Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Судьба души. Часть вторая

77282644
Человек

(на ивр. - Адам) - означает «подобный Творцу» (Эдомэ ле-Элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным

Сфира

(мн. ч. сфирот) - различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений. Всего их 10 - кетэр, хохма, бина, зэир анпин (который состоит, в свою очередь, из хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод), малхут.

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Свет

1) воздействие Творца, ощущаемое как наслаждение, желание насладить
2) передача информации, чувств, наслаждений (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.д., или светом мысли, осмысления, постижения)
3) сила, творящая, исправляющая и наполняющая творение; источник наслаждения

Первое сокращение

(на ивр. - цимцум алеф) - решение никогда более не наслаждаться светом ради себя

Нуква

малхут мира Ацилут, от слова «нэкев» - отверстие для прохождения света. Малхут мира Ацилут - сумма всех творений, всех человеческих душ.

НАРАН

ор нэфеш, ор руах, ор нэшама. Нэшама - самый большой свет, который творение может раскрыть до гмар тикун, поэтому сам сосуд называется «нэшама» («душа»)

Нисходит

нисходит = порождается = является следствием.

Катнут

(ивр. - малое состояние) - состояние парцуфа, не использующего рош (голову), то есть в нем есть сфирот от хэсэд до малхут, а у большого парцуфа, в дополнение к малому, есть еще кетэр, хохма, бина, то есть рош или большое состояние (гадлут).

Келим

(ивр.- сосуды, мн.ч. от кли) - составные части кли = желания = инструменты восприятия, которые появляются в результате полученного опыта.

Кли

(ивр. - сосуд) - желание получать в творении. Эгоистические желания и стремления не называются кли. Кли - это исправленные, пригодные для получения света желания, то есть обладающие экраном (силой сопротивления эгоизму), обращающим эгоизм в альтруизм.

Малхут

законченное, самостоятельное творение, которое ощущает, что и от кого оно получает. Центральная точка, корень, основа всего творения.

Души

в начале замысла творения была создана единая душа (желание), называемая Адам Ришон (Первый Человек). Она разбилась на 600 тысяч частей. Теперь у каждой отдельной части есть возможность произвести работу по личному исправлению и уподобиться Творцу.

Има

(ивр. - мать) - парцуф Бина в мире Ацилут.

Исправление

изменение намерения наслаждаться ради себя на намерение наслаждаться потому, что этого желает Творец (Высшая сила), что приводит к получению, наполнению ради Творца. Вследствие этого творение становится равным Творцу, уподобляется Ему.

Древо познания добра и зла

сфирот зэир анпин (исправленные желания) и точка малхут (эгоистические неисправленные желания). «Есть плоды» этого «дерева» и получать наслаждение познания можно только тогда, когда желания малхут будут исправлены.

Душа

Душа - «Я», ощущаемое каждым человеком, делящееся на наше тело, силу, его оживляющую («животную» душу), и силу влечения к духовному («духовную» душу), отсутствующую практически в духовно неразвитом человеке. Развитие души означает постепенное появление в человеке ощущения духовных сил, воздействующих на него, новых альтруистических желаний, появление минимального ощущения Высшей управляющей силы (Творца).

Бина

сила отдачи; свойство света, в котором ощущается наслаждение от отдачи, подобия Высшей силе (Творцу). Это наслаждение называется ор хасадим.

Время

это последовательность действий в духовном мире.

Гадлут

(ивр. - большое состояние) - состояние парцуфа, имеющего экран - силу противодействия своей эгоистической природе, возможность не только не получать для себя, но и получать ради отдачи. В таком случае парцуф наполняет все свои желания - все 10 сфирот - ор хасадим и ор хохма.

Предыдущий отрывок читайте здесь.

Зоар с комментарием Сулам. Глава Ваешев
(извлечение)

Перевод: Гади Каплан

Но к завесе нельзя ему подходить

37) Заговорил рабби Шимон: «»Но к завесе нельзя ему подходить, и к жертвеннику нельзя ему приближаться, ибо увечен он; не должен он бесчестить святынь Моих, ибо Я – Творец, освящающий их»[1]. В час, когда река, берущая начало и текущая из Эдена, т.е. Есод, выводит все эти души к Нукве, и Нуква становится беременной ими, – все они находятся внутри нее, комната внутри комнаты, стены которой покрыты бумажными обоями или коврами».

Объяснение. Каждая сфира Нуквы состоит из трех келим, называемых «внешнее», «среднее» и «внутреннее». Внешнее кли относится к ее собственному свойству. Среднее кли – это свойство Зеир Анпина в ней. Внутреннее кли – свойство Бины в ней. И каждый свет принимается в соответствующее ему кли.

И это означает сказанное: «Все они находятся внутри нее, комната внутри комнаты, стены которой покрыты бумажными обоями или коврами», – т.е. три кли, одно внутри другого. И поскольку души – это света от Бины, Нуква получает их в свое внутреннее кли, т.е. в свойство Бины. А то, что Зоар называет средним кли, – это облачение из ковров или бумажных обоев на стенах дома. Однако это не дом, так как название «дом» относится только к Нукве. И потому внешнее кли, происходящее от самой Нуквы, и внутреннее кли, происходящее от Бины, – оба они свойство некева, и называются комнатами. Но среднее кли, происходящее от Зеир Анпина, – это облачение, а не дом, и поэтому называется покрытием.

38) «Когда луна становится ущербной из-за свойства «змей зла», все души, выходящие в это время, хотя все они чисты и все святы, но поскольку вышли в час ущерба, то все места, т.е. тела, к которым приходят души, все становятся разбитыми и ущербными от многих горестей и многих страданий. Это те, кого Творец желает и любит, после того как разбились, хотя эти души пребывают в печали, а не в радости».

Пояснение сказанного. Есть два вида ущерба в луне, т.е. Нукве:

  1. Когда она во власти левой линии, и это свойство «тьма Имы»;
  2. Ущерб от свойства «змей зла», который был вызван грехом Древа познания, как сказано: «А если не удостоился – то становится злом»[2]. Тогда раскрывается в Нукве свойство суда от первого сокращения, и недостойна она получать свет[3].

Поэтому уточняет рабби Шимон: «Когда луна становится ущербной из-за свойства «змей зла»», – т.е. это ущерб в свойстве самой Нуквы, поскольку раскрылось через змея зла в грехе Древа познания, что она недостойна получения света.

Этот ущерб вовсе не касается душ в ней, так как души происходят от Бины, на которую не было никакого сокращения. И, вместе с тем, они тоже стали ущербны вместе с Нуквой. И поэтому сказано: «Все души, выходящие в это время, хотя все они чисты и все святы», – потому что ущерб этот затрагивает одну лишь Нукву, а не души, приходящие к ней от Бины, но вместе с тем, «поскольку вышли в час ущерба, то все места, т.е. тела, к которым приходят души, все становятся разбитыми и ущербными» – из-за того, что находятся в Нукве, стали ущербны эти души вместе с ней, как будто являются частью Нуквы. И потому, когда они приходят потом и облачаются в тело человека, хотя он и праведник, тело его получает ущерб из-за души, которая облачилась в него.

Но это требует разъяснения: как можно сказать, что душа делает тело ущербным? А дело в том, что это – особое исправление для праведника, когда благодаря этому исправлению становится тело праведника готовым получить большой свет этой души. И это исправление начинается с Бины, и о нем сказано: «Мать одалживает свои одежды дочери», так как Бина увидела, что Нуква недостойна получить мохин, и тогда она подняла к себе Нукву и уменьшилась из-за нее до ВАК без рош, т.е. осталась с буквами МИ (מי), а буквы ЭЛЕ (אלה) опустила к Нукве. И поскольку Нуква получила катнут Бины – стала пригодна к тому, чтобы затем получить и ее гадлут.[4]

И это смысл сказанного: «И река вытекает из Эдена, чтобы орошать сад»[5]. Ибо Эден – это Хохма, река – это Бина, а сад – это Малхут. И говорится, что потому и вышла река, т.е. Бина, «из Эдена», т.е. Хохмы, и сократилась до ВАК без рош, «чтобы орошать сад», – т.е. давать мохин Нукве, поскольку благодаря этому выходу Бина дала катнут Нукве. А получив ее катнут, она уже достойна получить и ее гадлут.

Поэтому рабби Шимон начинает эту статью словами[6]: «В час, когда река, берущая начало и текущая из Эдена выводит все эти души, и Нуква становится беременной ими», – так как это подготавливает Нукву к получению катнут де-Има, что называется «ибур (зарождение)». И с помощью этого она может получить также и гадлут. И таким же путем, после того как восполнилась Нуква и хочет дать души людям, тело которых нисходит от Нуквы до ее исправления, и они недостойны принять свет души, тогда она снова уменьшается до ВАК без рош. И это ущерб, (причиненный ей) змеем зла, в результате чего становятся ущербными также и души в ней. И эти поврежденные души она дает людям, чтобы тело их получило ущерб и катнут душ.

И тогда тела становятся готовыми получить также и свет гадлута душ. Таким образом, ущерб, который души наносят телам, предназначен для исправления тела, чтобы подготовить его к получению света гадлут.

Поэтому сказано: «Это те, кого Творец желает и любит, после того как разбились», – после того, как тело разбито в результате ущерба и катнута души, и стало вследствие этого кли для получения также и гадлута души, они становятся желанны Творцу. Однако, прежде чем тело разбито из-за ущерба души, Творец не желает их, поскольку оно недостойно принять свет души, так как исходит от Нуквы до ее исправления, и первое сокращение пребывает над ними.

39) «И дело в том, что они пребывают в том же виде, как наверху», – в Нукве, — «тело стало ущербным, и внутри него – душа, так же, как и в Нукве», – как в ущербной Нукве пребывает душа, так же и здесь пребывает душа в ущербном теле. «И они похожи друг на друга». Поэтому они должны обновляться в новолуние, и о них сказано: «И будет: в каждое новомесячье и в каждую субботу будет являться всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной, – сказал Творец»[7]. «Всякая плоть» – конечно, потому что они обновятся полностью и должны обновляться в новолуние.

Объяснение. После того как их тела получили ущерб и катнут души, они уже достойны принять света гадлута, воздействие которых происходит в новомесячье и субботу, и это свет хая. Известно, что в парцуфе есть пять келим, называющиеся моха-ацамот-гидим-басар-ор (мозг-кости-сухожилия-плоть-кожа), и это – КАХАБ ТУМ. И пока не будет в парцуфе кли де-басар, он недостоин света хая.[8] И поэтому сказано: «»Всякая плоть» – конечно, потому что они обновятся полностью», – так как кли де-басар целиком предназначено для привлечения света хая, нисходящего в новомесячье и субботу. В отличие от этого, келим моха-ацамот-гидим получают только часть этого света, так как предназначены, в основном, для трех светов НАРАН (нефеш-руах-нешама).

40) «И эти праведники всегда в соединении с луной» – Нуквой, и «ущербны этим ее ущербом», – т.е. ущербом из-за катнута Бины, вследствие чего она (Нуква) становится достойной света гадлута Бины. «И потому она всегда пребывает в них и не покидает их, как сказано: «Но с тем (Я), кто сокрушен и смирен духом»[9], и сказано: «Близок Творец к сокрушенным сердцем»[10], — к тем, кто терпел вместе с луной этот ущерб», – из-за катнута Бины. «Они близки к ней всегда», – так как удостаиваются, в силу этого, получить также и гадлут Бины. «И потому сказано: «Оживлять сердце сокрушенных»41 – той жизнью, что приходит к Нукве для обновления», – т.е. светом хая. «И будет их уделом, ибо те, кто страдал с ней, обновятся с ней», – так как в силу того, что получили катнут, они получают также и гадлут.

41) «И они», – эти лишения, выстраданные праведниками из-за катнута Бины, — «называются страданиями любви, так как от любви они, а не из-за самого человека». «От любви они потому, что стал ущербным свет малой любви», – т.е. Нуквы, во время получения ею от катнута Бины, «которая была отвергнута из-за большой любви», – т.е. Бины в ее гадлуте. «И потому эти праведники – товарищи и соратники ее» – в ее ущербности. «Счастлив удел их в этом мире и в мире будущем» – поскольку они удостоились быть товарищами ее. И о них сказано: «Ради братьев моих и ближних моих прошу мира тебе»[11].

[1] Тора, Ваикра, 21:22-23. «Хлеб Всесильного своего из святая святых и из святого может он есть. Но к завесе нельзя ему подходить, и к жертвеннику нельзя ему приближаться, ибо увечен он; не должен он бесчестить святынь Моих, ибо Я – Творец, освящающий их».
[2] См. «Предисловие книги Зоар», п. 123, «Малхут – это Древо познания добра и зла, если удостоился человек – стало добром, а если не удостоился – то злом».
[3] См. «Предисловие книги Зоар», п. 123.
[4] См. «Предисловие книги Зоар», п. 17, со слов: «И это означает: «Мать (има) одалживает свои одежды дочери и венчает ее своими украшениями»…».
[5] Тора, Берешит, 2:10.
[6] См. выше, п. 37.
[7] Пророки, Йешаяу, 66:23. «И будет: в каждое новомесячье и в каждую субботу будет являться всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной, – сказал Творец».
[8] См. Зоар, главу Ноах, п. 130, со слов: «Известно, что пять келим КАХАБ ТУМ называются «мозг-кости-сухожилия-плоть-кожа»…».
[9] Пророки, Йешаяу, 57:15. «Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой – имя Его: (в месте) высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».
[10] Писания, Псалмы, 34:19. «Близок Творец к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает».
[11] Писания, Псалмы, 122:8. «Ради братьев моих и ближних моих прошу мира тебе».

В дополнение рекомендуем опубликованные ранее материалы: «Зоар: «Преимущество мудрости перед глупостью», «Любопытные фрагменты книги Зоар», «Фрагменты передачи «Сила книги Зоар». Скачать опубликованные главы Зоар можно здесь.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>