От редакции: текст для продвинутых читателей.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Учение о десяти сфирот, часть десятая
Внутреннее созерцание
9. …И сказано праведником (Ари), благословенна память его, так: “Известно, что вопрос пятидесяти врат, существующих в Бине, относится к тому, что это понятие вышеуказанного (имени) мэм-бэт, которое есть в Бине. А исходя из того, что это семь имен в сорокадвухбуквенном имени, – вместе с самими семью именами[1] получается сорок девять. И есть пятидесятые врата, общность всех сорока девяти, – и это высший Кетер в них, ведь он содержит все сорок девять врат, и это не часть, (не) отдельные врата. И вот, не будем говорить сейчас о понятии общности семи имен, – что вместе с ними это сорок девять, а вместе со включением – это пятьдесят, – но поговорим о самом сорокадвухбуквенном имени… Аба наиболее неведом и сокрыт, поэтому Кетер Имы, включен в Абу, ибо сорок вторые высшие врата – это Кетер в ней, содержащийся в Абе. И получается, что только лишь мэм-алеф (сорок один מ”א) остались в Име, а гимэл-мэм (сорок три ג”מ) – в Абе. И это тайна (стиха): “Также (ג”ם) птичка нашла дом…”. И это внутренний смысл того, что мать назовется Биной, ибо Бина называется праматерью[2] (эм א”ם) по причине того, что убывает от нее Кетер, и он включается в Абу. И поэтому извечно Бина называется праматерью (א”ם). И пойми это”. Конец цитаты. Изучи далее все, что предваряет это при разъяснении сути (имени) мэм-бэт в тайне простого (имени АВАЯ), наполнения (его) и наполнения (этого) наполнения.
10) И вот ты видишь, как старается рав объяснить нам подробно пятьдесят врат Бины со всех сторон: как со стороны сорокадвухбуквенного имени, – простого (АВАЯ), (в) наполнении и (в) наполнении наполнения, – характерного для высшей Имы, категории ГАР, так и со стороны сорокадвухбуквенного имени “семи раз по шесть букв”, на которое намекают начальные (буквы) слов (молитвы) “Ана бе-коах”[2], характерного для ИШСУТ, категории ЗАТ де-Бина. То есть в пятидесяти (вратах) в ГАР Бины есть сорокадвухбуквенное имя в совершенстве трех первых парцуфов АК, которые не нуждаются в исправлении, как сказано выше в объяснении сорокадвухбуквенного имени, – изучи там. А пятьдесят врат Бины в ее ЗАТ, ИШСУТ, – со стороны светов они уже не включаются в сорокадвухбуквенное имя, будучи ниже окончания средней линии аспекта светов Арих Анпина, которые выше его табура, являющегося местом хазе, как написано выше в Ор пними. (Стадия) от хазе Арих Анпина и ниже уже считается (свойством) “ниже табура”, и это категория ЗОН Арих Анпина, которой недостает наполнения так же, как в НЕХИ де-АК, а потому все исправление АБЕА вращается вокруг наполнения этой потребности, как известно. Однако поскольку эти ИШСУТ еще находятся выше табура Арих Анпина, ибо их место от хазе до табура, – со стороны келим это место от хазе до табура считается еще в свойстве сорокадвухбуквенного имени, ведь сиюм раглаим концов (т.е. правой и левой линий) парцуфов, которые выше табура, продолжаются практически до табура, и только их Есод (т.е. средняя линия) завершается в хазе. Поэтому у них все еще есть совершенство мэм-бэт со стороны келим. Но это (имя) мэм-бэт келим уже находится в тайне семи раз по шесть букв (молитвы) “Ана бе-коах”, являясь шестью сфирот ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина, поскольку там нет ГАР от аспекта светов, а только лишь аспект ЗОН. И отсюда познай тайну сорокадвухбуквенного имени семи шестибуквенных строк, которое говорит о ЗОН, – что оно также от свойства ИШСУТ, являясь аспектом мэм-бэт (категории) келим, но не светов.
11) И знай, что источником разделения высшей Имы на два парцуфа, Бины и Твуны, – того, чего нет ни в какой другой сфире, – является большое отдаление между ее ГАР и ЗАТ. ГАР в ней считаются действительным сорокадвухбуквенным именем, они – в тайне трех первых парцуфов Арих Анпина, называемых (АВАЯ) простым, в наполнении и наполнении наполнения. Они (пребывают) в окончательном совершенстве и не приходят в парцуфы Ацилута ради себя, но только лишь для того, чтобы создать парцуфы ниже табура. Ибо невозможно, чтобы вышли парцуфы ниже табура без парцуфов выше табура, как написано в Ор пними. А раз так, то ЗАТ де-Бина, являющиеся ИШСУТ, уже относятся к свойству парцуфов, нуждающихся в исправлении, ибо со стороны светов они пребывают ниже хазе Арих Анпина, где оканчивается средняя линия (стадии) “выше табура”. И потому они относятся к стадии ниже табура де-АК, которая пока что не наполнена его светами в полной мере (после) исторжения, которое было в гуфе парцуфа Кетера (АК) вслед за его созданием, – ведь АБ и САГ завершаются в его табуре. И поэтому очень велика отдаленность между Имой и Твуной, а посему они разделяются на два отдельных друг от друга парцуфа. И смотри (об этом) выше (ОП, п.84 со слов “И хорошо запомни”).
И в действительности, вопрос этого пребывания ИШСУТ ниже хазе Арих Анпина не случаен, не дай Бог, но есть в этом важная причина. Как написано выше (ОП, п.36 со слов “Однако этот гарон”), из-за того, что парцуфы Ацилута вначале выходят в катнуте из свойства нижней хэй в эйнаим, также и после их гадлута, когда уже опустилась нижняя хэй из их эйнаим, отпечаток нижней хэй не исторгается с ее места (в эйнаим). И все парсаот, которые вышли в стадии нижней хэй в эйнаим, тоже остались постоянными во время гадлута. Изучи там. И разъяснено там, что поэтому (образуется) покрывающая оболочка под моха стимаа Арих Анпина, то есть под его ГЭ, являющимися Кетером и моха стимаа, а его Бина выходит из стадии ГАР в стадию ЗАТ, и это гарон. Но этот ее выход совершенно не ощущается относительно ГАР Бины, пребывающих и без этого в свойстве света хасадим в тайне “Ибо желает благодеяния Он”. А поэтому Бина считается еще в свойстве рош и ГАР в тайне сорокадвухбуквенного имени, – (АВАЯ) простой, в наполнении и наполнении наполнения. И потому отделились ГАР Бины и стали третьим парцуфом в трех первых парцуфах Ацилута. И они называются высшими Аба ве-Имой, зивуг которых не прекращается никогда. И поэтому они завершаются выше хазе Арих Анпина, – то есть в месте, которое считается его свойством мэм-бэт также и со стороны светов. А суть их всех одна, – ведь, несмотря на то, что ГАР Бины уже находятся ниже ГАР Арих Анпина по причине нижней хэй, которая оставила свой отпечаток в покрывающей оболочке под моха стимаа, тем не менее, они нисколько не повреждаются из-за этого выхода и считаются завершенными ГАР и свойством рош, подобно самому моха стимаа. А ЗАТ Бины, ИШСУТ, в действительности не от свойства “Ибо желает благодеяния Он”, а совершенно наоборот: они из категории свечения Хохмы в хасадим, поскольку они – создатель ЗОН, вся основа которых свечение Хохмы в хасадим (как сказано в первой части, ОП, гл.1, п.50 со слов “Смысл обязательности”). Таким образом, вся тяжесть выхода Бины из рош в (свойство) ЗАТ падает на них, ибо отпечаток нижней хэй в эйнаим, который присутствует в этой оболочке под моха стимаа, отграничивает их от свечения Хохмы аспекта сорокадвухбуквенного имени, то есть от стадии трех первых парцуфов АК. И поэтому ИШСУТ вынуждены получать от соответствующего им свойства в АК, которое ниже его табура, – то есть от нижней трети Тиферет де-АК. И это тайна бэтен, как сказано в Ор пними (п.147 со слов “И смысл этого”). А потому они отделились от высшей Бины, которая из трех первых парцуфов Ацилута, и стали свойством парцуфа ЗАТ Ацилута, но от аспекта их света. Однако со стороны их келим они считаются еще (именем) мэм-бэт. И хорошо запомни вышеуказанные различия между высшей Имой и ИШСУТ, так как невозможно приводить эти подробности в каждом месте.
[1] Об этом понятии см. далее в объяснении автора.
[2] Слово “эм אם” может быть переведено как “мать; праматерь; основа; причина”.
[3] Древняя молитва авторства раби Нехунья бэн а-Кана; имеет сорок две буквы, выстроенные в семь строф по шесть слов в каждой.
Вопросы и ответы о сути понятий
126) Что такое пятьдесят врат Бины
Известно, что уровень Бины разделяется на два парцуфа, – ГАР и ЗАТ, Бина и Твуна. И это – по причине запечатления нижней хэй в экране рош Арих Анпина под моха стимаа, которая выводит Бину наружу. Она властвует только над ЗАТ Бины, поскольку они нуждаются в свечении Хохмы, и совершенно не властвует над ГАР Бины, поскольку они в укрытых хасадим, которые сами по себе отвергают Хохму. И поэтому Бина и Твуна становятся двумя отдельными парцуфами, когда Бина – в стадии ГАР, а Твуна выходит из стадии ГАР в стадию ЗАТ в недостатке рош. И считается, что они разделились пятьдесят на пятьдесят. Ведь уровень полной Бины – это сто сфирот, являющихся десятью сфирот, включенных друг друга, а десять на десять – это сто. Однако теперь, когда разделились, остались в Твуне только ЗАТ, включенные друг в друга, то есть семь сфирот в каждой из семи сфирот, а семь на семь – это сорок девять, – то есть (до) пятидесяти недостает одной. Это указывает на то, что им недостает их рош и ГАР, называемых Кетером. То есть, вся верхняя половина парцуфа, называемого Биной, отделилась от них и стала особым парцуфом. И из-за этого они именуются сорока девятью вратами Бины, которым недостает одних (врат). Однако запомни, что эти одни врата означают все пятьдесят высших врат высшей Бины, ибо эти врата – тайна Кетера, означающего рош и ГАР. Однако и высшая Бина также не совершенна, пока Твуна не объединится с ней и не они станут единым парцуфом. И она считается также не имеющей высших врат в ней, являющихся Кетером и ГАР. И это по известной причине: нехватка НЕХИ келим причиняет недостаток ГАР светов. Так как в Име ГАР Бины также выходят из рош Арих Анпина в стадию гарона (горла) и гуф, но поскольку она в тайне (состояния) “Ибо желает благодеяния Он”, фактор сокращения к ней не относится. При всем том, по отношению к отдаче Хохмы она тоже в недостатке ГАР, как и Твуна. Таким образом, относительно самой себя она считается совершенным рош. В действительности по отношению к Абе, являющемся Хохмой, Бина также считается ЗАТ, которым недостает рош, ведь она не может получать и отдавать Хохму вследствие отпечатка нижней хэй, оставшегося в экране рош Арих Анпина.
Таким образом, Бине тоже недостает ГАР относительно Абы. Однако Бина не считается в силу этого свойством сорока девяти врат, как Твуна, – ведь сорок девять врат указывают на то, что у нее самой есть только ЗАТ, то есть семь раз по семь (сфирот), а это справедливо только для Твуны. И в любом случае Бина относительно самой себя – законченный рош и у нее нет недостатка ГАР. Но есть здесь (т.е. в высшей Бине) другое понятие, и это понятие сорокадвухбуквенного имени простой (АВАЯ), в наполнении и в наполнении наполнения, которое указывает на то, что (она) получает от соответствующего им свойства в трех первых парцуфах АК до табура. И известно, что парцуфы АК – это категория Хохмы, а потому в этом смысле считается, что Бине недостает сорок вторых, высших врат, то есть аспекта ГАР Хохмы, которые называются “рош” или “Кетер”: от свойства Хохмы у нее есть только сорок одни врата и недостает высших врат, то есть ее Кетера. Ибо эти врата включены в Абу в тайне написанного: “Также птичка нашла дом…”. Недостающие Бине высшие врата добавляются к Абе, и есть у него сорок три врат, что есть тайной (слова) “также (ג”ם 43)”.
Из этого пойми сказанное равом, что Моше удостоился Бины (ОП, п.52). И сказали мудрецы: “Пятьдесят врат Бины были созданы в мире, и все они были даны Моше, кроме одних. Ведь не удостоился Бины в совершенстве” (трактат Рош а-Шана, стр. 21). Из сказанного выше пойми то, что Моше удостоился самой Бины в тайне сорока одних врат в ней. То есть, пока Бина и Твуна разделены на два парцуфа, они считаются в недостатке их высшей половины, называемой их свойством Кетера, ибо в Бине недостает сорок вторых врат, а у Твуны отсутствуют пятидесятые врата. И на это намекают мудрецы, (говоря), что все они даны Моше, кроме одних, – то есть пятидесятых врат. Ведь пятидесятые врата – это высшая Бина и она не объединяется с Биной в один парцуф в постоянстве до окончательного исправления. А поэтому Моше ее не удостоился. Рав говорит о высшей Бине, когда она отделена от нижней Твуны. И Моше не удостоился этой Бины, которой также недостает одних (врат), являющихся сорок вторыми вратами. (ВС, п.16)
127) Что такое пятидесятые врата
Парцуфу Твуны недостает высшей половины парцуфа, то есть ее парцуфа ГАР, являющегося Кетером Твуны. Эти высшие врата, называющиеся Кетером, содержат пятьдесят сфирот. Пока он у нее отсутствует, и есть у нее только ЗАТ, – есть в ней только сорок девять сфирот, то есть семь раз по семь, и это сорок девять. Но в то время, когда обретет этот Кетер, будет у нее десять сфирот, которые включают каждую из десяти, а десять раз по десять – это сто. Ведь, недостающий в ней парцуф ГАР содержит пятьдесят сфирот (ВС, п.17)
Также рекомендуем: “Возвратить долг“, “Праведник и грешник“, “Бааль Сулам о внутреннем смысле единства исхода из Египта и получения Торы“, “Внутренний смысл зарождения – рождение“.