Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Работа в сердце. Часть первая

Молитва 1
Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Наполнение

человек создан как чувствующий элемент («кли», «сосуд») с желанием наслаждаться. Наполнением называются переживания, впечатления от раскрывающейся действительности в нашем желании наслаждаться.

Молитва

выяснение, проверка незаполненных (неисправленных) желаний.

Намерение

расчет, мотивация творения по отношению к получаемому свету (наслаждению)

МАН

(сокр. от «мэй нуквин») - просьба низшего парцуфа к высшему о возможности получить ор хохма. Истинное, глубокое желание исправиться и приблизиться к Творцу.

Исправление

изменение намерения наслаждаться ради себя на намерение наслаждаться потому, что этого желает Творец (Высшая сила), что приводит к получению, наполнению ради Творца. Вследствие этого творение становится равным Творцу, уподобляется Ему.

Бааль Сулам

Йегуда Ашлаг (1885-1954) основоположник современной науки каббала. Основной труд - «Учение Десяти Сфирот». Имя «Бааль Сулам» получил после выхода в свет комментария на «Книгу Зоар» под названием «Сулам» («лестница» - ивр.). Автор комментария на сочинения АРИ.

Ацилут

Ацилут - мир полного ощущения Творца и слияния с Ним.

От редакции. Любое живое существо  молится постоянно, — каждое неудовлетворенное желание творения всегда обращено к Источнику всего сущего и определяется как требование об удовлетворении недостатка. Однако это требование не является осознанным: осознается лишь сама потребность, а не Источник, из которого она исходит, и в котором в действительности находится наполнение этой самой потребности.
Один из великих каббалистов, — раби Нахман из Бреслава, — писал, что единственным отличием человека от животного является способность человека вознести осознанную молитву к Творцу.  «Осознанную» — означает выясненную, проверенную, необходимую и совершенную.
Вопросы о том, что же такое каббалистическая молитва и какова технология ее совершения, в последнее время начали возникать все чаще. Вначале мы публиковали избранные первоисточники, освещающие эту тему. Но потом появилась мысль собрать наиболее важные принципы из них в отдельную публикацию и добавить в это обозрение собственный небольшой опыт.
Предлагаемая к прочтению статья подготовлена редакционной коллегией сайта.

«То, что человек ощущает в своем сердце, а не то, что просто выходит из его рта, — и называется его молитвой: ощущение, что не в состоянии переделать себя сам. Потому, что все желания исходят свыше, как сказано: молитва это работа в сердце. То есть, то, что чувствует сердце, ощущение недостатка того, чего он желает, — этим измеряется его молитва.» Рабаш, статья 20, 1990 г. «Полшекеля в духовной работе»

Основы молитвы

Изучение каббалистических первоисточников и все практические занятия человека в рамках этого изучения называются стадией подготовки. Эта стадия, — Маасэ берешит (Начальное действие), — предназначена для того, чтобы человек действительно пожелал раскрыть Творца, устремившись к установлению свойства отдачи также и в себе. На этой стадии происходит формирование корней истинной потребности к духовному и наращивание силы такого желания. Затем приходит время включиться в Действие устроения (Маасе меркава). То есть самому начинать практически познавать действия Творца и участвовать в них. Этот процесс называется молитвой, или обращением к Творцу с просьбой и благодарностью, — подъемом МАН. Он приходит как результат учебы и множества внутренних выяснений.

Молитва — это наше истинное, выверенное желание, в ответ на которое приходит свет, — ощущение Творца и величия связи с Ним, постижение, наслаждение. Именно на вынашивание этого совершенного желания уходит основное время подготовки. Может потребоваться много лет только для того, чтобы достичь потребности в настоящем МАНе и еще столько же, чтобы довести его до совершенного уровня.

Главное при формировании молитвы человека — его собственная осознанная потребность в ней. Если это просто согласие с некими правильными словами и формулировками, — это не будет молитвой.

Второе, и не менее важное условие в каббалистической молитве, — намерение («заповедь без намерения — как тело без души»). Это означает: в каждый момент своей жизни человек должен осознавать и принимать действие высшей силы, формирующей его реальность вокруг и внутри него, и быть в устремлении к слиянию с ней.

Не стоит использовать просто механические действия, лишенные духа, света жизни. Просто читать красивые молитвенные тексты из Торы или других источников, надеясь, что все, что в них написано, обязательно исполнится, — глубокое заблуждение. Поскольку в таком действии нет стадии «пробуждения снизу», — отсутствует потребность, намерение и, соответственно, — внутренняя работа человека. Использовать тексты молитв, созданных другими людьми имеет смысл только в том случае, если слова просьб, благодарности и восхваления, заложенные в них, ощущаются внутри как собственные.

Молитва выражается в виде просьбы и/или в виде благодарности. Обращение к Творцу в виде утверждения возможно лишь в благословении. Если такое обращение формулируется в рамках просьбы, это может указывать на внутреннюю гордыню, утверждение собственной власти, а не устремление к единственности Творца. Поэтому тексты подобных молитв скорее относятся к самовнушению, чем к каббалистической молитве, и очень ограничены в своей эффективности с точки зрения цели исправления.

Просить надо только того, в чем имеется неотложная, острая необходимость, и того, что выяснено человеком внутри себя как желание, направленное к его собственному исправлению.

И все же, желательно начинать «работу в сердце» (каббалистический синоним молитвы) с выстраивания собственных молитвенных формул. Собственные молитвы можно разделить на молитвы «разового применения» и «относительно постоянного применения».

Формы молитвы

Благословение (проявление благодарности) как самостоятельную форму молитвы поднимают перед получением любого наслаждения и/или сразу после него. Восхваление является частной формой благословения.

Молитва «разового применения» состоит из благословения, самой молитвы, завершающего благословения. Или, совсем кратко, — молитвы и благословения.

Молитва «относительно постоянного применения». В названии этого вида молитвы использовано слово «относительно», поскольку формулировки молитв, с которыми человек работает постоянно, рекомендуется изменять в зависимости от потребностей, выясненности желаний, состояния связи с Творцом и пр. У каббалистов из Коцка, например, существовало мнение, что если сегодня человек поднимал такую же молитву, как и вчера, — то он «хуже грешника». Это, конечно, очень жесткое требование к скорости развития духовного уровня для человека, только начавшего свой путь к Творцу, но прислушиваться к такой рекомендации желательно.

Такая молитва состоит, как правило, из пяти стадий:
1) благословение;
2) «жертвоприношение» (молитва, предваряющая молитву);
3) собственно сама молитва (основная молитва);
4) завершающее «жертвоприношение»;
5) завершающее благословение.

1. Благословение

Благословение является необходимым и предваряет молитву по нескольким причинам.

Первая причина — укрепление веры в величие Творца, в истинность постулатов «Нет никого, кроме Него», «Он добр и творит добро плохим и хорошим», «Только он действует и будет действовать впредь». Ведь, как пишет Рабаш, чего-либо попросить у кого-то можно только тогда, когда просящий уверен, что просимое у дающего есть, он добр и поэтому обязательно выполнит просьбу.

Вторая причина благословения – сформировать устремление к единению с Творцом, настроившись внутри себя на убеждение, что предстоящее действие молитвы уже изначально записано в мире Ацилут. И это — мысль Творца, которая пришла к человеку как пробуждение свыше. Это зов Его, и сам по себе Его призыв уже большой подарок, ответом на который является искренняя благодарность молящегося. Об этом Бааль Сулам и Рабаш пишут во многих местах, — см. например: Бааль Сулам, Шамати, ст. 241, письма 52, 54; Рабаш, ст. 18 1986г., ст. 28, 1990г., и др.

Третья причина не менее значима. Поскольку состояние благословения – это форма (свойство) правой линии, в ней человеку проще ощутить единение с Творцом, чем в молитве. Поэтому очень важно в этой стадии стараться почувствовать хотя бы отблеск этого единства.

И, наконец, самое важное: это — стадия установления в сердце и разуме человека восприятия абсолютного единства Творца и всего сотворенного (Творца и Шхины Его), — см. например, Зоар, глава Экев, п.п.1-16 и Обозрение Сулам.

Все перечисленные факторы требуют безупречного намерения и сильной концентрации мысли. Однако если сразу сформировать такие состояния не удается, — не беда. Важны усилие и настойчивость.

По сути своей, благословение – это концентрация веры. Это отправная точка по установлению контакта с Творцом, ибо относится к состоянию правой линии.

Действие благословения на начальных этапах работы в сердце совершается в скрытии, поэтому оно эффективно помогает выстроить правильную просьбу к исправлению в ощущениях трепета и любви к Дающему. В конце концов оно формирует в человеке основу для устойчивой связи со Всевышним. И постепенно, по мере формирования такой связи, происходит снятие скрытия.

2. «Жертвоприношение»

Это молитва, предваряющая молитву, или просьба о возможности поднять МАН и получить ответ, — действие, которое связано с настройкой человеком своей способности ответить на призыв Творца.
В первую очередь, необходимо отстранение от собственного желания получить, от желания воспринять действие молитвы только лишь как собственное.

Если настройка правильна, то человек на самом деле ощущает свою ничтожность и низость перед великим и всемогущим Творцом. И это иногда приводит к отказу от молитвы. Однако такой отказ неправилен, ведь человек тогда из правой линии не переходит в левую, и, следовательно, не достигает средней, — истинной связи с Дающим. Ведь Творец желает дать, и поэтому создал творение, которое обязано получить. Исходя из этого закона, здесь необходимо использовать каббалистическую рекомендацию «Если не я себе, то кто – мне?» (Гилель). То есть: раз я слышу призыв и чувствую порыв к выполнению высшего желания, то я обязан попробовать совершить это действие, независимо от результата.

Самонастройка лежит в области согласия человека принять на себя:
— бремя власти небес, — быть «бык под ярмом и как осел под поклажей», — условие духовного существования в мире Асия;
— высшее служение в трепете, любви, согласии и радости, — условие духовного существования в мирах Ецира и Брия;
— полного самоустранения (переход от «я» к «ничто», изменение состояния «ани» в состояние «эйн») и устремления к слиянию в божественном Единстве.

Поскольку стадия «жертвоприношения» символизирует также возвращение к Творцу, можно, — а чаще всего нужно, — поднимать МАН о собственном очищении и исправлении. Это могут быть просьбы об исправлении собственных свойств и качеств, мешающих человеку в устремлении к Творцу и слиянию с ним, препятствующих принятию человеком на себя бремени власти небес и высшего служения, ограничивающих его в действиях самоустранения, сопротивления получению ради себя, и т.п. Это могут быть и просьбы о наделении его силой сопротивления собственному эгоизму, способностью не думать о себе, об установлении в нем свойств понимания, милосердия, терпения, раскрытии путей Творца и пр.

Любые просьбы об исправлении и наполнении в обязательном порядке должны быть полностью охвачены только одним намерением: собственное исправление для достижения цели творения, т.е. для обретения возможности действовать во имя Творца и доставлять Ему наслаждение. Одновременно с этим необходимо стараться удерживать в намерении восприятие абсолютного единства Творца и всего сотворенного (Творца и Шхины Его)

Желательно, чтобы молитва была относительно короткой, при этом яркой, цельной, выверенной и очень насыщенной внутренней энергией желания. Это условие относится также к основной молитве («телу» молитвы) и завершающему «жертвоприношению».

3. Основная молитва («тело» молитвы)

Это сама просьба, вопрос или недостаток, которые должны быть разрешены (наполнены) Творцом.

Молящийся сам определяет для себя нужные слова. В святых книгах есть множество словесных «кирпичиков» и «блоков» (словосочетаний), использование которых при построении тела молитвы существенно облегчает ее формулирование. Но лучше, все-таки, создавать собственные формулировки, поскольку такая работа выверяет потребность, отсекает лишнее и позволяет до определенной степени проконтролировать отрешенность от собственного эго (желания получить для себя).

Как правило, «тело» молитвы должно быть направлено на работу с потребностями окружающих людей и всего человечества в целом. Работа может вестись в «окружностях», — сначала просьбы о потребностях наиболее близкого круга людей, затем – более обширного круга товарищей, потом – всего человечества.

Можно поднимать МАН и о потребностях отдельного человека. В этом случае более эффективной будет групповая молитва. Только необходимо предварительно выяснить в группе и согласовать «тело» молитвы.

Если же темой основной молитвы является потребность самого молящегося и/или его соратников по духовному пути, можно перенести в нее действия, описанные выше в пункте втором, и касающиеся вопросов возвращения к Творцу. Тогда в молитве, предваряющей молитву подобные просьбы, естественно, излишни.

Сказанное выше в двух последних абзацах пункта второго в полной мере относится и к намерению человека при подъеме основного МАН. И удержание этого намерения является главным на протяжении всей молитвы: пусть даже мысли будут путаться, а слова – забываться, намерение нужно постараться держать всеми силами.

Читать далее…

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>