От редакции: Мы продолжаем публикацию отдельных статей (речей) Бааль Сулама из сборника “Шамати” (“Услышанное”). Предыдущую статью из “Шамати” читайте здесь.
Желания человека, находящиеся под властью намерения получать ради себя, называются в каббале “нечистой силой”. Властвующее над желанием получать намерение “ради отдачи (Творцу, ближнему)”, – называется “отраженным светом” и имеет форму, подобную Кетеру, которая называется “святостью”.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Шамати. Статья 17. Услышано в 1941 г. в Иерусалиме.
«Корона» означает Кетер. А Кетер – это Создатель и Корень, с которым связана святость своим подобием свойств. И как наш корень, – Творец , – все отдает творениям, так и свойство святости в человеке все отдает Творцу. Тогда как в нечистых силах человека все намерения только «ради себя», и потому не связаны с корнем, с Кетером. Поэтому сказано, что нечистая сила не имеет Кетера, так как отделена от него.
И отсюда можно понять сказанное в Талмуде (Санедрин, 29): «Всякий добавляющий, уменьшает» – ведь добавляет к расчету и этим уменьшает. Известно, что расчет ведется только в Малхут (ивр. “царство”), и лишь она определяет высоту уровня ступени, достигаемую за счет ее отраженного света. Малхут называется «желание насладиться ради себя». А когда Малхут аннулирует свое эгоистическое желание, – то есть не хочет для себя ничего, как только отдавать Творцу, сделавшись подобной корню, все желание которого лишь в отдаче, – тогда Малхут, называемая «Я» (ивр. “ани” – буквы: алеф-нун-йуд), превращает себя в «ничто» (ивр. “эйн” – буквы: алеф-йуд-нун). И лишь так она получает в себя свет Кетер, выстраивая себя из двенадцати парцуфим святости.
Если же она желает получать себе, то обращается «дурным глазом». То есть, вместо того, чтобы обратиться в «ничто» (эйн), отменив себя перед Корнем, Кетером, становится «глазом» (аин), свойство которого – все видеть и знать. И это называется «добавить», ведь хочет добавить знание к вере и работать согласно своему разуму, говоря, что стоит работать на основе знания, и тогда эгоизм не воспротивится такой работе. И этим добавлением приводит к «уменьшению», ведь отделяется от Кетера, от желания отдавать, то есть – от корня из-за отличия свойств. И поэтому называется нечистая сила Царством без короны (Малхут без Кетера), то есть Малхут теряет связь с Кетером и остается лишь с одиннадцатью парцуфим – без Кетера.
И в этом смысл сказанного: «99 умирают от дурного глаза», – потому что нет у них связи с Кетером, а их Малхут жаждет наслаждений ради себя, не желая отменить себя перед Корнем, перед Кетером. И не хотят они обратить «Я», которым называется желание насладиться, – в «ничто», отменив свой эгоизм. А вместо этого желают добавить знания, что называется «дурным глазом». И потому падают со своей ступени, потеряв связь с корнем, о чем сказано: «Гордящийся собой не может быть вместе с Творцом». Ведь гордец считает, что существует две власти.
А если бы отменил себя перед Творцом в стремлении отдавать Ему, подобно желанию корня, была бы тогда лишь одна власть Творца. А все, что получает человек в мире – только для того, чтобы отдавать Творцу. Поэтому сказано: «Весь мир создан только для меня, а я создан, чтобы отдавать Творцу». И потому обязан я пройти все духовные ступени, чтобы суметь все отдать Творцу и служить Создателю.
Источник: Библиотека МАК
В дополнение рекомендуем опубликованные нами ранее материалы “Учение десяти сфирот, часть 3”, “Славьте Творца все”, “Старые уроки о главном”.