Рабаш о принципе уравновешивания в духовной работе. Часть вторая

Окончание. Первую часть читайте здесь.

Барух Ашлаг (Рабаш)

Что значит “не прибавляйте и не убавляйте” в работе

Статья 28, 1987 г.

И из сказанного поймем, – почему молитва состоит из песнопения, благословения, восхваления, молитвы и просьбы. Как сказали мудрецы (трактат Брахот, 32): “Всегда будет че­ловек сначала превозносить величие Творца, и только затем молиться Ему”.

Спрашивается, если человек хочет что-то попросить у Творца, – почему сначала он должен возвеличить Его? Если мы хотим попросить об одолжении человека из плоти и крови, сначала мы должны показать ему, что считаем его важным. Мы как будто под­купаем его, чтобы ему было приятно, а затем просим, чтобы он сделал нам одолжение. Как будто дающий тоже делает одолжение получающему, – так же как получающий де­лает одолжение дающему, ведь он доставляет ему удовольствие тем, что восхваляет его. Но как можно сказать такое о Творце?

И как мы уже объяснили по поводу необходимости двух линий, правой и левой, следует понять, что если человек хочет заниматься духовной работой, сначала он дол­жен понять, о чем идет речь, – то есть кому он собирается служить. Это значит, что сна­чала он должен оценить величие и важность Царя, если он хочет, чтобы Царь принял его в роли раба, – то есть хочет достичь состояния “раб, служащий господину не ради вознаграждения”. Но кто дает ему желание служить Творцу без всякого вознагражде­ния? Только величие и важность Творца, может дать ему “топливо”, чтобы он захотел работать без оплаты.

Поэтому сначала человек должен идти в правой линии, где вся его работа состоит в том, чтобы представлять себе величие Творца и благодарить Его за то, что дал ему желание и мысли приобщиться к духовному. И даже если он получит совсем немного, слабое ощущение духовного, для него это очень ценно и важно, как мы уже говорили, когда разбирали правую линию. Поэтому относительно второго значения правой ли­нии, сказал Бааль Сулам, что правая линия — это значит “вера”. То есть он должен верить выше знания и представлять себе, как будто уже удос­тоился веры в Творца, ощущения Его в своих органах, и видит и чувствует, что Творец управляет всем миром, как Добрый и Творящий добро. А также, когда человек смотрит внутри веры, и видит обратное, он все-таки должен работать выше знания. И чтобы в его глазах это было подобно тому, как будто уже ощущается в его органах, что это дей­ствительно так, что Творец управляет всем миром, как Добрый и Творящий добро.

И здесь он обретает важность цели, и отсюда получает жизнь, То есть радость того, что есть сближение с Творцом. И есть у человека место, чтобы сказать, что Творец Добр и творит добро. И человек чувствует, что есть у него силы сказать Творцу: “Ты избрал нас из всех народов, возлюбил нас и желал нас”, потому что есть у него, за что возбла­годарить Творца. И в соответствии с тем, насколько он чувствует важность духовного, он восхваляет Творца.

А после того, как человек приходит к ощущению важности, имеющейся в духовном, называемой: “Всегда сначала человек будет восхвалять Творца”, то это время, когда он должен перейти в левую линию. То есть сделать проверку, – как он ощущает действительно внутри знания важность Царя. Готов ли он на самом деле работать только ради Творца? И когда он видит внутри знания, что наг и бессилен, – это состояние, когда он ценит важ­ность духовного, но все это не внутри, а выше знания. Этот расчет может породить в нем ощущение недостатка и боль от того, что он находится в низменных устремлениях. И у него есть возможность вознести истинную молитву из глубины сердца о том, чего ему не хватает.

Вместе с тем, если нет правой линии, даже когда он молится Творцу, чтобы тот помог ему, – это подобно просящему у Царя, чтобы сделал ему добро, спас его и смилостивился над ним. И так как Царь – Царь милосердный, то человек просит у него, чтобы тот дал денег купить себе буханку хлеба. И это в то время, когда человек не знает, что находит­ся в заключении, среди тех, кто осужден на смерть, и есть у него сейчас возможность просить у Царя, чтобы спас его жизнь. То есть, чтобы помиловал его, и Царь сжалится над ним, чтобы была у него возможность жить счастливой жизнью. А он просит Царя, чтобы смилостивился над ним и дал ему буханку хлеба, и этим он уже удовлетворится. И это потому, что он находится так долго в тюрьме, что уже забыл все, – забыл, что есть мир, в котором можно жить счастливо.

И в этом польза того, что человек должен сначала восхвалять Творца, а затем мо­литься. И смысл этого, как сказано, что после того, как осознал важность духовного, что это “наша жизнь и долголетие”, то молится, уже зная, чего ему недостает и в чем он должен просить милости у Творца, чтобы смилостивился над ним и дал ему жизнь. Выходит, что в то время, когда он находится в правой линии, то материальная жизнь им ощущается, как то, что “грешники при жизни считаются мертвыми”.

Таким образом, поймем смысл сказанного, что сначала необходимо восхвалить ве­личие Творца, а затем только молиться. Ведь, казалось бы, это подходит лишь обычно­му человеку из плоти и крови, которому нужно прежде воздать почести и славу, благо­даря чему дающий становится дающим и милосердным, когда просящий говорит ему, что у него есть добрые качества. Но для чего нужно Творцу, чтобы Его восхваляли до молитвы?

И это объясняется просто: это нужно для того, чтобы человек знал, чего ему не хвата­ет, – и тогда будет знать, о чем просить Творца. И это подобно притче, которую я когда-то рассказал: “К человеку, который был опасно болен, пришла группа врачей разобрать­ся, чем он болен, обследовать его. Больной показал врачам, что есть у него небольшая рана на пальце, которая болит. Но врачи не хотели осматривать эту рану. И он спросил у врачей: “Почему вы не принимаете в расчет то, что я говорю вам?” Ведь никто не хотел смотреть на рану. И они отвечали ему: “Ведь ты находишься в опасности между жизнью и смертью, а просишь нас посмотреть на какой-то пустяк”.

Так же и у нас: в то время, когда у человека нет никакого понятия, чего ему недостает, он просит какую-то малость, – подобно упомянутой ране, – а истина в том, что он находит­ся во власти нечистоты, в стадии “грешники при жизни называются мертвыми”. И как же тогда будут смотреть на него свыше, в то время, когда он находится во власти мер­твых и должен просить, чтобы дали ему жизнь, как сказано: “упомянуты для жизни”? Но даже когда говорят “упомянуты для жизни”, какой жизни он ожидает? Это вопрос!

Но после того, как человек начинает движение в правой линии, он начинает осоз­навать, чего ему недостает. То есть после того, как переходит в левую линию, у него имеется уже пример справа. Но это также приобретают не за один раз, – это постоянная работа, как написано в ежедневной молитве, что сначала надо воспеть хвалу Творцу, а затем молиться.

Однако эти две линии должны быть уравновешены, то есть чтобы одна не была больше другой, всегда человек должен идти, как и в обычной жизни, на двух ногах – правой и левой. И нельзя сказать, что он шагает одной ногой больше, чем другой. Да и ходьба на одной ноге не принимается в расчет. Поэтому те, кто хочет идти истинным путем и прийти к слиянию с Творцом, должны идти как правой, так и левой, и чтобы не использовали одну ногу больше другой.

И этим можно объяснить то, о чем мы спрашивали: “Что означает “не добавляйте не убавляйте”?”. И еще спросили, – какое отношение имеет к работе, что запрещено добав­лять в работе? С одной стороны, есть затруднение: “не добавляйте” относится к тому, что приходит Тора сказать нам: “Не добавляйте”. Но для чего приходит указание: “Не убавляйте”? У кого есть право думать, что можно убавить от шестиста тринадцати заповедей? Но Тора должна сказать нам, что запрещено убавлять.

Согласно порядку работы, это можно объяснить в двух линиях. Сказано, что запре­щено добавлять в правой линии, но так как человек должен желать идти путем истины, то должен отвести определенное время правой линии, а затем идти в левой линии. И об этом говорится, что запрещено добавлять к одному пути больше, чем к другому, и не убавлять от линий. Это означает, что нельзя говорить: “Я хочу сегодня идти в правой линии”, или наоборот: “Я хочу сегодня идти в левой линии”. И об этом говорит указа­ние: “Не прибавляйте и не убавляйте”, а как сказали мудрецы: “Всегда будет человек сначала превозносить величие Творца, и только затем молиться Ему”.

Правая линия называется совершенством, когда человек может выразить большую бла­годарность Творцу. А затем он должен перейти в левую линию, и левая линия – это время увидеть свое истинное состояние, как видится человеку внутри разума. И тогда есть место для молитвы, потому что молитва как раз относится к месту, где есть ощущение недостатка. И чем больше это ощущение недостатка, тем больше сила молитвы из глубины сердца. И об этом сказано: “Из глубин воззвал я к тебе, Творец”. Поэтому эти две линии должны быть уравновешены одна против другой, как сказано “Пока не придет третья и не уравновесит их”. И тогда, после работы в двух линиях, человек удостаивается сли­яния с Творцом, и это называется “третья”. То есть, две линии относятся к работе чело­века, в отличие от средней линии, относящейся к Творцу. Это значит, что с помощью продвижения в двух линиях, из этих двух создается место, в котором Творец дает свое благословение. И это называется: “Пока не придет третья и не уравновесит их”.

И из этого можно объяснить сказанное в Зоар (глава Пинхас, п.118, комментарий Сулам, п.421): “И еще ноги их – нога прямая. Сказали составители Мишны, что тот, кто молится, должен исправить свои ноги в молитве, подобно ангелам-служителям, чтобы ноги его были прямыми”. И нужно понять, что, если “ноги не прямые”, не может быть принята его молитва. Смысл в том, что его ноги ассоциируют с тем, по причине чего во время молитвы он чувствует недостаток, и поэтому приходит к Творцу, дабы Он наполнил его, и поэтому ноги его должны быть выпрямлены.

И из сказанного будет понятна суть выражения “его ноги”. Под “правой ногой” по­нимается правая линия или правый путь, который является местом хвалы и благодаре­ния Творцу. А под “левой ногой” понимается левая линия или левый путь. И молитва не может быть принята прежде, чем обе линии будут прямыми, а не одна больше другой.

Также рекомендуем: “Ступени лестницы, избранные статьи. Часть пятая“, “Судьба души“, “Что значит “прими к сердцу своему“, “Единство линий в работе Творца“, “Зоар о букве алеф“.