Работа в сердце. Часть третья

Окончание. Первую часть читайте здесь. Вторую часть – тут.

Тот, кто приводит к единству имя Творца, должен направить свое сердце и желание к этому единству, чтобы соединить имя Его внизу. И он должен соединить все органы Его, т.е. сфирот, в этом единстве, чтобы все они стали единым целым, ибо так же, как он приводит все органы имени Его к тому, чтобы они создали единство внизу, так же и наверху он приводит к соединению всех высших органов в этом единстве, чтобы стали они единым целым…
…Это единство восходит и соединяет всё в двух сторонах в полном единстве. В этот час собираются все органы и соединяются в единую связь, чтобы всем им стать единым целым наверху и внизу, как сказано: “Творец (АВАЯ) един и имя Его едино”.
Зоар, глава Веэтханан, п.п.61, 63

3) Причиной помех могут быть также сложности с настройкой функции воображения в процессе молитвы и благословения.

К Кому мы обращаемся. Святые имена.

Любое творческое действие человека, – в отличие от животного, – начинается с воображения. Эта способность также построена на вере. И чем сильнее вера, тем мощнее воображение, – соответственно, тем значимей результат действия. Это происходит как на материальном, так и на духовном уровнях. И это большой подарок Творца человеку.

Когда человек начинает свою работу в скрытии, нет никакого другого способа, как только создать образ действия в воображении. Воображение должно сформировать в таком образе все ментальные и эмоциональные аспекты и процесса молитвы и ее результата, включая отношение к Дающему, и какое-то обобщенное представление о Нем. Это, по сути, является стадией замысла, без которого действия не будет.  Рабаш и Бааль Сулам в своих статьях о процессе внутренней работы и обращения к Творцу часто применяют метафоры: “Представь себе, что ты стоишь перед великим Царем, перед Царем мира… И Он выбрал тебя, единственного из многих, чтобы служить Ему…”.

Каббала запрещает придавать Творцу любые образы, поскольку Он сам не имеет никакого материального образа и формы, но на первых этапах внутренней работы этого не избежать, т.к. мы поднимаемся в своем развитии из восприятия и воображения материального. В последующем человек быстро переходит от образов материальных к формам более абстрактным и строит в своем воображении образы свойств, отделенных от материальных носителей. Он обращается к Творцу в соответствии с ними: “Всесильный”, “Всевышний”, “Властелин мира”, “Милостивый”, “Могучий”, “Милосердный”, “Понимающий”, “Знающий” и пр.

Одному из своих учеников, который пожаловался на трудности с отключением от материальных представлений при обращении к Творцу, Бааль Сулам посоветовал работать со святыми именами. Эти имена описывают свойства Творца, которые у человека есть возможность постичь как собственные. Как правило, это названия сфирот, парцуфов и миров, отображающие состояния келим, хотя есть и другие категории святых имен. Все эти названия определяют как свойства, так и способы действия. См. Зоар, главу Ваикра, п.п. 157-163, 166-177, главу Экев, пункты упомянутые выше, Сифра ди-Цниюта, п.п.40-43 и др. См. также: Бааль Сулам, Шамати, статью 3; п.п.35, 155-156 Предисловия к Учению о десяти сфирот, вопросы 52, 91 раздела Вопросов и ответов части первой Учения о десяти сфирот.

Действуя таким образом человек отключается от овеществления духовного и способен обрести подобие тому качеству, с которым он работает. Для человека, не говорящего на иврите, поначалу лучше использовать святые имена в их истинном звучании (транскрипции), придавая им одно значение: проявление Творца. Это гарантировано устраняет материализацию образа. Затем, по мере вхождения в работу со светами, можно постепенно придавать им эмоциональную окраску, – окраску соответствующих им свойств и действий.

3) Бывает и так, что причиной запутанности и помех в молитве является слишком сильное желание, охватывающее сразу множество аспектов.  Оно не позволяет выстроить все аспекты по уровню важности и первостепенности в процессе молитвы.

Чего мы должны просить.

Установление иерархии потребностей желательно проводить постоянно в процессе внутренней работы на протяжении дня. Это, собственно, и является выяснением желаний. Причем такому выяснению желательно подвергать как потребности, с которыми человек работает в “жертвоприношении”, так и те желания, которые включаются в “тело молитвы”.

Лучше всего устанавливать иерархию потребностей  от причины к порождаемому ею следствию. Например постижение (наполнение светом Хохма) невозможно до получения исправления (обретения света Хеседа, хасадим, милосердия). Хотя не исключено, что может быть выстроена и обратная иерархия, – это зависит от обстоятельств. Например, просьба о получении ответа на какой-то конкретный важный вопрос может быть удовлетворена сверху как разовое благословение при удержании простого сокращения. При этом надо также учитывать каббалистическую ценность желания. Например, потребности других людей, групповые и социальные имеют высшую ценность относительно потребностей личных. Потребности духовные – выше потребностей материальных.

Свойства восприятия реальности, касающиеся исправления творения (такие как вера, величие Творца, сокращение, способность противостоять своему эго и т.п.) относятся к категории универсальных тем молитвы, они могут быть в любом МАНе.

И тут нам очень помогают советы, содержащиеся в каббалистических первоисточниках. См., например, Рабаш, статьи 10-12, 1986г., Бааль Сулам, Шамати, статьи 82, 113, 114, Зоар, глава Ваякель, статья “Четыре исправления в молитве”, и др.

Время и условия

Мудрецы каббалы говорили: “Хорошо, чтобы человек молился весь день”. Бааль Сулам рекомендовал своим ученикам поднимать не менее ста восьмидесяти благословений в сутки. Если человек находится в сильной вере и устойчивой связи с Творцом, такие рекомендации не кажутся чрезмерными.

Как написано выше, “разовые” короткие молитвы выполняются по мере необходимости. Благодарность Творцу рекомендовано возносить при получении любого удовольствия.

Время для относительно постоянной молитвы и ее продолжительность человек определяет для себя сам. Поскольку такая молитва требует максимального сосредоточения, концентрации на намерении, лучше всего производить ее в уединении, с созданием условий, исключающих возникновение внешних отвлекающих факторов. Нежелательно прерывать процесс молитвы до ее полного завершения, об этом Зоар говорит так: “Даже если ядовитая змея обовьет его ногу, – не прервет своей молитвы”. Если же такое прерывание произошло, правильным будет начать ее заново.

Хорошо способствует сосредоточению тихая спокойная инструментальная музыка. Зоар рекомендует перед молитвой омыть руки водой, – это символ очищения сосудов получения свойством Бины. Также рекомендуется прикрыть или закрыть глаза: в каббалистической интерпретации зрение – это свойство знания и получения света Хохма прямым образом. Молитва же – это устремление к постижению через веру и “услышание”. И действительно, зрительные образы, передаваемые зрением, очень мешают сосредоточению и настройке на связь с духовными ощущениями. В некоторой степени этим обстоятельством обусловлена каббалистическая традиция молиться, обратившись лицом к стене, на которой отсутствуют какие-либо изображения.

В иудейской традиции, сформированной великими каббалистами, определено три ежедневных постоянных молитвы:

– “утренняя”, – “молитва Авраама”, правая линия (Хесед), – в основном в виде благословения за наполнение светом сосудов, исправленных в процессе “ночной” подготовки;
– “послеполуденная”, – “молитва Ицхака”, левая линия (Гвура), – формирование потребности новой ступени, подготовка “тела” молитвы;
– “вечерняя”, – молитва Яакова, средняя линия (Тиферет, Есод), – придание левой линии правильной формы, создание условий для подчинения ее правой линии и формирование основы совершенного единства Творца и творения. Ведь новый “день” (следующая ступень) начинается с “вечера”.

Затем следует “ночное” исправление и новый цикл.

Не все могут физически исполнять эту традицию. Поэтому описанный выше порядок постоянной молитвы, учитывает и эти факторы. Хотя любой человек, в зависимости от своего духовного состояния, может придавать своей постоянной молитве “особенную окраску”, соответствующую одной из вышеописанных базовых молитв.

Групповая молитва

Каждый человек выполняет работу Творца в молитве и благословении индивидуально, и каждый стремится к собственному уникальному ощущению Его, к слиянию с Ним.

Но когда осуществляется групповая молитва, очень важным является установление правильных связей между молящимися, – создание правильной формы соединения в устремлении к единой цели. Это является главным аспектом стадии “жертвоприношения” в этом случае.

Второй важный аспект. Как сказано выше, “тело” молитвы должно быть тщательно выяснено ее участниками, по нему не должно быть никаких расхождений во мнениях. У всех участников должно быть общее желание к наполнению Творцом объекта (“тела”) молитвы. Оно должно ощущаться на уровне собственного недостатка.

Третье важное условие. Объектом такой молитвы не должно быть удовлетворение личных потребностей самих участников групповой молитвы, но только лишь наполнение потребностей других людей, определенного общества или человечества в целом.