Николай Полуденный
Часть четвертая
Третью часть читайте здесь: Наука восприятия. (Часть третья)
“Адам – первый человек хорошо знал каббалу. Он знал все обозначения вещей и поэтому дал животным подходящие имена, которые сами по себе показывали их природу”.
К. Шпренгель [1] “Набросок прагматической истории врачевания”
История и источники
Считается, что каббалу, как учение, создал человек по имени Адам 5774 года назад. С этого времени каббалисты ведут летоисчисление. От каббалистов такое летоисчисление перенял иудаизм. Даже в православном христианстве принято считать эту дату датой сотворения мира. Адам написал первую каббалистическую книгу под названием “Тайный ангел”. Впрочем, в современной каббале эта книга почти не используется.
Через двадцать поколений после Адама следующим великим каббалистом, прямо повлиявшим на ход истории, стал Авраам. Он жил в Междуречье, в древнем Вавилоне, в эпоху правителя Нимврода и примерно до возраста в 40 лет был языческим жрецом, как и его отец Терах. Затем Аврааму открылась каббала, которую он стал распространять среди населения этой маленькой цивилизации. За это, и за протесты против строительства Вавилонской башни Нимврод подверг Авраама гонениям вплоть до заключения в темницу и попытки уничтожить его в огненной печи. Но, как гласят каббалистические источники, это Нимвроду не удалось, а количество сторонников учения Авраама лишь еще больше увеличилось. В конечном счете, число последователей учения Авраама выросло настолько (по разным оценкам от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч), что они образовали отдельный народ, объединенный не по этническому признаку, а по идеологическому. Они назвали себя “Исраэль”, что в переводе с арамита означает “прямо к Творцу” (Ишар Эль). Эта каббалистическая группа создала свои традиции и этику, корнем которых стало учение Авраама. Авраам считается автором книги “Сефер Ецира” (Книга создания), которую тщательно изучали не только каббалисты, но и христианские мистики.
Следующим великим каббалистом был Моше Рабейну (Моисей). Он является автором основного каббалистического источника – Торы (Ветхий завет, Пятикнижие, Священное Писание). В самой Торе утверждается, что Моше получил ее непосредственно от Творца как средство исправления Исраэль и народов мира. Каббалисты читают Тору священным текстом, описывающим языком сказаний создание и строение мироздания и души человека. Считается, что текст Торы подробно указывает путь развития души вплоть до ее подъема к Творцу.
Каббалистический подход к Библии – это герменевтика, которая отвечает в убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъятности, неизмеримости ее содержания.
И. В. Гете [2] “Материалы к истории учения о цветах”
Во втором веке н.э. развитие каббалистического учения вошло в новый этап: великий каббалист Шимон бар Йохай (РАШБИ) работая совместно с девятью своими учениками, среди которых был и его сын Элазар, создали книгу “Зоар”. По сути, этот фундаментальный труд был подробным комментарием Торы и сопутствующих ей других каббалистических источников. После смерти раби Шимона “Зоар” исчез. Как считают каббалисты, она “была скрыта” от израильского народа, который после разрушения Второго Храма “упал” из духовного постижения исключительно в материальное восприятие мироздания. Только через десять веков часть книги “Зоар” была обнаружена выдающимся испанским каббалистом Моше де Леоном и опубликована. Считается, что найдено и опубликовано не более 10 процентом текста книги. Однако и в таком виде “Зоар” стала источником формирования символической философии различных европейских, а затем, и американских герметических обществ, а главное – фактором дальнейшего развития каббалистического учения и практики.
Духовным наследником, а по некоторым источникам, и следующим воплощением души РАШБИ, стал великий каббалист АРИ (Ицхак бен Шломо Лурия), живший в 16 веке. Он стал основателем так называемой Лурианской каббалы, заложившей основы учения о десяти сфирот, автором трудов “Древо жизни”, “Врата намерений” и других.
В двадцатом столетии каббалистическое учение получило свое дальнейшее развитие усилиями великого каббалиста Бааль Сулама (Йегуда Лейб Алеви Ашлаг). Сам Бааль Сулам в одном из своих писем утверждал, что удостоился воплощения в себе души АРИ. Вклад Бааль Сулама в развитие каббалистического учения и практики каббалы невозможно переоценить. Свой псевдоним он получил за создание подробного комментария к книге “Зоар”, который назвал “Сулам” (лестница). Он не только написал и опубликовал громадное количество статей и комментариев на основные каббалистические источники, систематизировал Лурианскую каббалу в труде “Учение десяти сфирот”, но, самое главное, он изложил каббалистические воззрения доступным языком двадцатого века и создал понятийный аппарат. Фактически он придал этой древнейшей практике научную форму, чем заложил прочные основы широкого распространения каббалы. Сам Бааль Суллам был убежден, что уже в двадцатом веке каббалистическое учение будет открыто изучаться людьми во всем мире, и всячески этому способствовал.
После смерти Бааль Сулама в 1954 году деятельность по широкому распространению каббалы подхватил и продолжил его старший сын и ученик, выдающийся каббалист РАБАШ (Барух Шалом Алеви Ашлаг). На протяжении многих лет он записывал беседы и речи Бааль Сулама, посвященные тонкостям и особенностям духовной работы, из которых составил сборник, названный им “Шамати” (“Услышанное”). Кроме того, в своих статьях, вошедших впоследствии в сборники “Даргот сулам” (“Ступени лестницы”) и “Шалвей сулам” (“Ступени постижения”), а также – в письмах к своим ученикам он подробнейшим образом описал тонкости и этапы, собственно, духовной практики каббалы: внутренней работы человека и совместной групповой работы учеников, изучающих каббалу. До него подобного не сделал ни один каббалист.
Последователем Бааль Сулама и активными деятелем в распространении каббалистического учения является ученик РАБАША Михаэль Лайтман. Уровень деятельности по распространению в мире науки каббала этим выдающимся каббалистом нашего времени интересующийся читатель может легко оценить, – просто набрав в любой поисковой системе интернета слово “каббала”.
***
Конечно, в почти шеститысячилетней истории развития каббалы было значительное количество выдающихся каббалистов, создавших громадную библиотеку каббалистических трудов и поддерживавших существование этого учения. В этой статье лишь сделана попытка выделить линию развития каббалы, которая привела к адаптации учения и основанной на нем практики для современного человека, ищущего духовного развития.
Перефразируя персонажа одного из хороших фильмов, следует сказать: “Вся проблема в нас… В нас!”. Мы стремимся, но не можем понять, что для того, чтобы наполнить основу нашего естества, материи, из которой мы созданы, наше тело желаний, следует просто изменить намерение. Не получать, но отдавать. Действовать как единый организм с единым сердцем. И тогда каждый получит то, что он желает и в том объеме, который ему необходим.
Ведь вся Природа построена на этом принципе, кроме человека. А слово “Природа” на иврите имеет то же числовое значение (гематрию), что и слово “Творец”. Только у человека есть возможность выбрать – подняться на уровень Творца и стать ему подобным (Человеком) или остаться на уровне животного (человека).
Впрочем, одно из правил практики каббалы, очень полезное для человека, ищущего духовного постижения, гласит: “не верь ничему, чего не ощутил сам, а после получения постижения – проверь его!”.