Вопрос: Слушал Михаила Лайтмана о том, что камень на Земле – это сила камня и в Высшем. Когда я купаюсь в реке, и стал представлять воду как результат силы, и эта сила поддерживает неизменно состав воды, то я допустил, что при контакте с водой (и моей вере в эту силу) это сила как бы соединяется со мной, как и я с ней как, единое, отчего появляется ощущение блаженства и не плыву, а как бы “лечу”. Просто плыть, и быть единым с водой – большая разница.Те же ощущения должны быть и от единения с землёй растениями? Какому уровню это открытие соответствует? Напишите пожалуйста. Может я заблуждаюсь? (Виктор, г. Кривой Рог)
Ответ: Человеческое тело – скафандр, “сшитый” из элементов неживой, растительной и животной природы материального мира. С помощью комплекса специальных программ, называемых в каббале “животной душой”, он настроен на восприятие этого материального мира и его свойств, в основе которых лежит главное свойство – желание получать. Те состояния, которые вы описываете в вашем вопросе, относятся к телесному ощущению, на которое “наложено” ваше убеждение о связи высших миров и материального мира. Это убеждение часто дает человеку ощущение своего единства с материальной природой. Такое ощущение присутствует у животных в “автоматическом” виде. Для них это естественное состояние. Однако животное, в отличие от человека, не в силах выделить его в разуме и проанализировать. Тем не менее, это ощущение не имеет отношение к ощущениям духовным, о которых говорит каббала. На старте мы не можем почувствовать никакой высшей силы, т.к. мы не подобны ей. Только с развитием подобия своих свойств со свойствами высшей силы человек может достигнуть духовных ощущений. Когда в каббале речь идет о единстве, имеется в виду, в первую очередь, достижение единства человеческих душ, т.е. – внутреннего объединения людей, а не тел. А достижение такого единства возможно лишь по мере развития каждым в себе свойства отдачи.
Николай Полудённый, Киев