От редакции: Сила желания определяет скорость и полноту его удовлетворения. Если эта сила мала, – такое желание определяется как излишество. В духовном оно не подлежит удовлетворению. Для обретения желаемого в духовном человек должен обладать силой стремления к нему на уровне “жизненной необходимости”. Эти постулаты объясняются Рабашем в предлагаемом вашему вниманию отрывке. Полностью статью можно прочесть здесь, или в третьем томе Сборника произведений Рабаша, размещенном на нашей странице загрузок.
Барух Ашлаг (Рабаш)
Фрагмент статьи “Что означает “Ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видно” в духовной работе” (1991 г.)
…Из сказанного становится понятно, что порядок (духовной) работы обратен пониманию человека. Человек понимает, что с помощью того, что каждый раз у него будет происходить подъем на ступень, он достигнет совершенной цели. Но Творец понимает иначе, ведь если бы человек остался в состоянии подъема, то думал бы, что он уже совершенен. То есть, он не видел бы никакого недостатка в своей работе, и тогда он остался бы на уровне “неживого”. А зло, которое есть в нем со стороны желания получать, он не ощутил бы как зло, потому что он не видел бы, что это мешает ему заниматься Торой и заповедями. И он бы не знал, что такое “обратная сторона”, которая означает, что Тора и заповеди не светят, а всегда был бы в радости от того, что он служит Творцу и выполняет Его заповеди.
И есть правило, что сверху не дают излишнего. Поэтому, когда человек не чувствует, что у него нет главного, ему нельзя давать лишнего. Пока человек (не ощутит, что ему) не хватает насущного, – когда ему недостает духа жизни, что означает “слияния с Творцом”, называемого “совершенной верой”, – невозможно ему дать лишнее. Ибо если человек не ощущает, что ему не хватает чего-то, без чего он не может жить, – в духовном это для человека означает излишек. И именно тогда, когда человек просит у Творца, чтобы дал ему что-то, что ему так необходимо, – и это до такой степени, что без этого его жизнь лишена смысла, – тогда это называется насущным. И это – истинное желание, то есть желание, готовое получить наполнение. Но если его желание не такое большое, то это относится к излишкам. Поэтому, когда у человека есть удовлетворение от Торы и заповедей в смысле практического выполнения, нельзя ему дать более высокую ступень, поскольку он не так уж нуждается в спасении.
Из сказанного следует, что человек может подняться по ступеням святости тогда, когда ощущает свою полную низость, что означает состояние “обратной стороны”. То есть, когда он пребывает в состоянии обратной стороны, он может обрести кли, называемое желанием получить помощь сверху. А помощь, приходящая сверху, называется “душой”, как сказано в Зоар: “Пришедшему очиститься помогают”. И спрашивает: “Чем”? И отвечает: “Святой душой”. И каждый раз, когда он просит помощи, он получает более высокую ступень, пока не удостоится постичь НАРАНХАЙ своей души.
Этим можно объяснить то, что спрашивалось: “Ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо”. И надо объяснить эти слова “и увидишь”: то есть, если человек хочет достичь ви́дения, – открытия глаз в Торе, и (именно) в Торе, которая является именами Творца, – человек не может этого удостоиться во время подъема, когда он ощущает, что ему светят Тора и заповеди, и когда он получает удовлетворение. Он хочет, чтобы каждый раз у него была более высокая ступень, как это обычно происходит в материальных вещах, когда каждый раз человек видит, что он добавляет и двигается к достижению того, что просит, – как в изучении какой-то профессии или науки. Получается (в этом случае), что человек всегда на подъеме, означающем “лицевую сторону”. Тогда как в духовном это – наоборот. Именно из состояний обратной стороны, то есть из состояний, которые не светят, именно из падений, – когда каждый раз в нем раскрывается большее зло, или мера зла в желании получать, и оно мешает человеку достичь цели, ради которой он был создан, – это происходит потому, что человек может получить помощь от Творца только в состояниях, в которых ощущает истинное желание.
В то же время, человек не может сказать, что Творец воспринимает его, как идущего назад, а это состояние обратной стороны ощущает только сам человек. Это приходит сверху, то есть, Творец помогает ему тем, что он начинает видеть зло в желании получать.
Таким образом, человек продвигается, как сказано выше, не согласно своему мнению, а согласно понимаю Творца, и об этом сказано: “не Мои мысли – ваши мысли”. Творец дает ему сначала помощь, чтобы каждый раз ощущал большую степень зла в желании получать, потому что ему невозможно раскрыть все зло одновременно. Каждый раз ему раскрывают небольшую меру, потому что, если человек увидит все зло за один раз, он сбежит из системы. Поэтому ему раскрывают постепенно, пока не увидит его истинную меру, и тогда у него появится истинная потребность в помощи Творца. И тогда он удостоится притянуть НАРАНХАЙ своей души. И об этом сказано: “и увидишь Меня сзади”, потому что именно из обратных состояний человек может удостоиться цели…
Перевод Международной академии каббалы.
Также рекомендуем: “Важность осознания зла” , “О правой и левой линиях в духовной работе”, “Земля до Адама”, “Научное познание – ступень или тупик?”.