Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Балак
Молитва Моше, молитва Давида, молитва бедного (фрагмент)
…187) Есть только три вида обращения, называемые молитвой.
- “Молитва Моше, человека божьего”[1] – это молитва, с которой не может сравниться молитва другого человека.
- “Молитва Давида”[2] – это молитва, с которой не может сравниться молитва другого царя.
- “Молитва бедного” – самая важная молитва из всех трех. Эта молитва принимается прежде молитвы Моше и прежде молитвы Давида и прежде всех молитв мира.
188) Потому что бедный – это сокрушенный сердцем. И сказано: “Близок Творец к сокрушенным сердцем”[3]. И бедный всегда ведет спор с Творцом, и Творец прислушивается к нему и выслушивает слова его. Когда бедный возносит свою молитву, он открывает все окна небесные. И все остальные молитвы, поднимающиеся наверх, отсрочивает этот бедный, сокрушенный сердцем. Как сказано: “Молитва бедного, когда обессиливает (досл. лишает сил)”. Следовало сказать: “Когда лишается сил”, что значит: “Когда лишает сил”? Но это значит, что он создает задержку, т.е. задерживает все молитвы в мире, которые не входят до тех пор, пока не войдет его молитва. Лишение сил означает задержку.
189) Творец сказал: “Объединитесь, все молитвы, и эта молитва поднимется ко Мне. Не нужна Мне судебная палата, чтобы рассудили между нами, – предо Мной пусть будут все обиды его, и мы с ним будем наедине”. И только Творец находится наедине с этими обидами, с этой молитвой, как сказано: “Пред Творцом изливает он душу свою”1.
190) Все воинства небесные спрашивают друг друга: “Чем занимается Творец, о чем заботится?” Говорят им: “Он находится наедине со стремлением в сосудах (келим) Его”, – т.е. с сокрушенными сердцем. Никто из них не знает, что происходит с молитвой бедного и со всеми этими обидами его. Потому что стремлением бедного будет лишь такое, когда он предстает со слезами обиды перед святым Царем. А стремление Творца пробуждается лишь тогда, когда Он считает их правильными и их изливают перед Ним. И это та самая молитва, которая задерживает и останавливает все молитвы в мире.
191) Моше вознес свою молитву и ждал с этой молитвой много дней из-за молитвы бедного. Давид видел, что все окна и врата небесные готовы открыться ради молитвы бедного, и из всех молитв мира нет молитвы, которую бы Творец выслушал тут же, подобно молитве бедного. Когда он увидел это, то принял вид бедного и неимущего, снял царские одеяния и сидел на земле подобно нищему, возносящему молитву. Как сказано: “Молитва Давида. Приклони, Творец, ухо Свое, ответь мне”4, потому что “ведь беден и неимущ я”4.
Сказал ему Творец: “Давид, разве ты не царь и правитель над могучими царями, почему же ты делаешь вид, что ты беден и неимущ?”. Давид сразу же обратился со своей молитвой в ином виде, оставив слова “беден и неимущ”, и сказал: “Сохрани душу мою, ибо предан я Тебе”[4]. И вместе с тем, всё было в Давиде, – как бедность, так и приверженность.
192) Поэтому человек, обращающийся с молитвой, должен почувствовать себя бедным, с тем, чтобы молитва его вошла в общее число молитв всех бедных, потому что все стражи ворот не позволяют пройти никаким молитвам в мире так, как позволяют пройти молитве бедного, поскольку те могут войти без разрешения.
И если человек чувствует себя бедным, и всегда делает таким свое желание, то молитва его поднимается и оказывается вместе с молитвами бедных, соединяется с ними, и поднимается вместе с ними, включается в их общее число, и принимается благосклонно пред высшим Царем.
Четыре пути: бедные, преданные, рабы, освящающие имя Творца (фрагмент)
193) Царь Давид направлял себя четырьмя путями. Ставил себя вместе с бедными. Ставил себя вместе с преданными (хасидами). Ставил себя вместе с рабами. Ставил себя вместе с теми, кто отдает себя и душу свою ради освящения имени Творца. Ставил себя вместе с бедными, как сказано: “Ведь беден и неимущ я”. Ставил себя вместе с преданными, как сказано: “Сохрани душу мою, ибо предан я Тебе”, – потому что человек не должен находиться рядом с грешником. Но, ведь в таком случае, он не признался в своих грехах миру, и тем самым становится грешником? Но дело в том, что когда он признался в грехах своих, он стал преданным Творцу, ибо собирается принять раскаяние и обнаруживает, что находится на стороне зла, т.е. до сих пор был в нечистоте, а теперь прилепился к правой линии высшего, Хеседу, которая простерлась, чтобы принять его. И когда прилепился к Хеседу, называется преданным (хасид).
194) И нельзя сказать, что Творец не принимает его до тех пор, пока не определит точно все свои грехи с того дня, как он явился в мир, или даже те, которые скрыты от него, и он не может вспомнить о них. Это не так, поскольку он должен изложить только те грехи, которые он помнит. И если направляет свое желание к тому, чтобы раскаяться в них во время признания, то все другие грехи присоединяются к ним. Так же, как во время сжигания квасного не проверяются верхние щели дома, находящиеся наверху, и нижние щели дома, находящиеся внизу, но после того, как проверил увиденное глазом, в соответствии с тем, что он способен увидеть, – всё остальное присовокупляется к этому и отменяется вместе с ним.
195) И так мы изучали о язвах, – двадцать четыре главных органа не принимают нечистоту[5] ни от какого вида ее проявления, и поэтому коэн не утруждал себя рассматривать их. И сказано: “Насколько могут видеть глаза коэна”[6] – это такое место, на котором коэн мог видеть всю язву сразу, окинув ее одним взглядом, и не должен был сгибаться и осматривать ее с разных сторон.
И так же – здесь. Человек не должен излагать все свои грехи с того дня, когда он явился в мир, подобно тому как он не должен проверять нижние щели в доме. А те грехи, о которых он забыл и не может вспомнить о них, подобны верхним щелям в доме, проверяемые лишь “насколько могут видеть глаза коэна”, – то, что он может увидеть, окинув одним взглядом, а всё остальное присоединяется к этому. И поэтому Давид ставил себя в один ряд с преданными (хасидами), т.е. он признавался в своих грехах и прилеплялся к правой линии.
196) И откуда нам известно, что он ставил себя вместе с рабами? Из сказанного: “Вот, как глаза рабов обращены к руке господина их”[7], и сказано: “Спаси раба своего, Всесильный мой”6. И откуда нам известно, что он ставил себя с теми, кто отдавал душу свою ради освящения имени Творца? Из сказанного: “Обрадуй душу раба Твоего, ибо к Тебе, Творец, возношу душу свою”[8]. Вместе со всеми четырьмя видами, – “бедными”, “преданными”, “рабами”, “освящающими имя Творца”, – ставил себя царь Давид перед Творцом.
197) “Возношу я руки свои”[9] в молитве перед святым Царем. Человек может возносить руки свои наверх только лишь в молитве, благословениях и мольбе к Господину своему, как сказано: “Возношу я руки свои к Творцу, Владыке Всевышнему”11. И истолковывается это так: “Возношу я руки свои” – в молитве, потому что пальцы рук символизируют высшие свойства, и лишь в этом случае я возношу руки свои в молитве.
И каждый, кто выстраивает в правильном порядке все эти четыре вида, – “бедных”, “преданных”, “рабов”, “освящающих имя Творца”, – перед Господином своим и приводит себя в желании сердца к этому исправлению как подобает, то благодаря этому исправлению молитва его не вернется без ответа.
198) Вначале он должен сделать себя рабом, т.е. выстроить восславления перед Господином своим и вознести ему песнопения, и это – в восславлениях перед молитвой. И потом он должен сделать себя рабом, т.е. уже после того, как обратился с молитвой “Амида”, и это – раб, который правильным образом возносит молитву Господину своему. Затем он должен сделать себя рабом после того, как обратился со всеми молитвами и ушел. И поэтому Давид трижды делал себя рабом во время этой молитвы: “Спаси раба своего, Всесильный мой”, “Обрадуй душу раба Твоего”, “Дай силу Твою рабу Своему”[10]. Таким образом, трижды должен был делать себя рабом: перед молитвой, после молитвы “Восемнадцати”, после всей молитвы.
199) Затем он должен поставить себя среди тех, кто отдает душу свою ради освящения имени Творца, и в единстве “Шма Исраэль”, и каждому, кто таким образом устремляет свое желание в этом отрывке, засчитывается, словно отдал душу свою за святость имени Его.
200) Затем он должен сделать себя бедным. Потому что в то время, когда он входит и стучится во врата, вознесенные в небеса, при произнесении благословения: “Истинно и незыблемо”[11], и приближает избавление к молитве, то в молитве “Амида”, “Восемнадцати”, он будет “сокрушенный сердцем”, “бедный и неимущий”. И он должен направить желание свое на то, чтобы присоединиться к бедным в сокрушении сердца и низменности души.
201) А затем он должен поставить себя среди преданных, в благословении “слышащий молитву”[12], чтобы изложить грехи свои. Потому что во время благословения “слышащий молитву”, каждый должен это сделать для того, чтобы прилепиться к правой линии, Хеседу, простертой для того, чтобы принять раскаявшихся. И тогда он называется “преданным (хасидом)”. И вот все четыре пути в правильном их виде.
202) И кто включает все их? Тот, кто должен их включить в себя, и это – раб, включающий всех остальных, т.е. “освящение имени Творца”, “бедного” и “преданного”. Это три свойства “раб” в трех вышеуказанных местах, и все они представляют собой одно целое. И о них сказано: “Вот, как глаза рабов обращены к руке Господина их”, – между одним рабом и другим находятся все остальные. Между одним рабом, который перед молитвой, и другим, который после молитвы “Амида”, он должен отдать душу свою ради освящения имени Творца и сделать себя бедным и неимущим в молитве “Амида”, и поставить себя среди преданных (хасидов) в благословении “слышащий молитву”. А третий раб – после того, как он закончил и выстроил всё, после всей молитвы.
203) В тот час, когда выстроил человек все эти четыре порядка в желании сердца, это становится желаемым Творцу. И Он простирает десницу Свою над третьим рабом, т.е. после всей молитвы, и возглашает о нем, говоря: “Ты раб Мой”, – как написано: “И сказал мне: “Ты раб Мой, Исраэль, в котором Я прославлюсь”[13]. И конечно, молитва такого человека никогда не вернется без ответа.
204) Два раба из этих трех включают в себя всех остальных, – “освящение имени Творца”, “бедного” и “преданного”. Потому, что третьему рабу предстоит получить печать свыше, которую возложит на него десница Творца, и в нем Он прославится. Однако те два раба, – первый, который до молитвы, и второй, который после молитвы “Амида”, – являются совокупностью всего. И царь Давид восславлял себя с их помощью, как сказано: “Прошу Тебя, Творец, ведь я – раб Твой, я раб Твой, сын рабыни Твоей”[14], – потому что они включают всех остальных.
“Третий раб, который после молитвы находится здесь, чтобы спасти меня, как сказано: “Спаси раба своего, Всесильный мой”, – потому что выстраивающему в этом порядке станет известно, что Творец восславляется им, и возглашает о нем: “Ты раб Мой, Исраэль, в котором Я прославлюсь”.
205) И об этом мы провозглашаем: “Они желаннее золота, золота червонного, они слаще меда”[15]. Какая же сладость содержится в этих древних словах, которые установили в этом порядке первые мудрецы. Но поскольку мы не знаем их вкуса, они несъедобны для нас, и мы их не понимаем. И этот отрывок указывает, что три эти раба, являющиеся одним целым, соединяются в одном месте. Двое – как мы уже отмечали раньше, а третий – когда украшается в нем Творец.
Сказано: “Ибо Мне рабы – сыны Исраэля. Они – рабы Мои”[16], – это два раба, которые до молитвы и после молитвы “Амида”. И сказано: “Нельзя их продавать, как продают рабов”[17], – это третий, потому что Творец должен украситься в этом третьем рабе, и поэтому нельзя продавать его в рабы, так как он принадлежит Творцу.
206) Сказано: “Кто из вас боится Творца, слышит голоса раба Его? Тот, кто ходит во тьме, и нет света ему, должен полагаться на имя Творца и опираться на Всесильного своего”[18]. Тот, кто обычно является в дом собраний для молитвы, но в один из дней не пришел, Творец спрашивает о нем: “Кто из вас боится Творца, слышит голос раба Его? Тот, кто ходит во тьме, нет света ему”. Однако, что означает: “Слышит голос раба Его” – голос кого? Находится ли раб Его среди пророков, или он из числа других людей, и в таком случае,– кто дал пророку или другому человеку возможность обратиться в молитве? Из-за того ли, что он обратился в молитве, слышит он голос пророка или другого человека в мире?
207) Однако человек, возносящий молитвы каждый день, слышит голос, которым призывает его Творец, и Он прославляется в нем, говоря, что тот – раб Его. Иными словами, слышит голос, называющийся рабом Его. Потому что это – высшее восславление, когда выходит к Нему голос, являющийся рабом Его. И кроме того, этот голос слышен на всех небосводах, и он – раб святого Царя. И это значит: “Слышит голос раба Его”…
[1] Писания, Псалмы, 90:1.
[2] Писания, Псалмы, 86:1. “Молитва Давида. Приклони, Творец, ухо Свое, ответь мне, ведь беден и неимущ я”.
[3] Писания, Псалмы, 34:19.
[4] Писания, Псалмы, 86:2.
[5] Мишна, трактат Негаим, часть 6, мишна 7.
[6] Тора, Ваикра, 13:12.
[7] Писания, Псалмы, 123:2.
[8] Писания, Псалмы, 86:4.
[9] Тора, Берешит, 14:22.
[10] Писания, Псалмы, 86:10.
[11] Благословение после возглашения “Шма Исраэль”.
[12] Одно из благословений молитвы “Амида”.
[13] Пророки, Йешаяу, 40:3.
[14] Писания, Псалмы, 116:16.
[15] Писания, Псалмы, 19:11.
[16] Тора, Ваикра, 25:55.
[17] Тора, Ваикра, 25:42.
[18] Пророки, Йешаяу, 50:10.
Также рекомендуем: “Зоар о месте вознесения молитвы“, “Намерение молитвы и благословения“, “Рабаш о смысле молитвы“, “Возникновение истинной молитвы“, “Работа в сердце“.