Зоар о понятиях “раб” и “сын”

Глава Бе-ар

Ибо Мне сыны Исраэля рабы

75) “Ибо Мне сыны Исраэля рабы”[1]. Заповедано исполнять всякого рода службу в Храме. А вне Храма все те действия, которые называются служением, то есть молитва, и усердие в заповедях Торы, ибо всё это называется служением, – подобно рабу, который усердствует, (служа) хозяину во всём, что необходимо.

76) Поскольку назвал Он (сынов) Исраэля рабами, как сказано: “Ибо Мне сыны Исраэля рабы. Мои рабы они”. Рабы, ибо сказано: “которых Я вывел из земли египетской”, чтобы служить Ему, как раб, который служит хозяину, спасшему его от смерти и спасшему его от всего зла в мире.

Раб – тот, кто исправляет света Хохмы в левой (линии). Ибо по причине греха Адама Ришона опустились света и келим светов Хохма святости и упали в египетскую клипу. И по этой причине вынуждены были (сыны) Исраэля быть рабами в стране египетской. И три свойства прошли выяснения левой (линии), пока не завершились дарованием Торы, – в нешама, хая, ехида свечения левой (линии). (И это сказанное: “почему они рабы?”), что означает исправление левой (линии). (И отвечает, – так как сказано: “которых Я вывел из земли египетской”), – ибо вынесли они тогда с собой искры и келим свечения Хохмы в левой (линии). И как сказано: “Я Творец Всесильный твой, который вывел тебя из земли египетской”[2]. И это продолжение раскрытия исправлений левой (линии), относящихся к службе раба. И соответственно этому есть свойство “сын”, исходящее из средней линии.

77) (Сыны) Исраэля по отношению к Творцу называются двояко. “Рабы”, – как сказано: “Мои рабы они”. И (также) называются “сыновья”, как сказано: “Сыны вы Творцу Всесильному вашему”[3]. Ибо человек, который познал Творца в общем порядке, называется рабом, так как он исполняет повеления своего Господина, и нет у него позволения и доступа к сокровищам и секретам Его дома. А тот, кто познал Творца в частном порядке, называется Его возлюбленным сыном, – подобно сыну, которому доступны тайны и все секреты Его дома.

Раб притягивает только свечение левой (линии) святости, которое исправлено лишь, чтобы светить снизу вверх в свете нуквы и ВАК, без какого-либо действия. Как сказано: “Тот, кто познал Творца в общем порядке”, – то есть снизу вверх, – (“называется рабом”) “и нет у него позволения и доступа к сокровищам и тайнам Его дома”, ибо его свечение относится к свойству света нуквы, и запрещено ему всякое действие.

Однако сын связан со средней линией в своем свойстве хасадим, и это свет захара, который передается сверху вниз, и есть тут ГАР и действие поиска в Его сокровищах. Ибо он познал Творца в частном порядке, – то есть связан со средней линией. (“Называется Его возлюбленный сын”), “подобно сыну, которому доступны тайны и все секреты Его дома”, поскольку это свет захара и ГАР, которые передаются сверху вниз, и есть у него действие и поиск в сокровищах Царя.

78) Несмотря на то, что он называется сыном, первенцем Творца, как сказано: “Сын Мой, первенец Мой Исраэль”[4], – не должен он исключать себя из законов раба, ибо он должен служить Отцу своему во всех служениях, представляющих славу его Отца. И так должен всякий человек быть у своего отца сыном, заниматься его тайнами и знать секреты его дома и усердствовать в них, и быть у своего отца рабом.

Тайна раба и тайна сына

79) Две ступени есть наверху, в которые должен облачиться человек, и они – вера, и они едины. Первая – раб, вторая – сын. Ступень раба наверху называется “Господин всей земли”, и это Малхут, в которой раскрывается свечение Хохмы левой (линии), свет нуквы. А ступень сына наверху, “Сын Мой, первенец Мой Исраэль”, – это Зеир Анпин, когда он является сыном высших Аба ве-Имы, и тогда он называется Исраэль, то есть свет захара. И всё это – вера. И человек должен облачиться в эти ступени сына и раба наверху, чтобы включиться в веру.

Человек внизу должен сначала получить свойство раба, то есть свойство свечения Хохмы от Малхут, называемой “Господин всей земли”. А потом, когда он получает хасадим от Зеир Анпина, являющегося сыном Аба ве-Има, они в них (хасадим в Аба ве-Име) – как свойство светов захара и ГАР. Но если у него нет ступени раба, а есть лишь ступень хасадим, они считаются для него ВАК без рош, и совершенно не являются ступенью сына. И только когда он уже достиг совершенства в Хохме от Малхут, считаются хасадим (категорией) ГАР, и потому считается Малхут вратами для входа в Зеир Анпин. И нужно облачиться в оба из них. А в противном случае, это совсем не ГАР, ибо хасадим Зеир Анпина без Хохмы Малхут – это ВАК. И также Хохма Малхут без хасадим Зеир Анпина – это ВАК.

80) И объясняет, что нужно быть на ступени раба, чтобы исполнять разного рода служение в молитве, которая называется служением. Подобно тому рабу, то есть свойству Малхут, которая не молчит никогда вовеки и воздает хвалу и постоянно играет Зеир Анпину. Все работы и все вещи, которые происходят во всех мирах, – все их делает и исполняет Малхут, и поэтому она называется “Господин”. Ибо поскольку она находится в свойстве “раб”, служа и притягивая жизнь и изобилие абсолютно для всех миров, она называется Господином всей земли. А человек, который облачается в свойство раба в Малхут, чтобы быть рабом и исполнять службу своему господину, поднимается и облачается, чтобы стать на ступень раба, и также называется “господин”. Ибо он благословляет всеми своими служениями этот мир, то есть Малхут, и оживляет ее. И потому он тоже называется господином.

81) Теперь объясним ступень “сын”. Счастлив удел сына, который удостоился усердствовать в познании тайн своего отца и всех секретов его дома, как единственный сын, которого отец поставил господствовать над всеми своими тайнами. И это слава сына, господствующего над всем. Тот, кто усердствует в Торе, чтобы познать Творца и Его тайны, называется сыном Творца. И из всех небесных воинств нет никого, кто бы воспротивился, чтобы он вошел к Отцу в любое время, когда ему нужно войти. Счастлив удел его во всех мирах. И поэтому тот, кто усердствует в познании своего Отца в частном порядке в Хохме, что в правой (линии) Зеир Анпина, называется сыном.

82) В служении, которое человек служит Творцу, есть служение, в котором человек должен включиться в оба (свойства), став рабом и сыном, чтобы облачиться на Творца. Это служение молитвы, в которой человек должен быть рабом и сыном, включаясь в обе эти высшие ступени, то есть в Зеир Анпин и Малхут, чтобы служить и исправлять молитву в свойстве раба, исполняя работу по исправлению миров, которая является ступенью раба и Малхут. И прилепить свое желание к Хохме в правой линии, сливаясь со своим Господином в высших тайнах, что является ступенью сына и Зеир Анпина.

83) Сын всегда соединяется с отцом совершенно без всякого разделения, никто не помешает ему. Раб исполняет службу своего господина и совершает исправления миров. Обладающий обоими (свойствами), сына и раба как одним целым, в одном единстве, – это человек, исправляющий всю веру, то есть Малхут, в единении с Зеир Анпином, совершенно без всякого разделения, и соединяющий всё вместе. Это человек, о котором Творец возглашает во всех воинствах и станах всех миров и небосводов: берегитесь такого-то, ибо он доверенное лицо Царя и обладает всеми тайнами своего Господина. Счастлив он в этом мире, и счастлив он в грядущем мире.

84) Начиная с этого дня, этот человек известен и записан во всех мирах. Когда ему нужно, всем воинствам и всем станам приказано быть у него. И Творцу никто больше не нужен, кроме него одного, то есть все миры стоят вокруг него. И пробуждается голос и возглашает об этом человеке: хорошо единственному (то есть этому человеку), быть у Единственного, то есть Творца, и заниматься единственному с Единственным.

85) И тайна этих двух ступеней, сына и раба, заключена в стихе: “И сказал мне: ты раб Мой, Исраэль, в котором Я прославлюсь”[5]. “И сказал мне: ты раб Мой”, – это ступень раба, то есть левая линия и свойство Малхут. “Исраэль” – это ступень сына, правая линия, свойство Зеир Анпина. И когда они в одном единстве, говорится: “В котором Я прославлюсь”.

[1] Тора, Ваикра, 25:55. “Ибо Мне сыны Исраэля рабы. Мои рабы они, которых Я вывел из земли египетской. Я Творец, Бог ваш”.
[2] Тора, Шмот, 20:2. “Я Творец, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабского”.
[3] Тора, Дварим, 14:1. “Сыны вы Творцу, Богу вашему. Не делайте на себе надрезов и не делайте плеши меж ваших глаз по умершему”.
[4] Тора, Шмот, 4:22. “И скажи Паро: Так сказал Господь: Сын Мой, первенец Мой Исраэль”.
[5] Пророки, Йешаяу, 49:3. “И сказал мне: ты раб Мой, Исраэль, в котором прославлюсь”.

Также рекомендуем: “Царский раб“, “Клипа предшествует плоду“, “Зоар о добром и злом началах“, “Притча о царе и царском сыне“, “Бааль Сулам о структуре МАН и “сыновьях-первенцах“.