Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Наука восприятия (2)

Человек

(на ивр. - Адам) - означает «подобный Творцу» (Эдомэ ле-Элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным

Четвертая стадия

четвертая стадия (распространения света) (на ивр. - бхина далет) - последняя стадия развития сосуда, малхут; самостоятельное, законченное, бесконечное, неограниченное желание насладиться самим Творцом, Его состоянием, Его статусом, вследствие ощущения природы Творца (в третьей стадии)

Этот мир

1) абсолютный эгоизм, который не способен получить свет (наслаждение) в себя, поэтому ощущается нами как пустота (страдание). Это состояние - следствие чувства отрыва от общей души (Адама).
2) вся совокупность ощущений (реакций на внешнее воздействие), поступающих в пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух), создает в нас сугубо субъективную внутреннюю картину, называемую нами «этот мир»

Сфира

(мн. ч. сфирот) - различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений. Всего их 10 - кетэр, хохма, бина, зэир анпин (который состоит, в свою очередь, из хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод), малхут.

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Ради отдачи

(на ивр. - аль менат леашпиа) - намерение (стремление) отдать, насладить Творца. Использование своей природы, своих свойств с целью доставить удовольствие Творцу.

Решимо

(мн.ч решимот) - «духовный ген», «запись» духовной информации. Решимо представляет собой чистую суть, силу, - то, что остается после исчезновения прошлой формы. Это энергия, не облаченная ни в какую внешнюю оболочку.

Решимот

решимот 4/4, 4/3, 3/2, 2/1, 1/0 - каждое предыдущее состояние сосуда (кли), содержащего свет, оставляет после себя два вида решимот (записей, воспоминаний) - решимо от света, который был внутри сосуда, и решимо от экрана (силы сопротивления эгоизму), который у него есть в настоящее время. Эта информация, необходимая для совершения духовного действия, записывается кратко в виде цифр - «4/4» - решимо света: далет (4), решимо экрана: далет (4); «4/3» - решимо света: далет (4), решимо экрана: гимэль (3) и т.д.

Постижение

явное ощущение, осознание источника наслаждения (Дающего) со всеми Его замыслами, планами. Глубина этого осознания зависит от ступени, на которой мы находимся. Основано на понимании первопричин духовной природы.

Неживой

неживой (уровень) (на ивр. - домэм) - имеющий единственное свойство - сохранять свое стационарное состояние: получать и наслаждаться, выполняя те желания, ту программу творения, которая в нем заложена

Место

желание насладиться является «местом», в котором мы ощущаем все наши чувства: радость - горе, сладкое - горькое, любовь - ненависть, злость - радость, другими словами, страдание или наслаждение.

Миры

(на ивр. - олам - от слова алама, «сокрытие») - меры, степени скрытия Творца, всевозможные частичные меры ощущения Творца.
Существует пять миров (уровней сокрытия): Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон (АК)

Малхут

законченное, самостоятельное творение, которое ощущает, что и от кого оно получает. Центральная точка, корень, основа всего творения.

Души

в начале замысла творения была создана единая душа (желание), называемая Адам Ришон (Первый Человек). Она разбилась на 600 тысяч частей. Теперь у каждой отдельной части есть возможность произвести работу по личному исправлению и уподобиться Творцу.

Желание

недостаток наслаждения и стремление к определенному виду наполнения (образу, предположительно несущему наслаждение) образуют желание. Так, например, голод как недостаток наполнения при наличии образа пищи (мысли о пище) формируется в желание поесть.

Желания

ощущение нехватки (недостатка) «света», определяемое как страдание.

Исправление

изменение намерения наслаждаться ради себя на намерение наслаждаться потому, что этого желает Творец (Высшая сила), что приводит к получению, наполнению ради Творца. Вследствие этого творение становится равным Творцу, уподобляется Ему.

Каббалист

ученый, обладающий дополнительным, духовным органом ощущения - «экраном», позволяющим исследовать воздействие Высшего мира на себе.

Гмар тикун

(ивр. - окончательное исправление) - конечное состояние всего мироздания, когда самая низшая точка творения достигает того же состояния, что и самая высшая. Полное исправление своих свойств и, соответственно, полное слияние с Творцом.

Бина

сила отдачи; свойство света, в котором ощущается наслаждение от отдачи, подобия Высшей силе (Творцу). Это наслаждение называется ор хасадим.

Время

это последовательность действий в духовном мире.

Николай Полуденный 

Древо жизниЧасть вторая

Первую часть читайте здесь: Наука восприятия. (Часть первая)

«Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от истинной каббалы…»

Г. В. Лейбниц [1]

«Философские труды»

Реальности в каббале

Как было указано выше, развитие самого Творения с помощью воздействия на него Света (Творца) проходит по четырем стадиям (состояниям). В принципе таких стадий – пять, но каббалисты первую стадию во внимание в этом случае не принимают, считая ее лишь замыслом творения (переходной формой между Творцом и Творением), а не, собственно, развитием Творения. Эта первая стадия считается нулевой (корневой), за которой следуют стадии от первой до четвертой. В последующем, при продолжении развития («разветвлении») Творения «сверху вниз», эти стадии уже получают свои названия:

  • нулевая – Кетер (корона),
  • первая – Хохма (мудрость),
  • вторая – Бина (милосердие, разум),
  • третья – Зеир Анпин (маленькое лицо, Творец, Царь),
  • четвертая – Малхут (царство).

Пять стадий развития творения проецируют десять его состояний – сфирот (в единственном числе – «сфира» — светящийся). Количество «десять» объясняется тем, что третья стадия включает в себя шесть сфирот.

Развитие происходит поступенчато: из каждой предшествующей стадии возникает следующая за ней. Каждая стадия включает в себя свойства предыдущих, а также — зародыш стадии, которая следует за ней. Таким образом, четвертая стадия (Малхут) содержит в себе  свойства всех четырех предыдущих. Именно она является истинным Творением и причиной всех последующих миров, включая наш физический мир.

Пятиступенчатая система развития Творения определяет свойства всех миров и формирует, таким образом, уровни восприятия Творения в его движении к статусу Творца «снизу вверх».

На самом низшем уровне – уровне нашего материального мира мы воспринимаем его (мир) как совокупность «неживой», «растительной», «животной» и «говорящей» (человеческой) форм природы, каждая из которых качественно отличается от предыдущей в своих свойствах. Каббалисты считают, что вся неживая природа по своему качественному уровню соответствует одному растению, вся растительная природа – одному животному и т.д..

Но внутри формы «говорящей», которую, собственно, и составляет человечество, существует потенциал развития (зародыш) следующей формы существования Творения. Эта форма существования определяется как «подобие Творцу» и полностью относится к категории духовности. Подъем человечества к этой форме существования, согласно каббале, является реализацией замысла творения и его целью.

«Говорящая» форма Творения, в отличие от остальных форм природы, развивается по четырем стадиям «снизу вверх». В некоторых каббалистических источниках эти стадии развития людей определяются как «простолюдины», «богачи», «герои» и «мудрецы». Далее, за «мудрецами» следуют каббалисты, которые уже могут «создавать миры».

Прохождение людьми определенных стадий развития определяется видом желаний, удовлетворение которых человеком ощущается как достаточное. К примеру, уровень «простолюдина» определяется уровнем достаточности наполнения таких желаний как пища, кров, секс, семья и связанный с ними уровень безопасности.

На более высоком уровне развития стоят «богачи», ключевыми желаниями которых являются накопление богатства и создание материальных благ с использованием сил и способностей других людей. Причем на первых стадиях этого уровня для «богача» не имеет значения происхождение его богатства: правила таковы, что ради наполнения «сундуков с золотом» можно убить, украсть, солгать и пр., главное, чтобы сундуки были набиты доверху и их было много. На последующих стадиях богатство создается путем эксплуатации других людей и ресурсов остальной части природы по принципу «отдать немного, чтобы получить все» (отдача ради получения).

Следующий уровень составляют люди, основная функция которых – управление социумом («герои»). Ключевым желанием такого уровня развития является удовлетворение человеком чувства собственной значимости (власть, слава). На первых этапах развития в этом уровне удовлетворение чувства собственной значимости достигается частично по правилам действия «богачей» — через подкуп или применение силы. При этом материальные ресурсы не рассматриваются как самоцель, а лишь как средства для достижения желаемого — власти. В последующем проработка этого уровня осуществляется человеком через формирование своего «авторитета» в обществе (желание славы). Это достигается путем создания в глазах социума и поддержания в нем иллюзии о своих позитивных общественных качествах (честности, принципиальности, профессионализма, заботы о людях, природе, мире и пр.).

Уровень «мудрецов» на первом этапе определяют желания, связанные с получением и накоплением знания. Это — зачаток формирования желания получить ответ на вопрос о смысле жизни. Но поиски этого ответа осуществляются привычным способом – с использованием средств материального мира и в нем самом: человек полагает, что ответы на насущные вопросы он  найдет, исследуя законы материального мира (а по сути – собственного желания получать). На данном этапе реализация этого стремления тесно связана с формой работы в предыдущей стадии (жажда славы): человек полагает, что, создавая и поддерживая иллюзию своего авторитета в науке, он достигает действительного знания. Этим можно объяснить такое стремление большей части ученых к званиям, премиям, наградам и прочим отличиям, которые, как они полагают, показывают уровень их мудрости. Особенно приятно для них то, что «герои» спрашивают у них совета и награждают их за мудрость.

Люди достаточно легко исследуют и познают неживую, растительную и животную формы природы нашего материального мира. Но для того, чтобы исследовать и познавать «говорящую» ее форму, человеку в своем развитии нужно подняться, как минимум, на ступень выше.

Видимо поэтому следующая стадия на уровне «мудрецов» характеризуется разочарованием в своей способности исследовать и установить действительную суть мироздания и человека в нем с помощью средств материального мира. Это определяет возникновение убеждения, что искать нужно не в физическом мире с помощью пяти природных органов чувств, пусть даже и усиленных современными приборами. Местом поиска оказывается сам человек, его желания, эмоции и сознание, т.е. само состояние «быть» или бытие.

Формирование восприятия реальности в человеке, в том числе, – и реальности этого материального мира, зависит от уровня развития желания в человеке. Поэтому все сказанное выше относится и к историческим аспектам существования человечества. Сложно себе представить, чтобы человек, живущий в пятнадцатом веке, мог иметь способности воспринимать мир человека двадцать первого века.  Со своей стороны, человек двадцать первого века с легкостью воспринимает историю человечества (хоть это и самая великая иллюзия), поскольку вся она находится в его матрице (в каббале — «решимот», — записи программных состояний) в свернутом виде, как пройденные уровни развития. Поэтому каббалисты утверждают, что каждое следующее поколение является более развитым, чем предыдущее и, в тоже время более эгоистичным, т.е. имеет более сильное желание получать ради себя.

«Идея о человеке как микрокосме, столь многократно высказывавшаяся в философской и мистической литературе старого и нового времени, нигде не получает столь углубленного истолкования как в каббале».

С. Н. Булгаков [2] «Свет Невечерний»

Все миры, считают каббалисты, находятся в человеке, но они скрыты. Слово «мир», на иврите – «олам», происходит от слова «олама» — скрытие. Творец осуществил скрытие Себя через систему фильтров (миров) для создания человеку места самообучения путем реализации его свободы воли. В противном случае люди не могли бы выйти из животного уровня.

Таким местом самообучения человека является наш физический мир. Согласно каббалистическим источникам, этот мир не является действительностью. Это иллюзорная реальность, существующая только для того, чтобы развить в человеке желание получать в достаточной мере до уровня, когда человек будет готов управлять им и высшими мирами по образу Творца (ради отдачи).

Материальный мир является проекцией духовных миров, которая формируется в нашем сознании с помощью пяти точек входа информации – наших пяти органов чувств. Сигналы от них рисуют в нашем сознании картину материального мира, на которую накладываются наши опыт, знания и информация от постоянно обновляющегося воздействия духовных информационных записей («решимо»).

Понимание этого обстоятельства, а также – постоянное формирование и поддержание в себе намерения осуществления любого действия «ради отдачи» (для другого человека, ради Творца), а не «ради получения» (ради себя) в каббалистической практике приводит ученика к изменению восприятия реальности с иллюзорной на подлинную. В конечном итоге он должен осознать, что его мир един и все, что в нем находится — это лишь части его души, искусственно отделенные в его сознании от его собственного «я» при первом «разбиении». Такое осознание приводит его к способности самостоятельно работать с собой в направлении полного и окончательного исправления (объединения дуального восприятия реальности в целостное ее постижение).

Изменением времени в каббале считается переход от причины к следствию, изменением места (формированием нового духовного пространства) – изменение свойств духовного объекта.

Полное исправление подобным образом всего человечества («гмар тикун»), считают каббалисты, должно привести к исчезновению  из восприятия  людей материального мира («свертыванию» его в осознании до состояния познанной формулы), и к переходу человечества на качественно новый уровень существования – уровень подобия Творцу.

 

 


[1] Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716) – выдающийся немецкий философ, физик, математик, историк и дипломат; один из самых универсальных и плодотворных ученых XVII в.. Лейбниц ввел термин «функция», разработал дифференциальные и интегральные исчисления, а также двоичную систему счисления, на которой основана современная область электроники и компьютеров.
[2] Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944 гг.) – русский философ и богослов.

Третью часть читайте здесь: Наука восприятия. (Часть третья)

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>