Часть 2.
Первую часть читайте здесь
ВОПРОС – Действительно, при детальном рассмотрении выявляется некая взаимосвязь между повышением интереса к понятию «единство» и всякими социальными или природными «неприятностями», которые происходили в тот момент в регионе источников запроса.
Вы сказали, что человек получил возможность воспринимать себя самостоятельным и неазвисимым от Творца. В этой связи есть интересное наблюдение. Поисковые запросы по слову «Бог» (вероятно, понимаемого людьми идентично понятию Творец) показывают огромный рост интереса. Но любопытнее другое – в аналогичной прогрессии находится запрос по словосочетанию «Я Бог». Это нормальное явление? В психиатрии человек, страдающий маниакальными расстройствами преувеличивает масштаб собственной личности иногда вплоть до того, что начинает мнить себя Богом. Или это здоровый эгоцентризм?
ОТВЕТ – Действительно, эти факторы находятся в тесной связи между собой. “Самостоятельность” и “независимость” человека от Первопричины его существования является не более чем иллюзией. И эти ощущения даны человеку только для того, чтобы он самостоятельно захотел подняться над своим нынешним состоянием “социализированного животного”.
Вся реальность нашего материального мира управляется в автоматическом режиме свыше. Человек же, будучи наделенным таким инструментом анализа, самоограничения и управления желаниями, как разум, по мере собственного внутреннего развития, приходит к убеждению, что его стремление к наслаждениям и уход от страданий управляются не им самим, а чем-то неизмеримо большим, чем он сам, и скрытым от него.
И тогда возникают сомнения в собственной независимости, самостоятельности. Сначала это проявляется в попытках найти методики, которые позволили бы спрогнозировать и сформировать свое существование в настоящем так, чтобы будущее было бы “светлым”. Затем, когда такие попытки не удаются, сомнения в своей способности независимо управлять собственной жизнью еще более усиливаются.
Тогда и начинается поиск той “потусторонней” сущности, которая управляет всем, и, часто безуспешные, попытки обращения к “ней”. Проблема только в восприятии формы этой надматериальной силы.
Большинство религий и верований наделяют ее обобщенным названием “Бог”. Они определяют ее как сущность, подобную человеку, однако отделенную от него и при этом наделенную неизмеримо большей силой и властью. Поэтому обращения к ней определяются формулой “дай мне наслаждений и избавь меня от страданий”.
В каббале эта сила определяется как свойство отдачи и любви, которая пронизывает и поддерживает существование всего творения и развивает его. Ее суть – наслаждать. Сутью человека является стремление к наслаждению для себя. В своем корне он прямо противоположен свойству отдачи. Основополагающий закон построения и функционирования мироздания – закон подобия свойств. Этот закон говорит о том, что единство достигается совпадением свойств объектов, а разъединение, отдаление – их противоположностью. Основных свойств мироздания всего два – это “получение” (свойство творения) и “отдача” (свойство Творца). И только внутренняя часть творения – человек – обладает потенциалом, заложенным в нем на программном уровне, к достижению свойства отдачи поверх собственной природы – свойства получения. В этом случае он достигает статуса Творца и сам управляет творением, включая себя. Вот этот потенциал, развитие которого в наше время достигло своего пика, по-видимому, и обуславливает рост количества людей, вопрошающих “Что есть Бог?”.
Рост количества вопросов типа “Я – Бог?” также обусловлен нынешним уровнем развития человечества. Но не только. Корнем любого человека, внутренней структурой его “Я” является ощущение его “единственности” (“я – центр мироздания”). Обычно, реализацией этого ощущения является постулат: “Я буду властвовать!”. Такое убеждение имеет высокий духовный корень, исходящий прямо из сути Творца. В каббале этот корень определяется еще одной формулой единства “Он (Творец) – один, единый и единственный”. В творении этот корень превращается в свою противоположность именно для создания условий сознательной работы людей над достижением истинного единства.