Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Барух Ашлаг (РАБАШ)
Но этим падением производится несколько исправлений.
От человека уходит свет, чтобы не ушло в клипот то, что у него было, – чтобы клипот не досталось то, что человек получил во время своего духовного подъема. После того, как человек оказался в состоянии падения, он начинает оглядываться, обнаруживает к какому состоянию он пришел: после того как проделал огромную работу, чтобы удостоиться исправления, вдруг видит, что остался голым. То есть, – находится в таком низком состоянии, которое не только не подобает человеку, проделавшему такую работу, но он во много раз хуже простого человека. Другими словами, эгоистическое желание получить наслаждение для себя выросло в нем еще больше прежнего. Вот эта боль и сожаление, которые он чувствует, дают ему возможность понять необходимость ценить и понимать важность, когда его приближает к Себе Творец. Теперь он знает как стеречься от легкомыслия, ценить это состояние, оберегает себя от всего, знает чего надо бояться, чтобы чуждые мысли и желания не примешались к нему.
Получается, что падения – это и есть то, что называется исправлениями, что именно они дают возможность, чтобы появилось умение ценить “дни”, когда человек удостаивается хотя бы некоторого сближения со стороны Творца.
Этим объясняется сказанное “И назвал Творец свет – днем, а тьму назвал ночью”: если человек говорит, что свет и тьма исходят от Творца, что означает “назвал Творец”, – тогда и свет и тьма становятся одним днем. И как не может быть полного дня без вечера и утра, так и свет с тьмой играют одну роль и вместе называются “день”.
Сказано: “Благословен Творец, создавший нас во славу Себе”. Если мы находимся в себялюбии и тело наше (наши желания, называемое “телом”) удовлетворено, мы, конечно, говорим неправду, говоря, что создал нас во славу Себе. Но когда мы верим, что “пришедшему очиститься – помогают”, – что Творец дает человеку силу почувствовать важность того, что человек обслуживает Царя, и от осознания этого человек рад, будто получил несметные богатства, и нет слов выразить всю важность этого, – тогда он благодарит: “Благословен Ты, Творец наш, что дал нам почувствовать важность того, что мы служим Царю. Благословен Ты тем, что вытащил нас из себялюбия, в которое мы были погружены, и не могли даже подумать, что будет когда-нибудь возможность выйти из этого состояния”. (И) вдруг мы видим, что Он дал нам это чувство, что мы находим вкус в том, что сможем служить Царю. И тогда мы говорим: “Благословен Ты, Творец, создавший нас во славу Себе”. Тогда мы благодарим Его за этот подарок, ибо это – самая важная в мире вещь, но мы не можем достичь ее своими силами. А теперь мы получили это в подарок от Творца, поэтому мы благословляем Его за это.
Но прежде, чем человек удостоился почувствовать, что “создал нас (Творец) во славу Себе”, – он не может этого сказать? Это как и все благословения и благодарности, которые мы произносим: мы указываем на будущее, когда достигнем осознания ценности служить Творцу. Как сказали мудрецы: “И запоет тогда Моше…”. Непонятно, почему не сказано: “И запел Моше”, но сказано “запоет”, – в будущем времени? Это потому, что праведники возносят песнь к будущему своему состоянию, – т.е. верят они, что удостоятся совершенства. Поэтому еще прежде, чем удостоились совершенства, возносят песнь благодарения Творцу. И мы тоже, полагаясь на это, говорим: “Благословен Творец, создавший нас во славу Себе”.
Бааль Сулам во “Введении в книгу “Зоар” объясняет сказанное “День дню произнесет речение, и ночь ночи добавит знание” так: “До наступления конечного исправления, т.е. прежде, чем мы очистили наше желание “получать ради себя”, чтобы “получать только ради Творца”, называется Малхут “Древо (познания) добра и зла”. Малхут – это управление миром свыше согласно действиям людей снизу. А поскольку мы не готовы получить все доброе и хорошее, т.е. альтруистические наслаждения вследствие наличия в нас эгоистических желаний, поэтому вынуждены получать управление добром и злом от Малхут. Это управление добром и злом бьет нас и таким образом делает нас готовыми исправить, наконец-то, наши желания, – чтобы были они ради отдачи, – и, тем самым, получить то добро и наслаждение, которые Творец задумал для нас. Такое управление добром и злом является причиной многочисленных взлетов и падений. И каждый подъем считается отдельным днем, а каждое падение, соответственно, считается ночью.
“День дню произнесет речение” – означает, что в конце исправления все души удостоятся слияния с Творцом возвращением к Нему от любви, а не от страха. Тогда станет очевидным, что все прегрешения, которые были в дни падений, вплоть до самых низменных – все они очищали нас и были прямой причиной пришедшему к нам полному добру и счастью. И если бы не эти страшные наказания, мы бы не пришли в этом мире к этому полному добру и счастью.
Этим возвращением все грехи превращаются в заслуги, а это означает “день дню произнесет речение”: все эти ночи, т.е. падения, страдания, наказания, которые прерывали слияние с Творцом, пока не сделались дни многочисленными, один за другим, – после того, как ночи и тьма между ними сделались также заслугами и добрыми делами, – “и ночь как день засветила, тьма – как свет”, и нет перерывов между состояниями “день”.
“И назвал Творец свет днем, а тьму назвал ночью”, – так же, как мы видим, что один день как раз в объединении дня и ночи, – точно так же не может быть свет без тьмы. То есть, Творец дал нам тьму для того, чтобы посредством нее проявлялся свет. И это называется “назвал Творец”. То есть, Творец задумал последовательность нашей работы (именно) таким образом.
“Приблизь день, который ни день и не ночь” – имеется в виду конец исправления, когда день не будет состоять из дня и ночи, а будет днем сам по себе, потому что “Тебе день и Тебе ночь”. Ибо в конце исправления будет всем известно, что “Тебе день и Тебе ночь”, поскольку Его желание – делать добро творениям, а добром называется “день”.
Но как же можно сказать, что Творец дает тьму, – ведь это против Его замысла? Просто и “тьма”, – т.е. “ночь”, – это тоже свойство дня. Ибо, несмотря на то, что человек чувствует перерывы в слиянии с Творцом, что называется тьмой и ночью, но в конце исправления, когда есть уже знание, что и ночь тоже Он дает, – конечно, и ночь тогда ощущается как свет. А доказательство этому (в том), что тогда все грехи становятся заслугами. И поэтому знают уже, что “Тебе день, но Тебе и ночь”, – оба они принадлежат Тебе, т.е. и то, и другое – это Ты, Творец, дал их как один день. Но до завершения работы нельзя перерывы в слиянии с Творцом отнести к действиям Творца, потому что это против замысла Творения.
И из сказанного поймем, что значит “день” и “ночь” в духовной работе человека. То есть, человек должен знать, что необходимо прочувствовать, что такое “тьма”, иначе он не способен насладиться “светом”, как написано: “преимущество света – из тьмы”. Как не может человек наслаждаться покоем, не зная, что такое усталость. Поэтому обязан человек пройти путь взлетов и падений, но не пугаться падений, а стараться удержаться и не убежать с пути. И во время работы обязан познать день и ночь, взлеты и падения как два противоположных состояния, но в конце работы он увидит, что и свет, и тьма были как две ноги, приведшие его к цели.
Перевод Международной академии каббалы.
В дополнение рекомендуем:“Ступени лестницы (избранные статьи). Часть вторая”, “О правой и левой линиях в духовной работе”, “Из темной точки к свету любви”, “Кли – инструмент восприятия”, “От ночи к дню”.