Бааль Сулам (Йегуда Ашлаг)
Часть 5
Четвертую часть читайте здесь.
26
Из приведенного примера можно понять, как три составляющих в плане задумавшего строительство дома, связаны друг с другом с точки зрения причины и следствия, где корень всего – первоначальный замысел. Ведь не появится в задуманном им плане ни одна деталь иначе, чем для завершения действия, совершенном в соответствии с задуманным в первоначальном замысле. И ничего не будет осуществлено на практике во время строительства, как только в соответствии с деталями, включенными в задуманный план.
И пойми из этого в отношении миров, что нет в мирах никакого, даже малейшего, обновления, которое бы не проистекало из мира Бесконечности, из первого состояния душ, находящихся там в своем совершенстве Окончательного исправления, в соответствии со сказанным «завершение действия – в первоначальном замысле».
И находится там все, что раскроется, вплоть до Окончательного исправления, и изначально исходит из мира Бесконечности в мир Ацилут, как мысленный план в приведенном примере рождается из первоначального замысла. А из мира Ацилут каждая деталь нисходит в миры БЕА, как из мысленного плана в примере, исходят все детали, которые реализуются при строительстве дома на практике.
Так что нет ни малейшей частички, созданной в этом мире, которая не исходила бы из мира Бесконечности, где души находятся в первом состоянии. И от мира Бесконечности все нисходит в мир Ацилут, то есть к личному отношению к каждой новой частичке, реально существующей в нашем мире. Из мира Ацилут это новое нисходит в три мира БЕА, где реально раскрывается в действии, и проявляется как отношение Творца к творению, и в мир Ецира и в мир Асия, вплоть до наинизшего, находящегося в этом мире.
И выясняется, что нет ничего нового, существующего в мире, что не исходило бы из общего корня в мире Бесконечности Творца и его личного корня в мире Ацилут, не прошло бы затем через миры БЕА, став творением и воплотившись после этого в нашем мире.
27
Вместе с тем следует понять, что все эти изменения, описанные в мире Ацилут, не касаются самого Творца. Речь идет только о душах, в той мере, в которой они получают от мира Ацилут через три мира БЕА. И этот мир соотносится с миром Бесконечности так же, как соотносится мысленный план с первоначальным замыслом. Но в обоих этих мирах (и в мире Бесконечности, и в мире Ацилут), еще совершенно нет никаких душ. Как и в мысленном плане человека, обдумывающего его, – ведь нет у него в мозгу ни настоящих досок, ни железа, ни кирпичей.
Души же начинают раскрываться в мире Брия. И поэтому келим десяти сфирот, которые измеряют величину и темп уже реальных душ, безусловно, не относятся к самому Творцу. Они являются лишь вновь созданными, поскольку в Высшем свете не может быть никаких изменений и никакого количества. И поэтому мы соотносим келим десяти сфирот трех миров БЕА, с цветами: красным, зеленым и черным. И невозможно даже помыслить, что они являются Высшим светом, так как в нем не может быть никакого обновления.
Но свет, «одетый» в десять келим в мирах БЕА, является высшим и простым единством, без малейшего изменения. И даже свет, заполняющий низшее кли в мире Асия, – это простой, без малейшего изменения, так как сам по себе свет един. А любое изменение в свечении Творца производится келим сфирот, не являющихся Высшим светом, и у которых в общем есть эти три упомянутых цвета. И в каждой детали с помощью этих трех цветов создается бесчисленное множество изменений.
28
Но, конечно же, келим десяти сфирот миров БЕА получают от мира Ацилут все частички и частички частичек любых изменений, находящиеся там как мысленный план всех деталей, и которые в соответствующем порядке будут реализованы при построении миров БЕА.
В соответствии с этим различают, что келим десяти сфирот КАХАБ, ТУМ миров БЕА, получают от соответствующих им келим КАХАБ, ТУМ в мире Ацилут, то есть, из мысленного плана, находящегося там. Так что любая частичка, воплощаемая на практике, является следствием соответствующей частички мысленного плана. И поэтому цвет келим мира Ацилут мы называем белым, который совершенно бесцветен.
Но все же он – источник всех цветов. Подобно белому фону в книге мудрости (несмотря на то, что невозможно ничего постичь в нем, ведь белый цвет в книге ничего не говорит нам), он – носитель всего, что есть в книге мудрости, потому что он светит вокруг каждой буквы и внутри каждой из букв, придавая каждой букве ее особую форму, и определяя особое место каждому сочетанию.
Но можно сказать и наоборот – в материале букв (красных, зеленых, или черных), нам не дано постичь ничего. А все постижение и знание, которые мы получаем через материал букв книги, происходит только с помощью белого цвета в ней. Ведь свечение вокруг букв и внутри каждой буквы придает им форму, и эта форма раскрывает нам всю мудрость книги.
И в этом смысл десяти сфирот мира Ацилут: несмотря на то, что уподоблены они белому цвету, и в них невозможно ничего узнать: ни количество, ни изменения, ни что-нибудь подобное из описанного, – все же в свечении белого на миры БЕА, которые являются тремя цветами материала букв, находятся все изменения, обязательно происходящие из десяти келим сфирот мира Ацилут. И, несмотря на то, что нет в нем самом никаких келим, так как весь он – белый цвет (как в примере с белым фоном книги по отношению к буквам и их сочетаниям), но свечение его в мирах БЕА создает в них келим.
29
Из сказанного поймешь описанное в «Тикуней Зоар» разделение мира Ацилут на три составляющие: «Он, свет и действия Его», несмотря на то, что там простое единство и нет ничего от творений. Ведь Он – означает Высший свет сам по себе, который мы не постигаем, ведь нам не дано постичь никакую суть, даже материальную. «Действия Его» означают десять келим КАХАБ, ТУМ, находящиеся в нем, которые мы уподобили белому цвету в книге мудрости. И даже количество невозможно узнать в белом, поскольку нет ничего, что создало бы там хоть какое-то количество, поскольку он весь белый. И все же мы не только даем количественную характеристику – то множество разнообразных изменений, которое мы обнаруживаем в мирах БЕА, являющихся материей букв, мы находим прежде в келим КАХАБ, ТУМ в самом мире Ацилут. Но все это – только через белый цвет, придающий форму буквам книги, а в нем самом нет никакой формы. И находим, что белый цвет имеет множество форм, несмотря на то, что у него самого нет никакой формы. А десять келим в мире Ацилут проявляются в многочисленных изменениях, в соответствии с их свечением в мирах БЕА, так же, как мысленный план воплощается в реальность при строительстве дома.
И все эти изменения, реально происходящие в мирах БЕА, происходят лишь под воздействием свечения келим десяти сфирот КАХАБ, ТУМ мира Ацилут. Так что по отношению получающих в мирах БЕА, мы и различаем в белом множество изменений. А в отношении самого мира Ацилут – он как белый цвет сам по себе, и не «одевается» в краску букв. И нет в нем никакого количества, и вообще чего бы то ни было. И разъясним тайну слов «действия Его», что представляют собой келим, которые по отношению к самим себе – простое единство, как Он.
30
«Свет Его» означает свет внутри белого цвета, представляющего собой келим. И свет этот понимается нами также только по отношению к душам, получающим от мира Ацилут, но не имеется в виду суть Высшей силы, которая является тайной слова «Он». То есть, когда три мира БЕА поднимаются в Ацилут с душами людей, свет, который получают там, определяется как свет уровня хохма и называется светом хая.
И с этой точки зрения мы называем этот свет «свет Его», как написано в «Тикуней Зоар»: «Он, свет и действия Его едины». И обо всех этих трех составляющих говорится лишь в отношении получающих. «Действия» означают подсветку келим на месте миров БЕА, под парсой мира Ацилут, потому что свет мира Ацилут никогда не спустится ниже парсы мира Ацилут – там только лишь подсветка келим.
«Свет Его» – это свечение самого света мира Ацилут, то есть когда БЕА поднимаются в Ацилут. И «Он» является сутью Творца, совершенно непостижимой. И сказано в «Тикуней Зоар», что, несмотря на то, что мы, получающие, различаем эти три составляющие в мире Ацилут, в любом случае это справедливо только в отношении получающих. Но по отношению к самому миру Ацилут даже «действия Его» – это «Он», то есть является сутью Творца. И потому совершенно невозможно постичь мир Ацилут как таковой. В этом и заключается тайна выражения «белый цвет», который невозможно постичь сам по себе, и все там – абсолютно простое единство.