Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Две точки
122) Буква «бэт ב» слова «берешит (בראשית вначале)» указывает, что обе они соединяются вместе, в Малхут. И это две точки. Одна – упрятана и скрыта, а другая – открыта. И поскольку нет у них разделения, называются они «начало (решит)», – только одно, а не два. Ведь тот, кто берет одну, берет также и другую. И всё это – одно целое, потому что «Он и имя Его едины»[1], как сказано: «И познают, что Ты, имя Твоё – Творец единый»[2].
Пояснение сказанного. Эти две точки являются подслащением свойства суда в свойстве милосердия, – т.е. Малхут поднялась в Бину, свойство милосердия, и подсластилась в ней. Как сказано «И пойдут обе вместе»[3] – Бина и Малхут. Таким образом, экран, установившийся в Малхут, содержит их обе. И поэтому имеются там «две точки», соединенные как одна.
И сказано: «Одна упрятана и скрыта, а другая – открыта», – так как свойство суда, содержащееся в точке Малхут, упрятано и скрыто, и только милосердие точки Бины – открыто. Ведь без этого мир не мог бы существовать. Как мы изучаем: «Вначале был создан мир свойством суда – увидел Он, что мир так не может существовать, и соединил его со свойством милосердия»[4].
«И поскольку нет у них разделения, называются они “начало (решит)”», – только одно, а не два. Ведь тот, кто берет одну, берет также и другую». Иначе говоря, хотя свойство суда и скрыто, это не означает, что на него не происходит зивуг, так как эти две точки действительно становятся одной, и точка Малхут тоже получает зивуг вместе с точкой Бины, но в скрытии, а не открыто. И на это указывает название «решит (начало)» в единственном числе, т.е. обе являются одним.
«И всё это – одно целое, потому что “Он и имя Его едины”». «Он» указывает на Бину, а «имя Его» указывает на Малхут. И говорит, что в состоянии «Он и имя Его едины» обе они обязаны быть единым целым, ведь когда они едины, Малхут тоже получает высший зивуг вместе с Биной и, в результате этого, само по себе подслащается в конце исправления и свойство суда, и «в этот день будут Он и имя Его едины».
Относительно этого свойства суда, включенного в букву «бэт» слова «берешит», она называется «первая (решит) относительно Хохмы (мудрости)». И исправление ее произойдет в конце всего исправления. Тогда раскроется высшая Хохма (мудрость), как сказано: «И наполнится земля знанием Творца»[5]. И эти последние врата являются первыми на пути к высшей Хохме. Как сказано: «И позна́ют, что Ты, имя Твоё – Творец единый», – ибо тогда раскроется знание по всей земле.
123) «Начало мудрости – страх Творца. Разум добрый у всех, кто исполняет их (заповеди)»[6]. Почему Малхут называется страхом Творца? Так как Малхут – это Древо познания добра и зла: если удостоился человек, – стало добром, а если не удостоился, – то злом. И потому в этом месте пребывает страх, и это врата, ведущие ко всему добру в мире. «Разум добрый» – двое ворот, т.е. две точки, ставшие словно одно целое. Сказал рабби Йоси: «Разум добрый – это Древо жизни, и это “разум добрый”, в котором нет никакого зла. И поскольку зло не пребывает в нем, он – “разум добрый”, без зла».
Объяснение. Последние врата носят название «страх Творца», о котором сказано: «Начало мудрости – страх Творца». Ибо это – Древо познания, относительно которого прегрешил Адам Ришон. Ведь за эту точку он был наказан тем, что стал смертен, и вызывает большой страх, – как бы не затронуть ее. А в конце исправления, когда эта точка будет полностью исправлена и будет во всем совершенстве, исполнится сказанное: «Уничтожит он смерть навеки». И поэтому называется «страх Творца».
«И потому в этом месте пребывает страх, и это врата, ведущие ко всему добру в мире», – так как раскрытие высшей мудрости (хохма) и является всем добром мира, заключенным в замысле творения. И поскольку страх Творца – это первые врата к высшей мудрости, он является вратами ко всему добру в мире.
«”Разум добрый” – двое ворот, две точки, ставшие, словно одно целое»: две точки вместе, – так же, как они были включены в букву «бэт ב» слова «берешит (בראשית вначале)». И говорится не «две точки», а «двое ворот» потому, что имеется в виду состояние после исправления [simple_tooltip content=’Здесь имеется в виду парцуф Малхут мира Ацилут, включающий миры БЕА’]БОН[/simple_tooltip]. Ведь тогда «две точки» называются «двое ворот», – потому что обе они тогда представляют собой добро, в котором нет никакого зла. И поэтому становится возможным сказанное: «Разум добрый», тогда как прежде окончательного исправления они называются «Древо познания добра и зла».
Рабби Йоси сказал: «Разум добрый – это Древо жизни, и это “разум добрый”, в котором нет никакого зла». Рабби Йоси не противоречит рабби Хия. Однако рабби Хия поясняет состояние после исправления БОН, когда становятся две точки двумя вратами, и нет в них зла, и тогда они «разум добрый», в котором нет никакого зла. А пояснение рабби Йоси относится к состоянию до завершения исправления, когда они являются свойством «Древо познания добра и зла». И поэтому он говорит: «”Разум добрый” – это Древо жизни» – Зеир Анпин с мохин де-Има, называемый «Древо жизни», который – полностью добро, без всякого зла, также и до завершения исправления. Тогда как две точки до завершения исправления находятся в свойстве «добро и зло», и из-за них Малхут называется «Древо познания добра и зла».
124) «У всех, кто выполняет их» – это верные благодеяния (хасадим) Давида, поддерживающие Тору. И те, кто поддерживает Тору, они словно создают ее. Все те, кто занимается Торой, – в них нет деяния в то время, когда они занимаются ею. Но те, кто поддерживают ее, есть в них деяние. И в силу этого осуществляется сказанное: «Слава Его пребудет вовек». И тогда трон установлен так, как подобает.
Пояснение сказанного. Врата «страха Творца» – это последние из ворот, являющиеся первыми к высшей мудрости. Таким образом, у всех занимающихся Торой, кто уже исправил последние врата, обращаются эти две точки в двое ворот, являющихся «разумом добрым», без зла. И тогда определяется, что нет в них деяния, – т.е. свойства «Древо познания добра и зла». Но у тех, кто еще не удостоились окончательного исправления, называющихся «поддерживающие Тору», в них есть деяние, т.е. «добро и зло», так как они еще не исправили прегрешение относительно «Древа познания».
«И те, кто поддерживают Тору, они словно создают ее», – так как все эти силы разделения преобразуются, становясь «вратами», и каждый «замок» становится «входом», а каждый «вход» становится «чертогом» мудрости. И, благодаря поддерживающим Тору, раскрываются и постигаются все возвышенные ступени, включенные в замысел творения «насладить Свои создания».
Таким образом, вся мудрость (хохма) и вся Тора не могут полностью раскрыться иначе, как с помощью тех, кто поддерживает Тору, и в них есть деяние, т.е. в них происходит раскрытие «добра и зла». И поэтому они называются поддерживающими Тору, так как только с их помощью она раскрывается. И Писание называет их «выполняющими их (заповеди)», потому что они словно создают Тору. Ведь, если бы не скрытия, становящиеся «вратами» благодаря их преодолению, Тора не пришла бы к состоянию раскрытия.
Поэтому сказано: «И те, кто поддерживают Тору, они словно создают ее», – т.е. считаются словно создателями ее, раскрывающими ее. И «словно» говорится потому, что Тора существовала еще до (существования) мира, и создал ее, конечно же, Творец. Но если бы не добрые деяния тех, кто поддерживает Тору, она бы никогда не пришла к состоянию раскрытия, поэтому считаются они трудящимися в Торе и создающими ее.
И поэтому сказано: «Слава Его пребудет вовек», – т.е. в силу поддерживающих Тору пребывает слава Его. И она – вся мудрость (хохма) и вся Тора, пребывающая вовек, навечно. То есть, это включает также состояние после конца исправления, потому что и тогда они будут нуждаться в «страхе Творца». А после исправления «Древа познания» не будет у них, откуда взять страх Творца, кроме как из прошлого, из свойства «поддерживающие Тору»[7]. И получается, что они устанавливают славу Творца навсегда и на веки вечные. Поэтому сказано: «И тогда трон установлен так, как подобает», – т.е. благодаря этому устанавливается трон Творца, как подобает, навеки.
[1] Пророки, Зехария, 14:9.
[2] Писания, Псалмы, 83:19. «И позна́ют, что Ты, имя Твоё – Творец единый, Всевышний над всей землею».
[3] Писания, Рут, 1:19.
[4] Берешит Раба, раздел 1.
[5] Пророки, Йешаяу, 11:9.
[6] Писания, Псалмы, 111:10. «Начало мудрости – страх Творца. Разум добрый у всех, кто исполняет их (заповеди), слава Его пребудет вовек».
[7] См.выше, п.118.
В дополнение рекомендуем: “Зоар: духовный путь – результат единства противоречий”, “Предупредить больших о малых”, “Скрытая практика каббалы”, “Введение в книгу Зоар”.