Часть 1
Инесса Леруа (газета “Современная эзотерика”, г.Биарриц, Франция)
– Здравствуйте, Николай! Мне очень приятно вновь встретить Вас. Почти 15 лет назад Вы проводили семинары по правовым аспектам журналистской работы. В последующие годы Вы были довольно известны, получили звание “Заслуженного юриста Украины”, занимали высокие посты. Меня же судьба забросила далеко от Родины. Но, его величество Случай, открыл мне, что в настоящее время Ваш интерес к древним знаниям, в частности, к каббале, совпадает с эзотерическим направлением моей журналистской работы.
Разрешите мне задать Вам несколько вопросов, на которые я, и мои русскоязычные читатели, хотели бы получить ответы с точки зрения каббалистического учения.
Николай Полуденный (г.Киев, Украина)
– Здравствуйте, Инесса. Мне тоже приятно снова видеть Вас. Правда, несколько удивлен темой нашего интервью, ведь семинары, которые я вел, в основном касались правового обеспечения журналистских расследований, сбора и подачи информации. А тут такой поворот!
Впрочем, давайте попробуем поговорить и об этом.
ВОПРОС – Исследуя динамику различных запросов в поисковых системах интернета, я обнаружила определенные тенденции, о которых хотела с Вами сегодня поговорить. Начнем с такого слова, как «единство». Очевидно, что каждый человек вкладывает в это свой смысл, но на каком-то уровне есть общее для всех ощущение этого понятия. Согласно определению в Википедии, единство – это взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и, в то же время, включающуюся в более широкую систему.
В этой связи у меня первый вопрос – как определяет это понятие каббала?
И второй вопрос. На диаграмме запросов по слову «единство» виден рост интереса русскоязычных пользователей интернета. Если рассматривать это как явление, то с чем может быть связана такая тенденция?
ОТВЕТ – Определение, данное в “Википедии”, формально правильно. Но, по ощущению, оно отражает лишь факт внутреннего и внешнего взаимодействия неких механистических систем, которые сложно отнести к природным.
Предметом изучения каббалы является мироздание и место человека в нем. Каббала выявляет и изучает законы взаимодействия всех частей природы как гармоничного целого, а особенно она занимается изучением человека, его сути, предназначения, формами его существования и развития.
Категория “единства” является одной из основных как в каббалистической теории, так и в практике каббалы. Эту категорию каббала относит к силам надматериальным, “божественным”. Закон единства мироздания является центральной осью, на которую “нанизаны” все остальные законы гармоничного поддержания жизни, развития творения и его частей.
Постулат каббалы “Творец и имя его (т.е. – “творение”) – едины” является центральной и самой древней мировоззренческой формулой. Он говорит о том, что все мироздание, включая его самую внутреннюю и центральную часть – человека, является единым организмом, взаимосвязи частей которого позитивны и безграничны. Этот организм пронизан одной оживляющей и управляющей силой – силой отдачи и любви, называемой в каббале “Творцом”.
При этом связь Творца и той части творения, которую мы называем природой на уровнях “неживой”, “растительный” и “животный”, абсолютно неразделима.
И только человек выделяется из этой связи единства, поскольку у него особое предназначение – развиться до уровня Творца. Поэтому он получил возможность в этом материальном мире воспринимать себя некоей “самостоятельной” и “независимой” сущностью – как от Творца, так и от остальной части Природы.
В духовных мирах такой иллюзорной “независимости” не существует. Духовные объекты, каковыми, с известной долей приблизительности, можно назвать чувства, желания людей и связанные с ними мысли, не являются действующими, если они не включены в данный момент во всю духовную систему и не “работают” на ее благо в целом. В этом состоянии такие объекты на уровне духовном “сокращены” и находятся как бы в “спячке”. И только тогда, когда осознание человека вырастает до восприятия единства всего мироздания и своего единства с ним, он получает возможность обрести внутреннюю целостность, выйти из “сокращения” и, соответственно, начать “действовать” на благо всего творения, поддерживая его единство. Так человек получает свойства Творца. Это непростой путь, но его должны пройти все люди.
Человечество в целом на протяжении тысяч лет развивалось, используя ощущения своей независимости, самостоятельности, как от природы, так и друг от друга. Но общая программа стремления к единству, заложенная в природе, быстро дала человеку понять, что “перетягивая одеяло на себя”, ни отдельный человек, ни стаи людей ничего не достигнут. Это обусловило развитие социальных связей в человечестве по принципу “ты – мне, я – тебе”.
К концу двадцатого века количество и стойкость социальных связей настолько увеличилось, они настолько завязались в тугие узлы взаимозависимости людей в мире друг от друга, что это явление получило особое название: глобализация. Однако, одновременно с этим, до предела возрос и эгоцентризм как отдельных людей, так и целых человеческих сообществ. Эта гремучая смесь с одной стороны, породила тяжелые страхи, депрессию, апатию, гипертрофированную агрессивность. А с другой стороны – стимулировала поиск ответа на вопрос: как необходимо изменить систему взаимоотношений среди людей, чтобы избежать неконтролируемой опасности, которую несет эгоцентризм в совокупности с глобализацией?
Многие подсознательно ищут ответы на эти вопросы в попытках постичь категорию “единство”. Кроме того, последнее столетие ознаменовалось серьезными социальными потрясениями, включая две мировые войны, бесчисленное количество локальных военных конфликтов, “революций”, экологических и природных катастроф. Эти обстоятельства автоматически вводили определенные части населения планеты в состояние инстинктивного единства перед лицом опасности. И это ощущение, следствием которого являются действия взаимопомощи, взаимоподдержки, альтруизм, доверие друг к другу, стало хорошо знакомым людям, пережившим гуманитарные катастрофы. Таких людей больше всего, наверное, среди “русскоязычного” населения планеты. Это тоже можно считать фактором, побуждающим к поиску психологических методик создания состояния единства в больших по объему социальных группах.