Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Буквы еврейского алфавита. Часть первая

bukvy

От редакции. Нам эта статья показалась нам любопытной и полезной, — особенно для наших читателей, только начинающих свой духовный путь. Не будет лишней она также и для продвинутых учеников Мудреца.
Для справки:  в каббале понятие «гематрия» означает числовое значение буквы, слова или группы слов, — в первую очередь, в духовных текстах.

Источник текста: Сайт «Runyweb«

Ашер Альтшуль

Раби Моше Кордоверо (1522-1570) в предисловии к своей книге «Пардес Римоним» объясняет уникальный статус еврейского алфавита. Он утверждает, что буквы еврейского алфавита, – Алефбет, — не были результатом общепринятого «неписаного соглашения» в обществе. В обыденном употреблении буквы – не более чем конвенциональные графические знаки для обозначения звуков на письме. Еврейские буквы служат носителем бесконечного «Света» Творца и изобилуют скрытыми смыслами, заключенными как в самом порядке букв, так и в правилах их использования и произношения.

Последовательность и произношение букв еврейского алфавита вместе со всем скрытым смыслом, заключенным в них были данные Всевышним Адаму Ришону (первому человеку). Рабейну Бехаей (1040-1080) пишет (Берешит 37/3), что знание об Алефбете было передано через внука Адама Ришона Шему и Эверу – основателям первой ешивы в Беер Шеве около 4000 лет назад. Они в свою очередь передали это знание нашему праотцу Якову. Яков обучил секретам еврейского алфавита своего сына Йосефа. Так Алефбет лег в основу еврейской письменности.

В еврейской литературе существует множество толкований формы, порядкового расположения и звучания каждой из букв Алефбета. Эта тема представлена в еврейской традиции как древними, насчитывающими тысячелетия книгами, так и множеством более поздних произведений, вплоть до написанных в наши дни.

В данном материале вы найдете краткое толкование каждой из букв алфавита. У каждого еврея есть своя буква в Торе. Надеюсь, что этот материал поможет вам найти свою букву.

א – אלף (алеф)

Гематрия – 1

Аризаль (1534 – 1572) пишет, что буква א олицетворяет Всевышнего и Его Славу. Так и название буквы א –אלף (алеф) по мнению Талмуда (трактат Хагига, 16а) означает Всевышнего, как наставника, учителя, мастера.

На этой основе можно глубже понять значение слова אדם (адам) – человек. Наши мудрецы говорят (трактат Нида, 31а): «Трое принимают участие в творении человека: отец, мать и Всевышний». Алеф (א) в слове אדם соответствует Всевышнему. Оставшиеся буквы формируют слово דם (дам), – кровь, что символизирует физический аспект творения.

ב  –בית (бет)

Гематрия – 2

Будучи первой буквой Торы, ב является второй буквой Алефбета. Такой парадокс не случаен. Талмуд (трактат Шабат, 104а) пишет, что в букве ב содержится намек на аспект понимания – Бина. В свою очередь, название буквы ב (бет) – בית означает дом. Одно из немногих упоминаний причины творения нашего мира гласит (Мидраш Танхума, Бехукотай 3): “Возжелал Всевышний создать для себя жилище в нижних (материальных) мирах”. Именно, слова Торы, их понимание и практическое воплощение и есть строительство Дома Всевышнего.

ג – גימל (гимел)

Гематрия – 3

Наши мудрецы в Талмуде (трактат Шабат, 14а) объясняют, что буква ג символизирует аспект добродетели, как это видно из названия буквы גימל – (гимел), что может быть прочитанным как гомель, – воздающий добром. Также ג символизирует идею моста, как связующего между противоположностями, будучи первой буквой слова мост – גשר (гешер). В родственном ивриту арамейском языке это еще более наглядно: на арамейском мост – גמלא (гамла), это слово имеет общий корень с названием буквы ג. Очевидно, что «мост» соединяющий материальное и духовное, Всевышнего и этот мир, – наши добрые дела.

ד – דלת (далет)

Гематрия – 4

Магараль из Праги (1512 – 1609) утверждает, что цифровое значение (4) буквы ד указывает на четыре стороны света. Сама форма буквы ד состоящая из двух линий: горизонтальной и вертикальной, символизирует распространение в длину и в ширину. С точки зрения Талмуда (трактат Шабат, 104а) буква ד олицетворяет бедного человека, что видно из названия буквы דלת (далет), где первые две буквы образуют слово דל (даль) – бедняк. Так же, название буквы דלת (далет) может быть прочитанным как делет – дверь. Если вспомнить, что предшествующая буква символизирует добродетель, то можно понять, что двери нашего мира всегда открыты для добрых дел.

ה – האי (хэй)

Гематрия – 5

Пятая буква, ה имеет в буквенной символике особый смысл, являясь символом творения нашего мира. Мудрецы утверждают (трактат Шабат, 9а), что форма буквы ה олицетворяет свободу выбора данную нам только в этом материальном мире. Отсутствие нижней границы буквы символизирует широкое пространство для духовного, и моральное падение в нашем мире. С другой стороны, духовный рост в нашем материальном мире очень сложен, но у верхней границы буквы ה есть небольшой выход – “форточка”, через которую можно выйти за пределы ограниченного материей мира.

«Эц Йосеф» (комментарий к Талмуду, трактат Шабат, 104а) пишет, что имея гематрию 5, буква ה, соответствует Письменной Торе (Пятикнижие). В Четырехбуквенном Имени Всевышнего, частью которого является буква ה, она означает Бину – аспект понимания. Только изучение Торы дает нам возможность увидеть наш мир за рамками материального восприятия.

ו – ואו (вав)

Гематрия – 6

Буквы ו и ה соседи не только в Алефбете, но и в Четырехбуквенном Имени Всевышнего. В Нем буква ו означает даат – аспект разума, знание. Название буквы ו –ואו (вав) на иврите означает крючок, да и сама форма буквы напоминает крюк. Этот факт указывает на функцию буквы ו, как соединявшего звена между духовными и материальными аспектами нашего мира.

Так же, буква ו, по мнению «Эц Йосеф» (комментарий к Талмуду, трактат Шабат, 104а), соответствует Устной Торе (6 разделов Талмуда).

Именно Устная Тора, в которой описывается материальная имплементация Желания Всевышнего заложенного в Письменной Торе, является руководством к действию в нашем мире.

ז – זין (зайн)

Гематрия – 7

Число 7 символизирует гармонию материального мира. Название буквы происходит от слова זן(зан) – питающий. Предыдущие буквы алфавита указывают на различные духовные аспекты нашего мира. Такую последовательность можно трактовать как процесс духовного роста, который должен пройти человек для достижения духовной и физической гармонии. Человеку достигнувшему этого уровня, становится очевидно, что все материальные нужды в нашем мире удовлетворяются Всевышним.

Кроме этого, название буквы ז –זין (зайн) означает оружие, что видно и из формы буквы, напоминающей меч. Так буква ז символизирует битву за выживание, за кусок хлеба, которую вынужден вести человек.

ח – חת (хет)

Гематрия – 8

В Талмуде (трактат Шабат, 104а) наши мудрецы связывают букву ח с понятием харизмы, исключительности и милости в глазах окружающих. Это качество, — продолжает Талмуд, — Всевышний дает тому, кто достигает духовной и физической гармонии, символизируемой семью предшествующими буквами Алефбета.

У буквы ח есть и негативная сторона. В книге «Отийот де-раби Акива» (Рош Милин на букву ח) написано: “Не читай חת (хет), а читай חטא (хет) – грех. Из формы буквы ח, видно, что различие между ней и буквой ה заключается только в отсутствие «форточки». Наши грехи закрывают для нас возможность увидеть и понять сущность мироздания за рамками материальной реальности.

ט – טית (тет)

Гематрия – 9

Раби Цадок а-Коэн из Люблина неоднократно упоминает в своей книге «При Цадик», что впервые в Торе буква ט упоминается в слове טוב (тов) – добро: “И увидел Б-г, что он (мир) хорош (טוב)” (Берейшит, 1/4). Это указывает на то, что буква связанна с понятием доброты. Также об этом говорит Вавилонский Талмуд (трактат Шабат, 104а), подчеркивая, что Всевышний дает добро человеку, воплотившему в себе все положительные качества, символизируемые предшествующими буквами Алефбета. Такая доброта является основой мира и присутствует у праведников о которых сказано (Писания, Притчи, 19/25): “Праведник – основа (Есод – 9-й аспект мироздания соответствует гематрии буквы ט) мира”.

С другой стороны Хатам Софер пишет, что в обычаях царей было отмечать места захоронения буквой ט. Это соответствует написанному в книге «Отийот де-раби Акива» в отношении названия буквы: “Не читай טית (тет), а читай טיט (тит – глина). Глина символизирует материальную природу человека. Его происхождение из земли и есть причина его смерти, возвращения в землю.

י – יוד (йуд)

Гематрия – 10

Буква י самая значимая буква в Алефбете. Она является базисной буквой в Алефбете, так как форма буквы י лежит в основе форм всех букв еврейского алфавита.

Буква י, вместе с буквами ה и ו, оставляет Четырехбуквенное Имя Всевышнего. Талмуд (трактат Менхот, 29б), говорит, что если буквой ה Всевышний сотворил наш мир, то буквой י был сотворен мир грядущий.

Малый размер буквы, по мнению Раби Цадока а-Коэн из Люблина (1823 – 1900), символизирует качество скромности. Гемария (10) буквы י  на иврите пишется как עשר (эсер) и может также быть прочитанным как «ошер» – богатство. Именно скромность лежит в основе настоящего богатства как сказано в Пиркей Авот (4/1): «Кто богат? Тот, кто доволен тем, что у него есть».

Читать далее…

Также рекомендуем: Предисловие книги Зоар, статью «Буквы раби Амнона Сабы», «Зоар о букве «алеф«.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>