Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Наука восприятия (4)

Человек

(на ивр. - Адам) - означает «подобный Творцу» (Эдомэ ле-Элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным

Ступени лестницы

уровни желания отдавать, приобретаемые человеком. От Творца до нашего мира существует 5 ступеней, которые называются мирами. Каждая из них имеет свои подступени, называемые парцуфим, а каждая из подступеней имеет свои подступени, называемые сфирот. То есть, всего от нас до Творца: 5 х 5 х 5 = 125 ступеней.

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Тело

телом в каббале называется желание (-я), разделенное с помощью экрана на рош (голова - принимающая решение часть), тох (туловище - внутренняя часть, наполненная светом) и соф (окончание - незаполненная, пустая часть). Таким образом, образуется духовное тело, духовно живой объект.

РАБАШ

рав Барух Ашлаг (1906-1991), сын и ученик Бааль Сулама, автор книги «Ступени лестницы», впервые описывающей все этапы внутренней духовной работы человека

Пятикнижие

(перевод с греческого, употребленный Оригеном) - общее название для первых пяти книг Библии: Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония

Намерение

расчет, мотивация творения по отношению к получаемому свету (наслаждению)

Души

в начале замысла творения была создана единая душа (желание), называемая Адам Ришон (Первый Человек). Она разбилась на 600 тысяч частей. Теперь у каждой отдельной части есть возможность произвести работу по личному исправлению и уподобиться Творцу.

Каббалист

ученый, обладающий дополнительным, духовным органом ощущения - «экраном», позволяющим исследовать воздействие Высшего мира на себе.

Бааль Сулам

Йегуда Ашлаг (1885-1954) основоположник современной науки каббала. Основной труд - «Учение Десяти Сфирот». Имя «Бааль Сулам» получил после выхода в свет комментария на «Книгу Зоар» под названием «Сулам» («лестница» - ивр.). Автор комментария на сочинения АРИ.

Адам

первый человек, который получил желание к познанию Высшего мира (почти 6000 лет назад). Автор книги «Разиель Малах» («Тайный ангел»).
Адам (ивр. - человек) - означает «подобный Творцу» («эдомэ ле Элион»), самостоятельно строящий себя для того, чтобы стать Ему подобным.

АРИ

полное имя Ицхак Лурия Ашкенази (1534-1572). Один из величайших каббалистов в истории человечества. Создал основополагающую систему обучения каббале. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий каббалу, может прийти к цели творения. Основной труд - книга «Древо жизни».

Николай Полуденный 

Древо жизни 2Часть четвертая

Третью часть читайте здесь: Наука восприятия. (Часть третья)

«Адам – первый человек хорошо знал каббалу. Он знал все обозначения вещей и поэтому дал животным подходящие имена, которые сами по себе показывали их природу».

К. Шпренгель [1] «Набросок прагматической истории врачевания»

История и источники

Считается, что каббалу, как учение, создал человек по имени Адам 5774 года назад. С этого времени каббалисты ведут летоисчисление. От каббалистов такое летоисчисление перенял иудаизм. Даже в православном христианстве принято считать эту дату датой сотворения мира. Адам написал первую каббалистическую книгу под названием «Тайный ангел». Впрочем, в современной каббале эта книга почти не используется.

Через двадцать поколений после Адама следующим великим каббалистом, прямо повлиявшим на ход истории, стал Авраам. Он жил в Междуречье, в древнем Вавилоне, в эпоху правителя Нимврода и примерно до возраста в 40 лет был языческим жрецом, как и его отец Терах. Затем Аврааму открылась каббала, которую он стал распространять среди населения этой маленькой цивилизации.  За это, и за протесты против строительства Вавилонской башни Нимврод подверг Авраама гонениям вплоть до заключения в темницу и попытки уничтожить его в огненной печи. Но, как гласят каббалистические источники, это Нимвроду не удалось, а количество сторонников учения Авраама лишь еще больше увеличилось. В конечном счете, число последователей учения Авраама выросло настолько (по разным оценкам от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч), что они образовали отдельный народ, объединенный не по этническому признаку, а по идеологическому. Они назвали себя «Исраэль», что в переводе с арамита означает «прямо к Творцу» (Ишар Эль). Эта каббалистическая группа создала свои традиции и этику, корнем которых стало учение Авраама. Авраам считается автором книги  «Сефер Ецира» (Книга создания), которую тщательно изучали не только каббалисты, но и христианские мистики.

Следующим великим каббалистом был Моше Рабейну (Моисей).  Он является автором основного каббалистического источника – Торы (Ветхий завет, Пятикнижие, Священное Писание). В самой Торе утверждается, что Моше получил ее непосредственно от Творца как средство исправления Исраэль и народов мира. Каббалисты читают Тору священным текстом, описывающим языком сказаний создание и строение мироздания и души человека. Считается, что текст Торы подробно указывает путь развития души вплоть до ее подъема к Творцу.

Каббалистический подход к Библии – это герменевтика, которая отвечает в убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъятности, неизмеримости ее содержания.

И. В. Гете [2] «Материалы к истории учения о цветах»

Во втором веке н.э. развитие каббалистического учения вошло в новый этап: великий каббалист Шимон бар Йохай (РАШБИ) работая совместно с девятью своими учениками, среди которых был и его сын Элазар, создали книгу «Зоар». По сути, этот фундаментальный труд был подробным комментарием Торы и сопутствующих ей других каббалистических источников. После смерти раби Шимона  «Зоар» исчез. Как считают каббалисты, она «была скрыта» от израильского народа, который после разрушения Второго Храма «упал» из духовного постижения исключительно в материальное восприятие мироздания.  Только через десять веков часть книги «Зоар» была обнаружена выдающимся испанским каббалистом Моше де Леоном и опубликована. Считается, что найдено и опубликовано не более 10 процентом текста книги. Однако и в таком виде «Зоар» стала источником формирования символической философии различных европейских, а затем, и американских герметических обществ, а главное – фактором дальнейшего развития каббалистического учения и практики.

Духовным наследником, а по некоторым источникам, и следующим воплощением души РАШБИ, стал великий каббалист АРИ (Ицхак бен Шломо Лурия), живший в  16 веке.  Он стал основателем так называемой Лурианской каббалы, заложившей основы учения о десяти сфирот, автором  трудов «Древо жизни», «Врата намерений» и других.

В двадцатом столетии каббалистическое учение получило свое дальнейшее развитие усилиями великого каббалиста Бааль Сулама (Йегуда Лейб Алеви Ашлаг). Сам Бааль Сулам в одном из своих писем утверждал, что удостоился воплощения в себе души АРИ. Вклад Бааль Сулама в развитие каббалистического учения и практики каббалы невозможно переоценить. Свой псевдоним он получил за создание подробного комментария к книге «Зоар», который назвал «Сулам» (лестница). Он не только написал и опубликовал громадное количество статей и комментариев на основные каббалистические источники, систематизировал Лурианскую каббалу в труде «Учение десяти сфирот», но, самое главное, он изложил каббалистические воззрения доступным языком двадцатого века и создал понятийный аппарат. Фактически он придал этой древнейшей практике научную форму, чем заложил прочные основы широкого распространения каббалы.  Сам Бааль Суллам был убежден, что уже в двадцатом веке каббалистическое учение будет открыто изучаться людьми во всем мире, и всячески этому способствовал.

После смерти Бааль Сулама в 1954 году деятельность по широкому распространению каббалы подхватил и продолжил его старший сын и ученик, выдающийся каббалист РАБАШ (Барух Шалом Алеви Ашлаг).  На протяжении многих лет он записывал беседы и речи Бааль Сулама, посвященные тонкостям и особенностям духовной работы, из которых составил сборник, названный им «Шамати» («Услышанное»). Кроме того, в своих статьях, вошедших впоследствии в сборники «Даргот сулам» («Ступени лестницы») и «Шалвей сулам» («Ступени постижения»), а также – в письмах к своим ученикам он подробнейшим образом описал тонкости и этапы, собственно, духовной практики каббалы: внутренней работы человека и совместной групповой работы учеников, изучающих каббалу. До него подобного не сделал ни один каббалист.

 Последователем Бааль Сулама и активными деятелем в распространении каббалистического учения является ученик РАБАША Михаэль Лайтман. Уровень деятельности по распространению в мире науки каббала этим выдающимся каббалистом нашего времени интересующийся читатель может легко оценить, — просто набрав в любой поисковой системе интернета слово «каббала».

***

Конечно, в почти шеститысячилетней истории развития каббалы было значительное количество выдающихся каббалистов, создавших громадную библиотеку каббалистических трудов и поддерживавших существование этого учения. В этой статье лишь сделана попытка выделить линию развития каббалы, которая привела к адаптации учения и основанной на нем практики для современного человека, ищущего духовного развития.

Перефразируя персонажа одного из хороших фильмов, следует сказать: «Вся проблема в нас… В нас!». Мы стремимся, но не можем понять, что для того, чтобы наполнить основу нашего естества, материи, из которой мы созданы, наше тело желаний, следует просто изменить намерение. Не получать, но отдавать. Действовать как единый организм с единым сердцем. И тогда каждый получит то, что он желает и в том объеме, который ему необходим.

Ведь вся Природа построена на этом принципе, кроме человека. А слово «Природа» на иврите имеет то же числовое значение (гематрию), что и слово «Творец».  Только у человека есть возможность выбрать – подняться на уровень  Творца и стать ему подобным (Человеком) или остаться на уровне животного (человека).

Впрочем, одно из правил практики каббалы, очень полезное для человека, ищущего духовного постижения, гласит: «не верь ничему, чего не ощутил сам, а после получения постижения – проверь его!».


[1] Курт Шпренгель (1750-1816) – немецкий врач и ботаник. Посвятил много времени исследованию истории медицины и ботаники. Прославился, главным образом, благодаря своему вкладу в современную науку, выраженному в стимулировании и поощрении микроскопических исследований тканей развитых растений.
[2] Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) – один из величайших деятелей культуры в мировой истории, писатель, поэт, драматург, мыслитель, гуманист, политик и ученый. Гете считается одним из наиболее влиятельных писателей в немецкой литературе XVIII-XIX веков. Сделал многочисленные открытия в биологии, оптике, акустике, геологии, метеорологии, цветоведении, психологии и физиологии зрения.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>