Стручок рожкового дерева с семенами, привезенный мне подругой из Израиля, оказался более чем символичным подарком. Чисто садоводческий интерес присоединился к моему основному, каббалистическому, после того как я узнала об этом дереве чуть больше, чем просто о его ботанических свойствах. Рожковое дерево упоминается в легенде о Рабби Шимоне, авторе книги Зоар.
Но, вначале об особенностях самого дерева.
Оно отличается замечательной чистотой — ни на стволе, ни на ветвях, ни на его листьях нет никаких паразитов. Благодаря этим свойствам, дерево считается священным у многих народов. Произрастает оно на сухой каменистой почве, пуская многочисленные крепкие корни в трещины и расщелины. Период плодоношения может достигать 100 лет.
Иерусалимский Талмуд свидетельствует о том, что рожковое дерево с древних времен использовалось в Земле Израиля. Плодами кормили скот: коров, коз и овец. Изготавливали мед и вино. На листьях вели записи. Из листьев и коры изготавливали дубильные вещества, использовавшиеся для обработки кожи. Из дерева изготавливали мебель, инструмент, скульптуру.
Благодаря целебным свойствам, рожковое дерево широко применялось в медицине. В «Каноне врачебной науки» Абу Али Ибн Сины (Авиценны) описано много рецептов, в состав которых входят плоды рожкового дерева. Рожки использовались как лекарство от внутренних повреждений, ран в полости рта, кашля, проблем с дыханием и, даже, сахарного диабета.
Кроме всего, со времён Древнего Рима семена рожкового дерева (по-латыни Ceratonia siliqua, от греческого keratos) используются как мера веса, именуемая карат (примерно 0,19 грамма).
А легенда гласит, что «однажды пришли к Йосефу Абу Мусе, жившему в друзском селении Пкиин, и спросили: “Не знаешь ли ты, не слыхал ли? Какой смысл в обычае сынов Израиля есть на Ту би-Шват плоды рожкового дерева?” Ответил он: “Слышал я от отца моего предание, идущее от предков наших. Двенадцать лет скрывались Рабби Шимон бар Йохай и сын его Рабби Элиэзар от преследований. Скрывались в пещере, что тут поблизости. И специально для них Всевышний сотворил там источник и рожковое дерево, чтобы питались они от плодов его. И так вот, сидели они и учили Тору дни и ночи напролет, пока не услышали Небесный Голос, возвещавший:
– Дети мои любимые, выйдите из пещеры и идите обучать Торе народ Израиля, потому что рассеян он между народами и забывает там свою Тору.
Встал Рабби Шимон и сказал:
– Владыка мира, известно Тебе, что не ради себя и не ради отца моего восстал я против злодейской имперской власти, но ради Тебя. Клянусь, что не забудется Твое Учение в народе Твоем, ведь Ты Сам обещал, что вечно будем помнить Тору и мы, и потомки наши. Но я другого боюсь: боюсь, что забудут сыны Исраэля о Земле Израильской, ведь едят они пищу чужую и дышат чужим воздухом.
Тотчас вновь раздался Небесный Голос:
– А ты, сын мой, учреди обычай, чтобы из года в год в Ту би-Шват ели сыны Исраэля плоды рожкового дерева. (В иврите слова “херувин” (рожки), “херев” (меч), “хурбан” (разрушение) – однокоренные.) И когда будут есть, то спросят они: “Рожки эти, что мы едим сегодня, что они означают?” И напомнят им, и вспомнят они, что Храм наш разрушен и Страна Израиля в запустении”. И написали они обо всем услышанном Рабби Ханине, а тот установил соответствующий обычай».
Деревня Пкиин по сей день остается одной из главных местных достопримечательностей. Объект паломничества сотен тысяч людей – это могила Рабби Шимона Бар-Йохая (ученика Рабби Акивы), автора книги “Зоар” – главной книги Каббалы. Могила находится рядом с Пкиином, на горе Мирон. А в глубине рощи Пкиина расположена пещера, где Рабби Шимон бар-Йохай и его сын 13 лет скрывались от римлян, питаясь плодами рожкового дерева и водой из источника. А когда они постигли все 125 ступеней духовного возвышения, Рабби Шимон вышел из пещеры с книгой “Зоар” и системой обучения каббале.
Все мироздание, согласно каббале, делится на четыре уровня, называемых мирами. Первый из них, называемый Ацилут, является системой управления Творца. Этот мир осуществляет Замысел творения и управляет тремя низлежащими мирами, внутренней частью которых является человек. Высший из этих трех миров называется миром Творения (Брия), ниже него лежит мир Создания (Ецира), последний мир – мир Действия (Асия), самой нижней ветвью которого является наш мир. В нашем мире, как в оттиске печати, отпечатаны свойства высших миров, которые проявляются в каждом его объекте.
И все плоды Земли Израиля подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих трех миров. Мир Брия наиболее чист, ему соответствуют плоды, у которых все съедобно, в них нет несъедобных частей. К таким плодам относятся, в частности, инжир и плод рожкового дерева – харув. Среднему миру (мир Ецира) соответствуют плоды, у которых основная масса плода съедобна, но внутри есть несъедобная косточка. К ним относятся абрикосы, яблоки, груши и т.п.. И, наконец, нижнему миру (мир Асия) соответствует группа плодов, у которых есть несъедобная кожура или шелуха. К ним относятся, например, орехи, апельсины. (“Плод” Берешит.3:3)
А мое рожковое дерево (на фото рядом с первым изданием Предисловия книги Зоар на русском языке) понемногу растет. И, кто знает…
Вероника Ларина
В статье использованы материалы с сайта Маоф.