Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Уровень постижения Творца

Сфира

(мн. ч. сфирот) - различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений. Всего их 10 - кетэр, хохма, бина, зэир анпин (который состоит, в свою очередь, из хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод), малхут.

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Сокрытие

означает недоступность восприятия органам ощущений ввиду отличия свойств. Это либо полное сокрытие, то есть отсутствие ощущения, что Творец всем управляет, либо частичное сокрытие, то есть отсутствие ощущения управления Творца как доброго.

РАБАШ

рав Барух Ашлаг (1906-1991), сын и ученик Бааль Сулама, автор книги «Ступени лестницы», впервые описывающей все этапы внутренней духовной работы человека

Неживой

неживой (уровень) (на ивр. - домэм) - имеющий единственное свойство - сохранять свое стационарное состояние: получать и наслаждаться, выполняя те желания, ту программу творения, которая в нем заложена

Высший свет

1) определенный вид излучения свыше, положительные внешние духовные энергетические поля; то, что исходит из Сущности Творца и ощущается творением как «замысел творения»: насладить творения
2) ощущение присутствия Творца; свет, создающий в нас желание отдавать, правильное намерение, все, что необходимо, чтобы получить впоследствии раскрытие Творца внутри себя
3)(на ивр. - ор элион) - состоит из двух составляющих: постигающий и постигаемое. Все, что мы говорим о Высшем свете, - это только лишь впечатления постигающего от постигаемого.

АРИ

полное имя Ицхак Лурия Ашкенази (1534-1572). Один из величайших каббалистов в истории человечества. Создал основополагающую систему обучения каббале. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий каббалу, может прийти к цели творения. Основной труд - книга «Древо жизни».

АВАЯ

то же «юд-хей-вав-хей» - четырехбуквенное имя Творца, отражает 4 стадии построения в нас ощущения Творца (кли) и Его имени (наполнения)

От редакции: мы продолжаем публикацию произведений РАБАША об основах внутренней работы и восприятию реальности. В этом письме, написанном в 1957 году и отправленном из Англии, РАБАШ объясняет основные принципы  и пределы постижения человеком духовных категорий. Письмо публикуется с небольшими сокращениями. Предыдущий материал по этой теме читайте здесь.


Барух Ашлаг (РАБАШ)

Письмо 19

Получил твое письмо и получил удовольствие от того, что написал ты в отношении толкования, данного в «Предисловии к (комментарию) Сулам», и я только дополню сказанное тобой.

Представлю обсуждаемое в виде вопроса. В трудах Ари указывается на то, что существует действительность миров. И действуют там зивуг дэ-акаа, и экраны, и распространение (света), и уход (света), и внутренний свет, и окружающий свет. Но действует ли это по отношению к ним самим, …то есть, обладают ли они способностью выбора и ощущениями, подобно тому, как есть это у людей нашего мира, или они — лишь неживой уровень, то есть без чувств, подобно миру, в котором мы находимся?

Как, к примеру, земля, приносящая плоды, и получающая силы от дождя, ветра и солнца. И если недостаточно ей какой-то из сил, которые она должна получить, то она не плодоносит, и не отдает, и ничего не производит, и не могут люди получить от нее наслаждение, и могут дойти – не дай Бог, — до гибели от голода, если земля не даст урожая.

Но именно потому, что человек пашет и сеет, и жнет, и связывает снопы, и она относится к людям таким же образом: если человек служит земле, то и земля служит человеку. И, вместе с тем, мы знаем, — и это принято (считать), — что земля не обладает способностью чувствовать или свободой выбора. Она лишь только выполняет условия, данные ей природой, которые Творец вычеканил и отпечатал в ней, и так она выполняет свои функции наилучшим образом.

И это называется у нас неживым уровнем, то есть, нет у нее самостоятельного движения и желания… Так и солнце, и все множество небесных тел — все действуют в соответствии с природой. И сами они не обладают выбором, чтобы можно было сказать, что надеются они на поощрение или наказание. А все действия их — это только природа, потому что Творец захотел, чтобы они действовали так, как действуют.

Подобным же образом нужно понимать и в отношении Высших миров, так как все было создано только для того, чтобы служить человеку. И как получает он помощь от нашего мира, в котором мы находимся, так же получает помощь и от Высших миров. Чтобы достиг своей цели, ради которой и был сотворен, и которая – удостоиться слияния с Творцом и получить «башню, полную блага», которое Творец приготовил для него.

И когда человек удостаивается этого, говорится, что уже пришел к совершенству замысла творения, в тайне – «пожелал Творец обитать в низших», и «шхина в низших – высшая потребность». …И человек обязан стараться в нашем мире только выполнять желание Творца и получать все благо и наслаждение, потому что таково желание Творца.

В соответствии с известным законом, гласящим, что суть Творца совершенно невозможно постичь, находим, что все, что видится душам, поднимающимся по ступеням от мира к миру, видится только в распространяющемся свете. То есть, — в степени, в которой Творец желает, чтобы постигли Его в мере Высшего света, раскрываемого им. Это означает, что Высший свет распространяется к низшим… в той мере, в которой Он желает, чтобы постигли Его величие.

Степени постижения время от времени меняются, так как это зависит от подготовленности низших: больше она или меньше – в той же мере и раскрывается свет. У каждой меры постижения (сфиры) есть свое собственное название, поскольку сфирот называются покрытиями. И, в соответствии с работой человека, спадают покрывала, и сфира начинает светиться. Так как до того, как был создан мир, не было никакого сокращения. Но для того, чтобы у низших возникла возможность получать, и было необходимо это сокрытие. И в мере каждой проделанной работы ради Творца — в такой же мере пропадает сокрытие и светит свет. И так же, как принято в нашем мире, — земля не приносит плодов, иначе, чем после ее обработки, — так же нет никакого раскрытия света без подготовки со стороны низших.

И если ты захочешь спросить, что же является сутью сфирот и ступеней как таковых, то мы говорим, что это не дано постичь, ведь все, что мы постигаем – это только желание Творца насладить Свои творения. Поэтому человек постигает только то, что находится в пределах его постижения, то есть, — то воодушевление от Высшего света, которое раскрывается творениям посредством сфиры, но не сфиру саму по себе. А множество сфирот — лишь в соответствии с постижениями низших, что зависит от их подготовки, и у каждого своя особая подготовка, соответствующая степени его усилий. Кроме этого, — все одинаково, так как нет никаких изменений в духовном. Поэтому в отношении сфирот как таковых, мы говорим, что совершенно невозможно их постичь.

А названия, которые даны каждой сфире, являются таковыми потому, что все те, кто посредством своей работы постигли свет Творца, — желали, чтобы все, кто идут за ними, тоже получили наслаждение от того, что уже раскрыто ими. И потому дали названия каждому постижению, чтобы они смогли понять их намерения и постижения, которых они достигли. И, тем самым, будет у них друг с другом общий язык.

Как при изучении открытой части (Торы), — когда тот, кто вносит новое в Тору, может передать это поколениям, следующим за ними, — так и в Высших мирах: можно получить то новое, что уже было раскрыто предшественниками, чтобы была у них возможность двигаться по линии успеха. И не останавливаться на середине пути, из-за того, что подумает, что состояние, в котором он находится, уже является состоянием совершенства.

И потому, все эти названия и парцуфим, как таковые, мы совершенно не постигаем, так как все это — духовность и Божественность, как сказано: «Я свое (явление) АВАЯ не менял». И все это только в отношении постигающего человека. Это подобно тому, что десять человек видят летящий вдалеке самолет, и размер его кажется человеку маленьким, как точка. Но у некоторых людей есть бинокли, увеличивающие самолет в несколько раз, и у каждого свой бинокль, то есть, у одного он увеличивает больше, а у другого – меньше. И тогда получается, что один видит самолет размером в четыре метра, второй говорит, что размер его – три метра, а третий – два и т.д. И, безусловно, все говорят правду о том, что видят. И, вместе с тем, есть разница между одним и другим. Однако эти различия не влекут никаких изменений в самом самолете, и все изменения — исключительно в отношении постигающих. Так и в духовном: все множество изменений – только в соответствии со степенью подготовки низших.

Из этого можно понять сказанное «душа – это часть Творца свыше». Это означает: то, что постигает душа, — это Творец, но она может постичь лишь часть. …Но та часть, которую она постигает, не производит в Творце никаких изменений, как в примере с самолетом. И поэтому говорится, что низшие могут постигнуть только распространяющийся свет, представляющий собой часть, в отношении которой Творец желает, чтобы ее постигли. Поэтому нет разделения между распространяющимся светом и сутью Творца, а лишь в том, что он (человек) постигает только ту часть, которую Творец желает, чтобы он постиг.

Иточник: Библиотека МАК

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>