Фрагмент утреннего урока в Международной академии каббалы. Лектор – каббалист Михаэль Лайтман.
Уровни “ло лишма” и “лишма”
Барух Ашлаг (РАБАШ)
Ужаснулась земля (фрагмент)
…И сказал Давид об этом: “И сердце мое пусто…”, – что убили его дурное начало (ецер ра). И поэтому тело человека сопротивляется изо всех сил желанию человека работать с намерением отдавать. И вот тогда ищет человек советов, – как выйти из-под власти эгоизма, называющегося желанием получить для себя. Только в том случае, когда человек хочет работать с намерением отдавать, он нуждается в советах, заключенных в 613 заповедях (наставлениях), как выйти из-под власти дурного начала. И когда человек учит Тору, – как он должен настроить себя на выполнение заповедей, и (как), выполняя их, он помогает себе выйти из-под власти зла, – (тогда) будут у него силы (действовать) с намерением только на отдачу, – и тогда, уча Тору, хочет он возвращения к Источнику. Как написано: “И сказал Творец: “Создал я злое начало, и создал Тору для его исправления”. И получается, что Тора и заповеди, которые он соблюдает, – они для него только как советы.
А затем, когда удостоился человек альтруистических желаний (сосудов) с помощью Торы и заповедей, – что он должен делать с их соблюдением? То есть, – он уже не нуждается в них в качестве советов. Известно правило, что советы только помогают придти к желаемой цели, к которой сам придти не мог. И напрашивается вопрос: что это за цель, к которой он идет? Есть простой ответ. Когда человек уже не работает на себя и точно знает цель, к которой стремится, когда при помощи советов он удостоился выйти из-под власти любви к себе, – теперь его задача придти к замыслу Творения (в Творце), желание которого насладить создания всем тем, что Творец приготовил для них. И выходит, что с помощью 613 советов приходит человек к замыслу Творца, к желанию Создателя насладить творения, – т.е. наполнить светом кли. Об этом свете, свете наслаждения, говорится в книге “Зоар”, что каждая заповедь несет свой особый свет. А заповедь – это связь между причиной и следствием в нашем мире. И после того, как человек уже дошел до уровня 613 советов, тогда он получает 613 “вкладов” (светов). А после этого существует в Торе другой порядок, который называется “имена Творца”, уровень которого называется “Свет Торы, Исраэль и Творец – одно целое”.
Получается, что в Торе и заповедях есть много уровней, но, в основном, их три:
- “Ло лишма” – когда Тора и заповеди выполняются не ради Творца;
- “Лишма” – когда каждое действие направлено на отдачу ради Творца;
- Когда удостаивается, то приходит к цели Творения насладить создания, и тогда 613 заповедей для него – в качестве 613 вкладов. 613 советов – это как достичь свойства “лишма” (работать на отдачу), а 613 вкладов имеет название “Раскрытие тайн Торы”.
Уровень “ло лишма” также разделяется на несколько:
1) изучающий Тору для себя, – этот уровень называется: “Тора превращается для него в “наркотик смерти”; 2) изучающий для того, чтобы его называли “Ребе”; и два этих уровня – они только для человека, не для Творца;
3) чтобы было у него вознаграждение в “этом мире”; 4) чтобы было у него вознаграждение в “будущем мире”; и эти два уровня выполняются ради Творца, – он хочет чтобы Творец дал ему вознаграждение…
Источник: Библиотека МАК
Также рекомендуем: “Лишма”, “Что такое желание отдавать”, “Суть духовного постижения”, “Ступени лестницы (избранные статьи). Часть пятая”.
Скачать Собрание произведений РАБАША можно здесь.