Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Зоар. Сифра де-цниюта: создание Имени

TETRAGRAMMATON

От редакции: Предлагаемый вашему вниманию фрагмент Зоар из его раздела, называемого «Книга смирения», не прост. Особенно труден он для тех, кто  только вступает в мир каббалы. Тем не менее, мы рискнули опубликовать его в качестве одного из «текущих» материалов сайта по следующей причине. В текст книги Зоар органично вплетены четыре «языка» (или формы) изложения: исторического рассказа, сказания, правил и законов (ТАНАХ, Мидраш, Галаха) и каббалы (описание духовных «корней», их материальных «ветвей», и форм их взаимодействия). Нам представляется важным показать читателю фрагмент Зоар, практически полностью написанный языком каббалы .
Доступные главы книги Зоар на русском языке можно скачать на странице загрузок.

Перевод: Гади Каплан

Часть четвертая

49) Атик, Кетер, скрыт и недоступен. Зеир Анпин раскрыт и не раскрыт, – т.е. в нем начинается раскрытие, а само раскрытие происходит в Малхут. «Раскрыт», Зеир Анпин, – записан в виде букв, т.е. проявлен в виде букв имени АВАЯ (הויה), означающего «было (хайя היה)», «есть (хове הווה)», и «будет (ихйе יהיה)», — т.е. всё раскрывается в Нем. «Скрыт», Атик, – скрыт в буквах имени «Экье (אהיה досл. – «буду»)», указывающего на будущее время и означающего, что оно не устанавливается на своем месте, а устанавливается в другом. Потому, что не установились в нем высшие и нижние, так как даже высшие не постигают его.

50) «И сказал Всесильный (Элоким): «Да произведет земля существо живое по виду его, скот и пресмыкающееся». Как сказано: «Человека и скотину спасаешь Ты, Творец». И свойство «скот» входит в общее понятие «человек». Как сказано: «Тот человек среди вас, который принесет Творцу жертву из скота». И это приносит ему пользу, потому что свойство «скот» включено в человека.

51) Когда опустился человек, пребывающий внизу, в высшей форме, в образе и подобии, два духа были с двух его сторон. Так как человек (адам) включает правую и левую стороны. Правая – это святая душа (нешама), левая – живое существо (нефеш). Человек (адам) – это средняя линия, соединяющая правую и левую. И тогда свечение правой распространяется сверху вниз, а свечение левой – только снизу вверх. Сверху вниз считается свойством ГАР, и это нешама, а снизу вверх – свойством ВАК, и это «существо живое (нефеш хая)». И называется «живым (хая)», поскольку в ней содержится свечение Хохмы, называемое светом хая.

Когда прегрешил Адам, левая распространилась сверху вниз, и это было грехом Древа познания, когда он притянул свечение левой, Хохмы, сверху вниз. И тогда распространились те, у кого нет тела, т.е. проявилась сила Малхут меры суда, о которой сказано: «Если не удостоился – то зло». И от нее исходят бестелесные духи.

52) Зеир Анпин раскрывается и не раскрывается. Когда соединяются правая и левая линии Бины друг с другом, то, как в случае с тем существом, которое порождает сразу многочисленное потомство, родились двадцать две закрытые буквы, – т.е. совокупность светов Зеир Анпина, являющегося свойством правой линии. И эти двадцать две буквы раскрываются, когда они являются совокупностью светов Нуквы Зеир Анпина, т.е. двух букв «йуд י», — в начале и в конце имени АВАЯАДНИ (יאהדונהי), являющемся сочетанием имен «АВАЯ», «Адни», — т.е. ЗОН. «Йуд י» в начале (рош), — «йуд י» имени АВАЯ, т.е. Зеир Анпин, — скрыта, так как свечение Хохмы не раскрывается в ней. А «йуд י» в конце, относящееся к Адни, раскрывается, так как свечение Хохмы раскрывается в ней.

Свойства «скрытый и раскрытый», правая и левая линии, были взвешены на восходящих весах, и чаши этих весов восходят и поднимаются, восходят и опускаются. И это – свойство средней линии, уравнивающее два света, правый и левый, чтобы они весили одинаково и соединились друг с другом. Поэтому, можно сказать, что Хохма раскрывается посредством Зеир Анпина, средней линии, а можно сказать, — что не раскрывается в нем, так как он является двадцатью двумя скрытыми буквами. Однако в нем начинается раскрытие в средней линии, а само раскрытие происходит в Малхут, — в двадцати двух открытых буквах. И поэтому сказано о нем – «раскрывается и не раскрывается».

53) От «йуд י» выходят захар и нуква, т.е. «вав-далет וד» наполнения «йуд-вав-далет יוד». В этом месте «вав ו» является свойством захар, а «далет ד» является свойством нуквы, – но не «вав-хэй (וה)», как в остальных местах. Поэтому «далет-вав (דו ду)» означает «два», так как «далет-вав (דו)» – это захар и нуква. «Далет-вав (דו)» – это два равных Кетера, — т.е. в час, когда ступени захара и нуквы равны друг другу, и Зеир Анпин облачается на правую линию Бины, являющуюся свойством хасадим, а нуква – на левую линию Бины, свойство Хохмы без хасадим, и Хохма в ней не может светить без хасадим. И тогда она – бедная  и нищая (дала и ания). И поэтому она тогда в форме «далет ד».

«Йуд י» сама по себе – свойство захар, «хэй ה» – нуква. «Хэй ה» вначале была свойством «далет ד», – т.е. «далет ד», имеющаяся в наполнении «йуд-вав-далет יוד». И с того времени, когда зародилась в ней «вав ו», она стала свойством «хэй ה», — т.е. «вав ו» внутри «далет ד». А затем произвела и породила «вав ו», и это – свойства «йуд-хэй-вав (יהו)», содержащиеся в имени. И проявляется «йуд-вав-далет יוד» в лике ее, являющемся совокупностью «йуд-хэй-вав (יהו)»; и раньше «йуд י» состояла из «вав-далет וד», а затем в «далет ד» зародилась «вав ו», и она стала свойством «хэй ה», а затем породила «вав ו» вовне. И когда выводит эта «йуд-вав-далет יוד», являющаяся свойством захар и нуква, свойство «хэй-вав הו», т.е. Иму и Зеир Анпин, — установилась «вав ו» затем, — т.е. получила мохин, и скрывает Иму, т.е. «хэй ה».

54) «И увидели ангелы Всесильного дочерей человеческих». О них сказано: «Двух мужей-соглядатаев, тайно»[i]. Что означает «дочерей человеческих»? Сказано: «Тогда пришли две женщины-блудницы к царю». И о них сказано: «Ибо увидели, что мудрость Всесильного в нем, чтобы вершить суд». «Тогда пришли», но не прежде. Под властью формы незрелого плода, означающей «есть плоды до их полного созревания», пребывали двое в объятиях наверху. Когда они опустились вниз, то унаследовали прах, – потеряли добрую долю, которая была в них от атары (венца) милосердия, и увенчались свойством «виноград».

Объяснение. «Ангелы Всесильного» – это Аза и Азаэль, упавшие с их ступени святости, корень которых в свойстве ахораим внутренних Аба ве-Има, которые светили в рош Зеир Анпина мира Некудим. И вследствие этих ахораим распространились ЗАТ мира Некудим сверху вниз и умерли. А затем получили исправление и снова упали вследствие прегрешения Адама Ришона, и стали двумя клипот. Они исправились в некоторой мере благодаря Йеошуа, и о них сказано: «(Послал) двух мужей-соглядатаев, тайно». И называются они соглядатаями (мераглим), потому что их корень – в ахораим Аба ве-Има, т.е. в НЕХИ, называемых «раглаим (ноги)». «Тайно» – это исправление, которого они достигли благодаря Йеошуа, означающее притяжение Хохмы снизу вверх, таким образом, чтобы не было слышно внизу. И это – исправление средней линии, которое они получили тогда. И тогда исправилась также блудница Рахав.

Однако до потопа сказано о них: «И увидели ангелы Всесильного дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жен из всех, которых выбирали», – т.е. без всяких ограничений, и притягивали Хохму сверху вниз, как свойственно клипот. И также «дочери человеческие (досл. дочери Адама)» являются свойством ахораим Нуквы, и они упали вниз вследствие прегрешения Древа познания, и поэтому называются именем Адама из-за его прегрешения. И та, которая относится к правой стороне, получила исправление в дни Йеошуа, но не окончательное, и это – блудница Рахав.

Обе они получили исправление в дни Шломо, и о них сказано «две женщины-блудницы», так как обе они относятся к свойству левой линии, одна – к правой стороне левой линии, которая уже получила исправления в дни Йеошуа, вторая – к левой стороне левой линии. И между ними поэтому возникает разногласие, ибо после смерти сына левой блудницы из-за того, что Хохма была без хасадим, та захотела похитить сына правой блудницы, у которого были также и хасадим благодаря ее исправлению в дни Йеошуа. И та сказала ей: «Нет, твой сын мертв, а мой сын живой!», – т.е. она утверждала, что ее Хохма, привлекаемая сверху вниз, как свойственно клипот, — это свет жизни, ведь Хохма – это свет жизни, и возражала против того, что отсутствие хасадим может причинить ему вред и привести к смерти.

Поэтому сказал Шломо: «Рассеките живого младенца надвое», – так как знал он, что невозможно, чтобы левая блудница захотела получить со стороны хасадим этого «младенца», происходящего от средней линии, уменьшающей ГАР Хохмы. И поэтому надо рассечь «младенца» надвое, чтобы сторону хасадим взяла правая, а сторону Хохмы – левая. И поэтому тотчас стала опознана левая блудница, так как нет у нее желания к хасадим, т.е. она не желает сокращать себя до ВАК Хохмы, и сказала: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет – рубите». И хотя правая блудница сказала: «Отдайте ей этого живого ребенка», — не захотела брать. И тогда всем стало ясно, что правая, исправленная, — мать его, а левая не способна произвести плоды до тех пор, пока не покорится средней линии святости, как и правая. И благодаря этому она получила исправление от него. Поэтому сказано: «Ибо увидели, что мудрость Творца в нем, чтобы вершить суд», – так как он исправил клипот и извлек из них свечение Хохмы, и соединил ее со святостью.

[i] Пророки, Йеошуа, 2:1. «И послал Йеошуа бен Нун из Шиттима двух мужей-соглядатаев тайно… и пришли они в дом женщины-блудницы».

В дополнение рекомендуем: «Четыре стадии», «Зоар: преимущество мудрости перед глупостью», «Суть духовного постижения», «Уровень постижения Творца».

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>