Перевод Международной академии каббалы.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
О Торе. Предисловие
(Плоды мудрости, том четвертый)
Барух Ашлаг (Рабаш): “Не удостоились мы того, чтобы он отредактировал это предисловие, – в тот скорбный и суетный день, в субботу возвращения, 5 числа месяца тишрей 1952 года поднялась в небеса его душа, да будет хранима в хранилище жизни… Я привожу эту статью целиком, как он передал её мне”.
“Сказано мудрецами, что трое участвуют в создании человека: “Творец, отец и мать. Отец дает белое… Мать дает красное… А Творец дает ему руах и нешаму (душу)…” (трактат Нида, 31).
Адам – это ступень души в человеке. Как сказано мудрецами (трактат Евамот, 61): “Вы зоветесь человек”. И это душа Исраэля, – тем самым он отделен и выделен из народов мира.
Человек складывается из двух категорий – материи и формы. Материю мы называем творением, а формой – Творца. Получается, что у нас, несомненно, имеются три участника. Творец дает душу и свет, оживляющий кли, что означает присутствие Шхины, когда Его Шхина обитает в кли. А кли исходит от отца и матери: отец дает белое, а мать дает красное.
И как человек состоит из двух вещей, так и кли состоит из двух вещей: 1. желание получать; 2. сдерживающая сила. Ибо совершенное кли не может состоять только из одной материи, – желания получать, – необходимы так же исправления кли, называемые сдерживающей силой, которая принуждает желание получать.
Поэтому от “матери” – окружения, он получает желание получать. От “отца” – его рава, он получает исправления кли. А свет – это форма, которая облачатся в кли, и называется Творцом. Отцом называется рав, как сказано мудрецами (трактат Санедрин, 19): “Кто учит сына товарища Торе…, – как будто бы родил его”. А “мать” – это товарищи, и человек берет от товарищей, красное, то есть силы. И сколько бы рав не старался и не давал ему белое, которое отбеливает (очищает) его от того красного, что он получил от товарищей, – в то мгновение, когда он выходит из дома учения рава и попадает во внешний окружающий мир, тотчас пропадают у него все желания, стремления и цели, которые обрел в поте лица своего с помощью рава.
Но здесь нет большой потери, – в конце концов он поднимается все выше и выше, пока не достигает пика вершины, ведь человек, как камень, выпущенный из пращи: перебрасывается каждый раз от рава к окружению и от окружения к раву. Так создается кли, которое готовится стать храмом, пригодным для обитания Шхины. Творец – это средняя линия, и Он решает и устраивает между ними мир, как говорится в Псалмах, 85:9: “Ибо мир обещает Он народу своему”. С помощью этих трех участников рождается человек, и если один из них будет отсутствовать, то он не сможет родиться, – ведь Творец не может ему дать то зло, которое он берет от товарищей.
И нам трудно понять, почему Творец, который может все, не может дать авиют и зло. Известно, что все, что мы видим, понимаем и ощущаем, не обязательно существует в реальности так, как нам это кажется. Потому что все формы, которые мы приписываем реальности, – это не сама она так изменяется, не она так возбуждается.
Закон таков, что нижний не может воздействовать на высшего, а наоборот, только высший может подействовать на нижнего. И Творец впечатал в нас такую силу, чтобы мы почувствовали некую реальность, некую форму, и сказали бы о ней, что только это – реальность, и что нет выше нее ничего. И то, что мы ощущаем, видим и понимаем – это истина.
Но необходимо знать, что все это, не более и не менее, является частью от истинной совершенной ступени. Ступень, на которой мы сейчас находимся, вынуждает нас так чувствовать, чтобы благодаря этому мы смогли прийти к истинной цели. Известно, что для того, чтобы достичь совершенства, есть много ступеней, поэтому существует множество ощущений, и каждое ощущение истинное. И если мы не прочувствуем каждое ощущение, то не сможем достичь того, что на нас возложено.
Но в итоге мы не можем вынудить реальность быть такой, как это раскрывается нам, ведь нам это видится так согласно тому, как нас обязывает цель, – согласно нашему небольшому уровню. Это подобно тому, что отец видит, как сын поднимается по шаткой лестнице, и делает угрожающее лицо, желая напугать сына, чтобы тот не поднимался, – его намерением является спасти сына от смерти, не дай Бог. Можем ли мы согласиться с тем, что этот агрессивный вид отца является истинной реальностью, и сказать, что у него на самом деле агрессивный и злой отец, поскольку не дает сыну того, что тот просит? И каждый раз все зависит от уровня исправления: исправления придают формы, а не реальность – (это) формы. Поэтому нам не дано постигнуть реальность.
А по поводу того, в чем мы усомнились выше, – если Творец все может, то почему не даст нам эгоизм и зло, – ответ таков: когда человек обретает только эгоизм и зло, он не верит, что это все делает Творец. Ибо прежде, чем удостаивается личного управления, человек не осознает, что Он делает, и будет делать все, – даже все злые вещи, которые раскрываются нам в этом мире. Поэтому Он вынуждает нас приобрести все с помощью окружения. Но чтобы не остался в этом окружении, необходим рав, – дабы (человек) всегда тянулся за ним, чтобы не давал ему времени погрузиться в трясину. И это называется свойством белого в нем. Только так строится кли, пригодное к тому, чтобы в нем обитал свет Творца и Его Торы.
И еще можно сказать, что невозможно отнести зло к Творцу, который беспредельно добр. Поэтому все то время, пока человек ощущает плохие состояния, он должен сказать, что они исходят из иного источника, – от окружения. Но на самом деле, когда человек удостаивается видеть только добро, и что в мире вообще нет зла, и все превращается в добро, – тогда ему показывают истину: что Творец делает все, поскольку Он может все, и Он один делал, делает и будет делать все.
Также рекомендуем: “Нет никого кроме Него“, “Постигаемое и постигающий“, “Игра“, “Действующий разум“, “Движение материальное и движение духовное“.