Глава Кдошим
У Адама Ришона не было от этого мира ничего
60) «”Бойтесь каждый матери своей и отца своего”[1]. Эта заповедь – почитать отца и мать. То есть человек должен бояться отца и мать, и почитать их. Так же как человек должен почитать Творца и бояться Его со стороны духа, который Он вложил в него, так он должен почитать отца и мать со стороны своего тела, и бояться их, так как они действуют совместно с Творцом, и создали тело. И поскольку они участники в действии, будут также участниками в страхе и почитании”».
61) «”Подобно этому, три участника наверху в свойстве “человек”. Адам Ришон, – хотя тело его было из праха, оно было не из праха, что здесь”, который в этом мире, “а из праха высшего Храма”, т.е. от свойства мира Брия. “Присутствовали отец и мать”, т.е. Зеир Анпин и Малхут, “и высший Царь”, т.е. Бина, “участвовал с ними и привнес в него дух жизни, и был он сотворен. И подобно этому”, трем участникам, “всё есть наверху и внизу. И поэтому должен человек бояться Творца и бояться отца и матери”».
62) Написано «”в тайнах Торы, что у Адама Ришона не было ничего от этого мира”, т.е. от свойства Малхут меры суда. “Один праведник”, т.е. Есод Зеир Анпина, “совершил соитие с нуквой”, т.е. с Малхут, которая облачала Бину, “и от этого соития произошло тело (гуф), свечение которого было более, чем у всех ангелов-посланников, что наверху. И когда было сотворено это тело, привнес высший Царь”, Бина, “в этого праведника”, в Есод Зеир Анпина, “двадцать две буквы, и” Бина “участвовала с ними, и оно (тело) появилось на свет”».
63) «”Когда явился” Адам Ришон в мир, “увидели его солнце и луна, и скрылись света их, ибо пятка его”, Адама Ришона, “затмила свет их. И в чем причина? Потому что он произошел от деяния высших солнца и луны”, т.е. Зеир Анпина и Малхут. “Когда согрешил, померк и уменьшил себя, и вознуждался в другом теле, в коже и плоти. Как написано: “И сделал Творец Всесильный для Адама и для его жены облачения накожные и одел их”[2]. Подобного тому соитию, которое произвел тот праведник со своей нуквой” для рождения Адама Ришона, как мы уже сказали, “не было до этого, и” ни “после этого. Ибо не явился еще мастер, чтобы очистить”».
Объяснение. Адам Ришон родился и произошел от зивуга Зеир Анпина и Малхут, однако в тот момент Зеир Анпин и Малхут облачали Абу ве-Иму, а нижний, облачающий высшего, становится подобным ему, и поэтому Адам Ришон родился от свойства Имы, т.е. от ИШСУТ, Бины. И получается, что не было в нем ничего от свойства Малхут. И об этом написано: «У Адама Ришона не было ничего от этого мира»[3], – т.е. в нем не было ничего от Малхут, называемой этим миром. «Хотя тело его было из праха»[4], – т.е. от Малхут, называемой прахом, «оно было не из праха, что здесь», – было не от Малхут на своем месте, как сейчас, – «а из праха высшего Храма», – от Малхут, которая облачала Иму, называемую высшим Храмом. И тогда она полностью подобна Име, т.е. Бине, и нет у нее от собственного свойства ничего.
Но после того как он согрешил и отведал от Древа Познания, Малхут получила ущерб из-за его греха, и опустилась из Бины, и упала в миры БЕА, и он тоже упал и опустился вместе с ней в мир Асия. И раскрылась в нем Малхут меры суда, и тогда ему понадобилось другое тело, чтобы находиться в свойстве этой Малхут, и это смысл сказанного: «И вознуждался в другом теле, в коже и плоти»[5], т.е. чтобы были в нем свойства Зеир Анпина и Малхут, поскольку кожа – это свойство Малхут, а плоть – свойство Зеир Анпина. «Как написано: “И сделал Творец Всесильный для Адама и для его жены облачения накожные и одел их”», – т.е. произошел зивуг от свойства ЗОН на их собственном месте, в котором они притянули к нему «облачения накожные», т.е. Малхут, в которой есть примесь от свойства Малхут меры суда, и ее нужно освободить от примеси и очистить, так как от нее происходят отходы. И это смысл сказанного: «Подобного тому соитию … не было до этого и после этого»5, – ибо до этого Зеир Анпин и Малхут еще не были в таком высоком состоянии, поскольку тогда они были исправлены из разбиения келим и поднялись столь высоко, чтобы породить Адама Ришона на ступени Бины. И тем более после этого не будет такого высокого подъема. И, несмотря на то, что и сейчас существуют подъемы Зеир Анпина и Малхут к высшим Абе ве-Име, это происходит только в субботу, т.е. этот день привел к этому. Но тогда это происходило из-за них самих, поскольку они полностью очистились от свойства Малхут меры суда с помощью Создателя, и это смысл сказанного: «Ибо не явился еще мастер, чтобы очистить»5, – так как они были тогда на таком высоком уровне, что не было необходимости, чтобы мастер, т.е. Создатель, явился для очищения и выявления этих ступеней из примесей, привнесенных свойством Малхут меры суда. Однако после грехопадения, Малхут меры суда уже примешалась ко всем ступеням, и нужно очистить и выявить ее.[6]
64) «”Пока не явился Ханох, и взял его Творец с земли,[7] и были выявлены в нем отходы, и отделил Он это от серебра, и так же – со всеми праведниками на земле. А потом было исправлено это место”, т.е. Малхут, в которой скрылась Малхут меры суда, и она уже не видна. И тогда “образовались от зивуга” Зеир Анпина и Малхут “духи (рухот) и души (нешамот), и тело (гуф) снизу, на земле. И поэтому, благодаря совместному участию высших и нижних, явился человек (адам) в мир, и он должен бояться этих участников, и почитать их”».
Жена, которую Ты дал со мною
65) «”Не обращайтесь к идолам, и божеств литых не делайте себе”[8]. Рабби Хия провозгласил: “Не смотри на упрямство народа этого”[9]. “Не смотри”9. Спрашивает: “Кто это может сказать Царю: “Не смотри”9? Ведь написано: “Ибо глаза Его (взирают) на пути человека”[10]. И написано: “Если спрячется человек в укрытии, то разве Я его не увижу? – сказал Творец”[11]. Ведь Творец наблюдает за всем и смотрит на все деяния, и приводит на суд за всё, будь то добро или зло. Как написано: “Всесильный приведет на суд, за всё сокрытое, будь то добро или зло”[12]. А Моше сказал: “Не смотри”9».
66) И отвечает: «”Но насколько должен человек остерегаться грехов своих, чтобы не грешить пред святым Царем? Смотри, если человек выполняет заповедь, заповедь эта восходит и предстает пред Творцом, и говорит: “Я от такого-то, который выполнил меня”. И Творец отмечает ее пред Собой, чтобы, наблюдая за ней каждый день, доставлять” этому человеку “благо через нее. А если” человек “нарушил слово Торы, то эта вина поднимается пред Ним и говорит: “Я от такого-то, который содеял меня”. И Творец отмечает ее пред Собой, и стоит она там, чтобы можно было, наблюдая за ней, покончить с ним. Это смысл сказанного: “И увидел Творец, и отверг в гневе сыновей Своих и дочерей Своих”[13]. Что значит: “И увидел”13?”. То есть вину “ту, которая стоит пред Ним”».
67) «”О раскаявшемся что написано: “И Творец снял грех твой – ты не умрешь”[14]. То есть Он устранил от Себя эту вину, чтобы не смотреть на нее, и делать ему добро. И поэтому” написано: “Не смотри на упрямство народа этого, и на преступления его, и на грехи его”9», – т.е. чтобы Он не обращал внимания на них. «Сказал рабби Йоси: “Отсюда ясно, что смысл” этого, “как написано: “Останется вина твоя пятном предо Мною”[15]».
68) «Маленький рабби Йоси вошел пред рабби Шимоном, однажды он обнаружил его, что он сидел и читал: “Написано: “И сказал Адам: “Жена, которую Ты дал со мною, она дала мне от этого дерева, и я ел”[16]. Отсюда “следует, что Адам и Хава были сотворены вместе и соединены друг с другом в одно тело, ведь написано: “Которую Ты дал со мною”16, но не написано: “Которую ты дал мне”. Сказал ему: “Но ведь в таком случае, написано: “Я – та женщина, которая поставлена с тобой в этом”[17], а не написано: “Которая поставлена перед тобой”. Сказал ему: “Если бы было написано: “Которая дана с тобой”, я мог бы сказать, что это как в сказанном: “Которую Ты дал со мною”16, но написано: “Которая поставлена”17», а это означает, что была поставлена одна, и не соединена с ним.
69) «Сказал ему: “Но ведь написано: “И сказал Творец Всесильный: “Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника против него”[18]. Таким образом, жена его была сотворена одна, и была против него, а не соединена с ним в одно тело. И отвечает: “Сделаю ему”18 означает – “сейчас”» сделаю ему, чтобы была она против него. Однако до этого они были созданы соединенными друг с другом в одном теле. «Сказал ему: “Несомненно, это так, что Адам был один, и не было у него помощника в нукве его, поскольку она была” слита “со сторонами его, как мы уже объясняли. И то, что сказал Он: “Сделаю ему помощника”18, показывает, что “это так, ведь не написано: “Сотворю ему помощника”, а написано: “Захаром и некевой сотворил Он их”[19], и это означает, что сразу же в момент сотворения они уже были захаром и некевой. “Но написано: “Сделаю”18, и что “сделаю”18, – т.е. исправлю, а это означает, что Творец взял ее от его сторон, и произвел над ней исправление, и поставил ее перед ним. И тогда сошелся Адам с женой своей, и стала она ему помощником”».
[1] Тора, Ваикра, 19:3. «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните; Я – Творец Всесильный ваш».
[2] Тора, Берешит, 3:21. «И сделал Творец Всесильный для Адама и для его жены облачения накожные и одел их».
[3] См. п.62.
[4] См. п.61.
[5] См. п.63.
[6] См. «Учение десяти сфирот», часть 16, п.43.
[7] Тора, Берешит, 5:24. «И ходил Ханох пред Всесильным; и не стало его, ибо Всесильный взял его».
[8] Тора, Ваикра, 19:4. «Не обращайтесь к идолам, и божеств литых не делайте себе. Я Творец Всесильный ваш».
[9] Тора, Дварим, 9:27. «Вспомни рабов Твоих, Авраама, Ицхака и Яакова; не смотри на упрямство народа этого, и на преступления его, и на грехи его».
[10] Писания, Иов, 34:21. «Ибо глаза Его (взирают) на пути человека, и видит Он все шаги его».
[11] Пророки, Йермияу, 23:24. «Если спрячется человек в укрытии, то разве Я его не увижу? – сказал Творец, – ведь и небо и земля полны Мною».
[12] Писания, Коэлет, 12:13-14. «Послушаем всему заключенье: Всесильного бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом – весь человек. Ибо все дела Всесильный приведет на суд, за все сокрытое, будь то добро или зло».
[13] Тора, Дварим, 32:19. «И увидел Творец, и отверг в гневе сыновей Своих и дочерей Своих».
[14] Пророки, Шмуэль 2, 12:13. «И сказал Давид Натану: “Согрешил я пред Творцом”. И сказал Натан Давиду: “И Творец снял грех твой – ты не умрешь”».
[15] Пророки, Йермияу, 2:22. «”Поэтому даже если ты будешь смывать (это пятно) щелоком и возьмешь много мыла, (все же) останется вина твоя пятном предо Мною”, – сказал Владыка Творец».
[16] Тора, Берешит, 3:12. «И сказал Адам: “Жена, которую Ты дал со мною, она дала мне от этого дерева, и я ел”».
[17] Пророки, Шмуэль 1, 1:26. «И сказала она: “Внемли мне, господин мой, да живет душа твоя, господин мой! Я – та женщина, которая поставлена с тобой в этом, чтобы молиться Творцу”».
[18] Тора, Берешит, 2:18. «И сказал Творец Всесильный: “Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника соответственно ему (досл. против него)”».
[19] Тора, Берешит, 5:2. «Мужчиной и женщиной (досл. захаром и некевой) сотворил Он их. И благословил Он их, и нарек им имя Адам, человек, в день сотворения их».
Также рекомендуем: “Адам“, “Прегрешение Адама и смерть мира“, “Внутренний смысл зарождения – рождение“, “Бааль Сулам о структуре души Адама Ришона“.