Продолжение. Пятьдесят первую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(354) По вопросу Гилеля и Шамая. Так вот, Гилель – это категория паним Малхут, которая называется Рахелью. Поэтому Гилель (הלל) – в гематрии “Адни” (אדני), но это ее паним, и потому это милосердие (Хесед), а не суд. Но Шамай – это категория ахор Леи, так как Шамай (שמאי) – в гематрии “обрезанный (קפד)” и “високосный(קסו)”[1], а это ахораим АВАЯ АБ-САГ, выходящие от Зеир Анпина и передаваемые Лее. А будучи категорией ахораим, это суд и ограничение (Гвура). Поэтому Гилель и Шамай – это Хесед и Гвура. И вследствие того, что Лея предшествует Рахели, так же и речения школы Шамая предшествуют речениям школы Гилеля во всем Талмуде. Так вот, бен Азай – из корня Шамая, как мы выяснили, но он внизу, в Рахели. И поэтому “Аз (עז)” от (имени) “Азай (עזאי)”, – это имя “Адни (אדני)”, шестьдесят пять, вместе со числом двенадцати его букв[2], в общей их сумме. А две буквы алеф-йуд в имени “Азай (עזאי)” – это алеф-йуд от (имени) “Шамай (שמאי)”. Также это алеф-йуд (имени) “Адни”, – первая и последняя. И это тайна алеф-йуд (отрывка) “Эвель, брат твой (אחיך)”[3], что указывает на то, что они из свойства гвурот, находившихся в Эвеле, в которых был ущерб и грех, которым прегрешил Эвель, и помни это. Так вот, (эти буквы) исправились затем в Шамае и Азае, являющихся алеф-йуд (имени) Адни.
Замечание составителя: “Сказал Шмуэль: “Чтобы в этой книге не было чего-либо недостающего, помещу я также и здесь, в (этом) сборнике, то, что я нашел в рукописях моего учителя, да будет помянут к жизни в будущем мире, несмотря на то, что многое из всего этого уже написано выше в соответствующих местах”.
(355) “Земля (הארץ)”, “молнии (ברקים)”, “дождь (מטר)”, “творит (עשה)”, “выводит (מוצא)”, “ветер (רוח)”, “из сокровищниц Своих (מאוצרותיו)”[4], – это аббревиатура (имен) “Эвель, Амрам[5] (הבל עמרם)”. Ибо Амрам “выводит руах (ветер)” Эвеля и передает его Моше. Так же “молнии (ברקים)”, “для дождя (למטר)”, “творит (עשה)”, “выводит (מוצא)”, – аббревиатура (имени) “Билам (בלעם)”, так как это зло Билама тоже в Эвеле.
(356) Знай, что Шет – это тоже Эвель. И подобно тому, как Хава родила его в сто тридцать лет, также будет зарожден Моше, так как когда (его мать) достигла возраста ста тридцати лет, зародился в ней руах Хавы, а когда прошли дни ее скрытия, родила Моше. Итро – это Каин, и поэтому зовется “Кейни”. Также “Итро (יתרו)”называется: “дополнительная (יתר)” “вав (ו)” в тайне (сказанного): “И отметил Всевышний Каина дополнительным знаком (буквой)”[6], – это вав, как упомянуто в Тикуним, стр.118/1. Так вот, Каин был смешан из добра и зла, и зло пришло в египтянина, который был убит рукой Моше, являющимся Эвелем, – (так же, как) относительно (ситуации со) Шломит бат Дибри, мера за меру. Ибо он (т.е. Каин) тоже убил Эвеля из-за дополнительной (יתירה) сестры-близнеца[7]. А добро (Каина) перешло в Итро и он отдал свою дочь (в жены) Моше, для исправления упомянутого “вопроса сестры-близнеца”, а когда Моше убил египтянина, – (зло) исправилось.
При этом его (египтянина) нефеш вышла и слилась с нефеш Итро, и тот принимает иудаизм. Также и нефеш Кораха – это нефеш Каина, и вследствие этого получается, что Каин будет воплощен три раза. Также там (т.е. в Тикуним) разъясняется удержание нефеш Шауля и Шмуэля.
(356) По вопросу Яакова. Это свет, выходящий из стенок Есода Абы, облаченного в Зеир Анпин, а его свечение выходит вне Зеир Анпина. Но свет от Есода Абы в пространстве гуфа и чрева Зеир Анпина, называется “Моше”. И есть в нем пять свойств. Первое – наверху в Даат Зеир Анпина, поскольку там тоже облачен Есод Абы. Второе – в верхней трети Тиферет Зеир Анпина, – в месте, покрытом изнутри Есодом Имы. И об этом месте сказано (в Писании): “И закрыл Моше лицо свое”[8]. Третье – в двух нижних третях Тиферет, месте раскрытия, и оттуда раскрывается пророчество Моше. Четвертое – в Есоде Зеир Анпина, так как там облачен венец Есода Абы, и это свойство Шета, сына Адама Ришона, и это тайна “обнаженных ягодиц (ахораим)”[9]. Пятое – эвель, выходящий из отверстия Есода Зеир Анпина наружу, и это Эвель, сын Адама Ришона. Ибо у всех них – один корень. А поколение пустыни – это света, выходящие из Даат Яакова в ахораим его Даат, и называются Леей, женой Яакова, а потому называются поколением Даат (знания). Но там разъяснено иным образом, – что запечатление (рошем), которое создают упомянутые света между гуфом Зеира и гуфом Яакова, называются поколением Даат. Надав и Авиу – это руах и нефеш высшего свечения Ацилута, которые были сначала включены в Адама Ришона, и были унаследованы его сыном Каином. Душа (нешама) Рашби, благословенной памяти, была от свойства окружающего света. Надав и Авиу, – Нецах и Ход, – воплотились в Шмуэля. Высшее свечение Ацилута обрел Ханох.
(357) По вопросу Моше рабейну, мир ему, Святого учителя нашего, Рашби, мир ему, и десяти казненных царством (Рима), – все они от свойства Есода в Зеир Анпине. Но это различные Есоды, – либо Абы, либо Имы, либо Зеир Анпина, либо Яакова. Однако Моше рабейну восходит через среднюю линию до Даат Зеир Анпина. И при вторых Скрижалях он ниже, так как теряется тысяча частей светов, которые были в нем во время первых Скрижалей, и осталась одна часть от этой тысячи. Рашби, мир ему, в своем начале был внизу, в достойном его Есоде, как упомянуто, а затем, во время Идры раба, поднялся к той нижней ступени, на которой был Моше рабейну, воплощающийся в каждом поколении до шестиста тысяч искр. Билам – кругооборот Лавана, и когда был убит Пинхасом, немного исправился и воплотился третий раз в Наваля Кармели. Буквы (имени) “Лаван” – первый кругооборот.
(358) Соответственно, также необходимо, чтобы второе свойство, которое было в человеке во время прегрешения, было также и когда перевоплотится. Каким образом? Если у этого человека, когда он прегрешил, были НАРАН из БЕА, а также нефеш из Ацилута, и он перевоплощается, – несмотря на то, что восполнено его исправление в совершенстве до НАРАН де-БЕА, все еще называется поврежденным и искаженным, пока не исправит также нефеш Ацилута. И это тайна (сказанного): “Праведник и плохо ему”, так как это полный праведник относительно того, что есть у него теперь, но плохо ему, так как еще нуждается в восполнении своей исконной ступени, несмотря на то, что выполняет большие и множественные заповеди. А есть (человек), у которого вначале была только лишь нефеш де-Асия. (Если) он прегрешил, а теперь, когда перевоплотился, исправил нефеш де-Асия, и достаточно ему немногих заповедей, то он называется: “праведник исправлен и хорошо ему”.
359) По вопросу тех двух руахов, которые упомянуты в Зоаре. Дело в том, что у души человека, происходящей от Имы посредством ее облачения в Зеир Анпин, есть два свойства. Первое – от рош Зеир Анпина до хазе в нем: поскольку эта душа укрыта, как известно, то образует в человеке аспект целема (образа) окружающего света над его головой. А второе – свойство светов Имы, раскрывающихся от хазе и ниже, и оно становится в человеке внутренней душой. И это второе (свойство) облачено внутрь руаха, приходящего к человеку от самого Зеир Анпина. И разъяснено там, что вследствие прегрешения может быть так, что эта внутренняя душа опустится через все ступени в клипот, а душа целема войдет в тайне внутренней. И знай, что также возможно, что когда прегрешит больше, постепенно спустится в Геином также и весь упомянутый целем. И об этом сказано: “и искоренена (отрезана) душа…”[10], так как не остается у него наверху в святости никакого корня.
И о свойствах двух душ, которые имеются в каждом праведнике, об удвоении его имени: “Ноах, Ноах”, “Моше, Моше” ты уже мною извещен. Ибо каждый корень из корней душ может разделиться до шестиста тысяч искр душ. И есть корень, который всех их отберет из клипот и исправятся все шестьсот тысяч. А есть корень, у которого под конец из них может остаться какая-то малая искра, и не сможет исправиться даже в грядущем будущем из-за малой святости в ней и множества ее законченных клипот. И об этом сказано: “И выйдут и увидят трупы людей…”[11].
[1] В сумме (184+166), вместе с единицей общности, составляют числовое значение 351, как и слово “Шамай”.
[2] Из текста оригинала невозможно понять, чьи буквы автор имеет в виду.
[3] Тора, Берешит, 4:9.
[4] Писания, Псалмы, 135:7: “Поднимает облака от края земли, молнии для дождя творит, ветер выводит из сокровищниц Своих”.
[5] Отец Моше и Аарона.
[6] См. Зоар, главу Берешит 1, п.458.
[7] Здесь, вероятно, идет речь о написанном в книге Зоар, что вместе с Каином родилась одна девочка, его сестра-близнец, как его будущая жена. Но вместе с Эвелем родились две девочки – его сестры-близнецы. И это вызвало зависть Каина, которая и послужила поводом для убийства им Эвеля.
[8] Тора, Шмот, 3:6.
[9] Пророки, Йешаяу, 20:4.
[10] Тора, Ваикра, 7:27.
[11] Пророки, Йешаяу, 66:24.
Также рекомендуем: “Рабаш о значении сомнений и страданий в духовной работе“, “Зоар о великом сброде“, “Внатренний смысл зарожления – рождение“.