гл.2. И также, как сказали мудрецы, благословенной памяти (Берешит раба, толкование 2): “Вначале возникла (у Него) мысль сотворить мир в мере суда. Увидел, что мир не (может) существовать, предварил (суд) мерой милосердия и соединил его с мерой суда”. Объяснение. Малхут называется мерой суда, а Бина называется мерой милосердия. И чтобы подсластить меру суда, имеющуюся в Малхут, присоединил Малхут к Бине в тайне сказанного в Писании: “И пойдут они обе”[2], – когда объединяются нижняя хэй, Малхут, с первой хэй, Биной, и подслащается нижняя хэй в первой хэй.
И сначала это исправление произошло во время выхода Некудим из света эйнаим. Ибо благодаря распространению САГ до сиюма раглаим внутреннего АК, называемого Гальгальтой (как написано в Древе жизни, во вратах 42 “Таамим, некудот, тагин, отийот”, гл.1), перемешались и соединились САГ, а это уровень Бины, с Малхут в НЕХИ внутреннего АК. И соединялись две хэй друг с другом на каждой ступени, пока не поднялась нижняя хэй в место никвей эйнаим. “Эйнаим” – это Хохма, а “никвей эйнаим” означает нукву Хохмы. И находим, что в эйнаим есть свойства последней хэй и первой хэй в тайне: “я существую, я вторая”[3], как написано равом в Древе жизни, врата 8, гл.1, – изучи там внимательно. И в Учении о десяти сфирот в части шестой это разъяснено всеобъемлюще, – смотри там. И получается, что в этом участвуют мера милосердия, Бина, с мерой суда, Малхут.
Однако хотя относительно Малхут это очень важная ступень, такое соединение становится причиной нового сокращения в мирах. Ибо первое сокращение создало ущерб только в сфире Малхут, а все девять первых сфирот были полностью чисты от любого сокращения. Но теперь, после того как Малхут поднялась и соединилась с Биной, вместе с этим свойство сокращения в ней тоже поднялось в Бину, называемую никвей эйнаим, и теперь завершает все ступени в сфирот Бины, как завершало прежде этого в месте Малхут. А поскольку образовался сиюм каждой ступени в месте Бины, тем самым две сфиры Зеир Анпин и Малхут отделились и вышли наружу из каждой ступени, и остались на каждой ступени только лишь три сфиры КАХАБ.
И об этом он говорит: “Знай, что шореш, нешамот и гуфим – это единое свойство и нет между ними разделения. Но левушим и эйхалот – это две категории, отделенные от трех упомянутых”. Ибо корень, душа и тело, являющиеся тремя сфирот, – Кетером, Хохмой и Биной, как сказано выше в п.1, – остались на каждой ступени также и после второго сокращения, и потому они обособлены на любой ступени. Но облачения и чертоги, а это Зеир Анпин и Малхут, во втором сокращении отделились от каждой ступени, поскольку она завершается в сфире Бина. Поэтому они отделились и стали на ступени категорией окружающих. Ведь все то, что ступень сможет получить не сейчас, а впоследствии, считается таким, которое стало окружающим. Поэтому Зеир Анпин и Малхут, которые отделились от каждой ступени, должны будут снова соединиться с ней в будущем в окончательном исправлении, а потому они считаются ставшими окружающими.
И это то, что написано равом (в Древе жизни, врата 6, гл.2): “Но от мира Некудим и ниже, а это мир Ацилут, был определенный недостаток: раскрывается в них, в каждой детали, не более чем пять внутренних светов и два окружающих света, которыми являются окружающий хая и окружающий ехида”, – смотри там. До мира Некудим в парцуфах АК были пять внутренних категорий КАХАБ ЗОН, и, соответственно им, пять категорий КАХАБ ЗОН окружающих светов. Ибо не существует света, в котором не было бы внутреннего и окружающего, как известно, поскольку у любого внутреннего света есть окружающий от его собственного свойства. Но в мире Некудим, который возник на месте сокращения сфиры Бина, образовалась нехватка также в его собственном внутреннем (свойстве), поскольку две внутренние сфиры ЗОН отделились от ступени и стали окружающими. И на ступени остались только трое келим КАХАБ, в которые облачены три внутренних света НАРАН. Однако (для) хая и ехида в парцуфе нет соответствующих им келим и они остаются снаружи в тайне окружающего, как написано в Древе жизни (врата 40, толкование 12), – изучи там внимательно.
И нет трудности в том, что если так, то должны были бы остаться в парцуфе трое больших светов: нешама, хая и ехида. И только руах и нефеш должны были стать окружающими, поскольку света нешама, хая и ехида всегда облачаются в келим Кетера, Хохмы и Бины, а руах и нефеш – в келим Зеир Анпина и Малхут. Почему же сказано, что НАРАН остаются в парцуфе, а для ехида и хая нет келим? В действительности следует вспомнить здесь то, что подчеркнул нам рав (в Древе жизни, врата 23, гл.6). Правило таково: в категории келим вначале вырастают высшие, и обратно этому в светах, когда при вхождении светов в келим нижние света оказываются входящими вначале. Ибо в то время, когда есть там только свет нефеш, он облачается в кли Кетера. По приходу света руах опускается свет нефеш в кли Хохмы, а руах облачается в кли Кетера. При вхождении света нешама опускается свет нефеш в кли Бины, свет руах – в кли Хохмы, а свет нешама облачается в кли Кетера. По приходу света хая опускается нефеш в кли Зеир Анпина, руах – в кли Бины, нешама – в кли Хохмы, а свет хая облачается в кли Кетера. А при вхождении света ехида опускается нефеш на свое место в кли Малхут, так же руах – в кли Зеир Анпина, так же и нешама – в кли Бины, хая – в кли Хохмы, а ехида – в кли Кетера. Изучи там внимательно. Таким образом, сколько бы из всех пяти светов НАРАНХАЙ не вошло в парцуф, если недостает (из них хотя бы) одного, света не облачатся в относящиеся к ним келим. Но еще есть между ними (т.е. между светами и келим) и обратное значение. Ибо в то время, когда недостает ехида, не (происходит так, что) света НАРАНХ облачаются в ХУБ ТУМ, а кли Кетера будет пустым от своего света. Но это буквально наоборот: когда кли Малхут пребывает пустым от всего света, четыре света облачаются в келим КАХАБ и Зеир Анпина. А в то время, когда есть там только три света НАРАН, они не облачаются в келим Бины, Зеир Анпина и Малхут, а двое келим Кетера и Хохмы остаются пустыми, но (света НАРАН) облачаются в КАХАБ, а двое нижних келим остаются пустыми. Таким образом, всегда есть обратное значение между келим и светами. И помни это всегда, так как без этого правила нет никакого понимания в трудах Ари, благословенной памяти.
И соответственно этому хорошо понятно, что от мира Некудим и далее, после того, как образовалось новое место сокращения в кли Бины, а двое келим Зеир Анпин и Малхут отделились от каждой ступени и стали окружающими, на всех ступенях возможно облачение только светов НАРАН: нешамы в кли Кетера, руаха – в кли Хохмы и нефеш – в кли Бины, а у двух светов хая и ехида нет келим для облачения в них (как написано равом в Древе жизни, врата 40). Но в окончательном исправлении, после того как двое келим Зеир Анпин и Малхут снова присоединятся к ступени, как было в первом сокращении, тогда нефеш опустится в кли Малхут, а руах – в кли Зеир Анпина, нешама сможет опуститься в кли Бины. И тогда освободится место для двух светов хая и ехида, которые смогут облачиться в келим Кетера и Хохмы. Ведь нехватка келим Зеир Анпина и Малхут скрывает света хая и ехида, у которых нет места для облачения. Поэтому келим Зеир Анпина и Малхут считаются ставшими окружающими для хая и ехида. То есть невозможно, чтобы хая и ехида возвратились на ступень иначе чем их посредством, так как при возвращении кли Зеир Анпина освобождается место для света хая, чтобы он облачился в ступень, а при возвращении кли Малхут освобождается место также и для света ехида. И поэтому говорит рав (в Древе жизни, врата 6): “От Некудим и далее исчезают пять окружающих (светов) из каждого парцуфа. И теперь существуют только лишь два окружающих – хая и ехида, но они тоже являются окружающими не в собственном свойстве”. Конец цитаты. Ибо до второго сокращения АК, которое было в Некудим, пять внутренних светов НАРАНХАЙ были облачены в свои келим как подобает им, – соответственно, у них были также пять окружающих светов. И каждый окружающий был в собственном свойстве, так как у внутреннего (света) ехида был окружающий свет ехида, у внутреннего хая – окружающий хая, и т.д. Но после второго сокращения Некудим, когда исчезли два света ехида и хая из каждой ступени, вследствие этого теперь нет пяти окружающих, которые полностью соответствовали бы пяти внутренним, ведь также и в самих внутренних больше недостает хая и ехида. Потому эти хая и ехида теперь будут считаться окружающими у НАРАН, которые остались на ступени. А после того, как завершится вхождение внутренних, то есть после того, как снова присоединятся келим Зеир Анпина и Малхут к ступени, и все пять внутренних восполнятся как подобает, тогда и пять прежних окружающих возвратятся тоже.
И теперь получается, что есть два недостатка. Первый, – недостаток и исчезновение пяти прежних окружающих из-за нехватки, которая образовалась в самих внутренних. Второй недостаток в том, что даже эти два окружающих хая и ехида, которые остались, – это не окружающие в их собственном свойстве, ведь в парцуфе вообще нет внутренних хая и ехида, относящихся в этим окружающим, а окружающие хая и ехида оказываются светящими в НАРАН, которые не от их свойства. И это по причине того, что в действительности они (т.е. окружающие хая и ехида) – внутренние, и вся причина того, что они стали окружающими, – это из-за отделения двух келим Зеир Анпина и Малхут. И это то, о чем написано там же: “Но в оставшихся трех внутренних нет категории окружающих в свойствах НАРАН, а только в свойствах ехида и хая, которые окружают всех их, но (они) не от собственного свойства”, – то есть как (это) разъяснено (выше).
И не затрудняйся тем, почему в Древе жизни, врата 40, рав говорит, что есть три внутренних и два окружающих, а в Древе жизни, врата 6, гл.2 говорит, что есть пять внутренних и два окружающих. Так как в действительности существуют двое келим Зеир Анпина и Малхут на каждой ступени и после второго сокращения, но они не от собственного свойства, а от аспекта распространения Бины, ибо само по себе кли Бины распространяется также в (свойствах) Зеир Анпина и Малхут. И вследствие того, что эти Зеир Анпин и Малхут не подлинные, а от Бины, поэтому также и теперь на каждой ступени не определяется больше, чем трое келим КАХАБ. Однако это распространение кли Бины в (свойствах) Зеир Анпина и Малхут становится причиной того, что теперь могут также и два света хая и ехида облачиться в парцуф, но для них нет отдельного кли и они облачаются внутрь света нешама. А причина в том, что эти света хая и ехида не в таком совершенстве, как в то время, когда были у них отдельные келим для облачения. Поэтому относительно ступеней АК, в то время когда в парцуфе были пять келим, получается, что после того, как (ЗОН) отделились и стали категорией окружающих, – облачениями и чертогами, – светов хая и ехида совершенно недостает. И об этом сказано во вратах 40, толкование 12, что в парцуфе остались только три внутренних света НАРАН. Однако относительно самих ступеней второго сокращения, могут быть в них также пять внутренних НАРАНХАЙ в силу двух новых келим де-ЗОН, распространившихся от Бины. Но хая и ехида облачаются в них (т.е. в ступени второго сокращения) только внутри света нешама.
[1] Тора, Берешит, 2:4.
[2] Писания, Рут, 1:19.
[3] Ивр.: “אני ישנה אני שניה”.
Также рекомендуем: “Согласие первого сокращения“, “Второе сокращение – основа свободы воли творения“, “Построение и структура парцуфов второго сокращения“.