Пятую часть читайте здесь.
Барух Ашлаг (РАБАШ)
17. Шхина
Шхиной называется место, где раскрывается Шохэн, т.е. Творец, – как написано: “Слава Творца наполняет всю землю”. Есть скрытие Творца, но там, где есть Его раскрытие, – это место называется “Шхина”. Поскольку мы говорим относительно Шхины, то мы называем Творца Его именем, – т.е. по Его раскрытию в Шхине.
Другими словами, то, что раскрывается в Малхут, – раскрывается с целью передать раскрываемое низшим. То есть, мера раскрытия Творца определяется только относительно творений, а относительно Творца вообще не существует такого понятия, как скрытие или раскрытие. Так, например, невозможно сказать относительно самого человека, что он скрыт или открыт, а эти понятия можно применить только по отношению к постороннему, наблюдающему его. Подобно этому, так же и в духовном: определение раскрытия или скрытия рассматривается только относительно творений. Поэтому, когда мы говорим относительно Шхины, т.е. той меры, в которой Творец раскрывается низшим творениям, то Шхина и Творец считаются одним целым.
Но когда говорится о Творце, то имеется в виду ступень скрытия, а когда говорится о Шхине, то подразумевается ступень раскрытия, – что Шохэн (Творец) находится в раскрытии. И когда мы говорим о единстве Творца и Его Шхины, то имеем в виду переход от стадии скрытия к раскрытию. Так, когда говорится, что человек удостоился присутствия Шхины, то имеется в виду, что он удостоился раскрытия Творца, и мера этого раскрытия называется “Шхина”.
И когда мы называем Шхину собранием душ народа Исраэля, то, как было сказано выше, имеется в виду раскрытие Творца относительно творений. Таким образом, Шхина называется мерой раскрытия низшим Творца, облачающегося в их желания. Ведь желания относятся к творениям, и поэтому душа называется частью Творца. То есть, понятие “часть” – это, когда желание получать исправлением обращается в желание отдавать, вследствие чего раскрывается в нем свет Творца. Но творениям раскрывается только “часть” от этого света, – т.е. только та мера, в которой Творец пожелал, чтобы творения познали Его. Из этого следует, что душа – это раскрытие Творца в той мере, в которой творения в состоянии получить это раскрытие. Поэтому душа является частью Шхины, называемой “Собрание душ народа Исраэля”. Другими словами, в той мере, в которой Творец пожелал, чтобы творения познали Его, что называется желанием Творца насладить свои творения, в той мере душа – это часть Творца. То есть, та часть, которую творения могут ощутить в мере своей пригодности этому.
Поэтому сказано мудрецами (Шир аШирим, 1): “Голос Моше – как 600 тысяч”. Что означает, что Моше удостоился такой меры раскрытия Творца, которую был в состоянии раскрыть народу Исраэля, состоящему из 600 тысяч душ. И, как сказано: “Шхина говорит устами Моше”, что означает, что Моше удостоился полного раскрытия Шхины.
18. Об облачении души
В меру приложенных человеком усилий в постижении Торы и заповедей, т.е. в той мере, в которой он может пренебречь своими эгоистическими желаниями, чтобы уподобиться духовному, альтруистическому, – в той мере создаётся человеку некое “облачение” в Высших мирах, представляющее собой “отраженный свет”, альтруистическое намерение, в которое сможет он облачиться, “облачить” свои “обнаженные”, эгоистические желания, одеть их в намерение ради Творца. И, в мере уподобления своих качеств свойству света человек постигает, начинает ощущать Высший мир.
Известно, что в духовном действует закон “подобия свойств”. То есть, чтобы достичь духовного ощущения, ступени, необходимо принять на себя подобие такого свойства, которое действует на этой ступени, – быть достойным того (подобным тому), чтобы раскрылся в мере подобия свет Творца.
Если человек приложил какое-либо антиэгоистическое усилие, само это усилие создаёт в человеке правильное желание и потребность в наполнении светом. Наполнение светом означает наслаждение свойством света, наслаждение от отдачи. Нет в мироздании большего наслаждения, чем наслаждение от отдачи Творцу!
Всё, что дают человеку свыше, дают только в мере готовности к получению, – т.е. усилие, исправление, исправленное желание сами обращаются светом. Усилие человека порождает в нём желание, потребность того, чтобы помог ему Творец выйти из того эгоизма, в котором он создан, и из которого пытается вытащить себя сам ценой огромных усилий. Но если бы не это усилие, то не возникла бы потребность в помощи Творца. Именно затраченный труд даёт человеку “одеяние”, подобие свойств высшему, одеяние, в котором Творец сможет раскрыть Себя.
20. Желание получать
Согласно цели Творения, человек должен прийти к такому состоянию, когда получение им наслаждения будет равносильно отдаче. Только такая форма наслаждения разрешена ему, тогда как получение ради себя запрещено. Но ведь, в итоге, он всё равно наслаждается, потому что иначе не будет у него никакой возможности для отдачи. Так как не существует в мире ничего, что мог бы совершить человек, если не может извлечь из этого хоть какое-то наслаждение.
Например, если пришёл к человеку убийца и требует отдать ему все имущество, то, конечно же, человек выполнит его требование и отдаст ему всё, что он попросит. В таком случае мы должны сказать, что у человека есть наслаждение от того, что он отдал своё имущество, иначе не отдал бы ни за что. Ведь, в чем отличие передачи денег убийце от того, когда человек отдает свои деньги, приобретая дом? И в том, и в другом случае он получает наслаждение, потому что с помощью денег приобретает нечто более важное для него, чем сами деньги. Так, если нуждается человек в доме, то дом для него важнее денег, иначе не отдал бы за него деньги. Также и в случае с убийцей: жизнь, которую человек получает сейчас в обмен на деньги, для него намного важнее самих денег. Таким образом, он меняет меньшее наслаждение на большее. Из этого следует, что не делает человек ничего в мире, если не получает при этом удовольствия. Значит, отдавая Творцу, человек наслаждается сам, иначе не делал бы этого.
В чем же тогда разница, – наслаждается ли человек от получения или от отдачи? Запрет на получение основывается на том, что действие это вызывает чувство стыда у получающего. И потому было сделано такое исправление, после которого получение возможно только с намерением доставить этим наслаждение. Ведь, если всё удовольствие творения – только от того, что оно наслаждает кого-то, то это не может вызывать чувство стыда. Когда один человек дарит другому подарок, конечно же, дающий получает при этом удовольствие. А поскольку его удовольствие – от отдачи, то не испытывает никакого стыда, ведь не стыдится богатый давать бедному, хотя и сам при этом наслаждается.
Что изменилось с тем, что разделилась общая душа, называемая Адам Ришон, на 600 тысяч душ? Бааль Сулам приводит по этому поводу пример с царем, который пожелал перевезти свои несметные сокровища, но боялся дать их в одни руки, – ведь посыльный может украсть все богатства царя. Что же сделал царь? Поделил всё свое богатство на мелкие монеты и дал переправить множеству людей, и так переправил свою казну в иное место. И в чем разница, – есть ли у человека большое желание, или маленькое, если ни тому, ни другому не в силах он противостоять? Однако, мы видим, что против маленького наслаждения человек устоять может, тогда как противостоять большому наслаждению ему очень и очень трудно.
Чтобы была у человека свобода выбора, – состояние “половина на половину”, – произошло разделение общей души, называемой “Адам Ришон”, на мелкие части (600.000 частей). (До этого) Адаму было запрещено пользоваться плодами “Древа Познания”, т.к. это приводит к перевесу (в пользу выбора наслаждения в получении ради себя), и нет у него тогда возможности выбора. Поэтому в каждой частной душе сегодня есть только часть от общего желания, чтобы была у человека возможность выбора.
Желание получать является сущностью человека и называется “сотворенным из ничего”, тогда как всё остальное, – то есть всё, наполняющее это желание, всё, что существует в мире, – исходит из того Единственного, кто существует, – из Творца.
Источник: Библиотека МАК.
В дополнение рекомендуем: “Нет никого, кроме Него”, “Судьба души”, “Что такое “желание отдавать”, “Награда получающим”.
Доступные в настоящее время произведения РАБАША можно скачать здесь.