Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Предисловие к книге “Паним Меирот уМасбирот” (извлечение)
…В соответствии с этим пойми, насколько мы должны быть благодарны нашим учителям, передающим нам свои духовные света и души для наслаждения наших душ, стоящих на распутье между путем тяжких страданий и путем Торы. Они спасают нас от ада, который страшнее смерти. Они приучают нас добиваться небесного наслаждения, помогают подняться на высоту изысканную и утонченную, которая является нашим уделом, готовым и ожидающим нас с самого начала. И каждый в своем поколении должен действовать в соответствии с сущностью Торы Его и святости.
И уже сказано мудрецами: “Нет поколения, в котором не было бы Авраама, Ицхака и Якова”. Однако этот человек Творца – рав Ицхак Лурия (Ари), трудился и передал нам знания, умножив их, и превзошел своих предшественников. И если бы умел я говорить, то прославлял бы тот день, когда открылась мудрость его, почти как день дарования Торы Исраэлю.
Нет слов выразить важность его духовной работы для нас, потому как были двери постижения заперты на крепкие замки, а он пришел и открыл их для нас таким образом, что каждый, стремящийся войти внутрь царского дворца не должен, если свят и чист, идти мыться и брить волосы, и одевать чистые одежды, чтобы предстать перед Высшей малхут как подобает.
В 38 лет он превзошел своей мудростью всех предшественников от гениев до масс. И все старцы земли, друзья и ученики Божественного мудреца Рамака, поднялись и предстали пред ним, как ученики перед равом.
И все мудрецы последующих поколений, до наших дней, все без исключения, перестали пользоваться книгами и сочинениями, написанными ранее, будь то каббала Рамака, каббала Первых или каббала Гаонов, и всю свою духовную жизнь посвятили слиянию с его с священной мудростью. И само собой разумеется, что не просто так дается такая абсолютная победа, как мудрость отца в лета ребенка.
Однако, к скорби наших сердец удалось дьявольское действие, и появились упрямцы на пути распространения его мудрости среди святого народа, и постепенно начали завоевывать его. И в основном это из-за того, что слова его записывались на слух, как он ежедневно мудро требовал от своих учеников, которые находились в преклонных годах, и были большими знатоками в постижении Зоар и исправлений к нему. И записываемое ими по большей части основывалось на глубоких вопросах, задаваемых каждым по интересующему его вопросу.
И поэтому не передал он мудрость в пригодном для использования виде, как это было принято ранее. И мы находим в записях, что сам Ари страстно желал навести в этом порядок. Смотри об этом в “статьях Рашби с комментариями “Идра Зута” в “Кратком предисловии” рава Хаима Виталя. И в дополнение ко всему, время обучения у него было очень коротко, потому что школа его просуществовала только около 17 месяцев, как объяснено в [simple_tooltip content=’Врата кругооборотов’]”Шаар а-Гильгулим” [/simple_tooltip](Врата 8 стр.49), потому что прибыл из Египта в Цфат в [simple_tooltip content=’1570 г.’]5331[/simple_tooltip] году, в 37 летнем возрасте в преддверии Песаха, и через год в начале месяца ав умер.
И разъяснено еще в “Шаар а-Гильгулим”, что в момент смерти завещал он раву Хаиму Виталю, чтобы не учил он мудрости других, хотя ему самому было разрешено заниматься тайно. А другим совершенно запретил заниматься ею, и сказал, что не поняли они мудрость правильно. И в этом причина, по которой рав Хаим Виталь не систематизировал записи, а оставил их в беспорядке. И тем более не объяснил связи между темами, чтобы не стало это учебным пособием для других. И потому мы учимся у него большой осторожности обращения с тем, что известно знатокам как сочинения Ари.
А тот порядок, который мы находим в сочинениях Ари, был сделан тремя поколениями, в три разных периода времени, в три приема. Первым из составителей был мудрец рав Цемах, живший в одно время с равом Азулаем. Он умер в 5404 году. К нему в руки попала большая часть сочинений, из которой он составил много книг. Наиболее важная из них – книга “Адам яшар”, в которой он собрал все основные толкования, находившиеся у него. Но часть книг, составленных им, утеряна. Во вступлении к книге “Голос высот” приводит он весь перечень книг.
Вторым составителем является его ученик мудрец рав Паприш, внесший вклад намного больший, чем его рав. В руки рава Паприша попала часть сочинений, которая была у рава Виталя. Из них он составил много книг, наиболее важными из которых являются книги “Древо жизни” и “Плод Древа жизни”, включающие в себя многую мудрость в полном понимании.
Третьим составителем был мудрец рав Виталь сын рава Хаима Виталя, бывшего большим и известным мудрецом. Из наследия своего отца он составил книгу “Восемь Врат”.
Мы видим, что каждый из составителей не имел всех сочинений, что вызывало у них большие трудности при составлении, так как были они совершенно не предназначены для тех, кто не имел истинных познаний в Зоар и Исправлениях, и поэтому мало было число поднимавшихся.
…И вместо этого дана нам любовь Творца, чтобы пришли и удостоились духа Бааль Шем Това, величие и святость которого выше любой мысли и слова. Не видели и не увидят его, кроме тех, кто удостоились воспользоваться его светом, но и то в размере – “каждый согласно тому, что принимает его сердце”.
И это правда, что свет его святой Торы и мудрости основан на единении с методикой Ари. Однако, они не похожи один на другого. И поясню это на примере тонущего в реке, который то всплывает, то исчезает под водой. Иногда появляются лишь волосы головы, и тогда прибегают к ухищрениям, чтобы схватить его за голову и спасти, а иногда появляется и тело, и тогда предпринимаются попытки ухватить его напротив сердца.
Так и человек из народа Исраэля. С тех пор, как стал тонуть в грязных водах изгнания и до сегодняшнего дня, поднимается он в них и опускается. Но не все времена одинаковы. Во времена Ари была видна только голова, и поэтому Ари старался спасти нас, ухватив за голову. А во времена Бааль Шем Това был подъем духа, и потому дано было благословение спасти нас через сердце…
…И все предсказанное в [simple_tooltip content=’Вавилонский талмуд, трактат Сота’]”Масехет Сота”[/simple_tooltip], исполнилось в нас в духовных мирах, и вновь опустился железный занавес и на этот огромный свет Бааль Шем Това, о котором говорили мы, что светит он до нашего полного освобождения. Не верили мудрецы сердец в возможность того, что придет поколение, которое не сможет увидеть его свет. И вот закрылись наши глаза и предали мы добро забвению. Но с моей точки зрения пришло время действовать! А потому решил я открыть ворота света Ари, который подходит и для нашего поколения, а двое лучше, чем один…
Источник: Библиотека МАК
В дополнение рекомендуем: “Наука Каббала и ее суть”, “Общий характер науки каббала”, “Ступени лестницы (избранные статьи). Часть восьмая”, “Рашби, Ари, Бааль Сулам”.