Вопрос: Как относится каббала к понятию «дао»? Имеет ли это учение целью освобождение от дуальностей?
(Илья, г.Заводоуковск, Россия)
Ответ: Каббала говорит о том, что дуальность дана человеку как способ познания. У человека нет возможности что либо ощутить, или выяснить без сравнения. Глаза видят различия в отраженном света как дуальность света и тьмы, руки ощущают разницу до и после касания. Все вокруг нас состоит из дуальностей. Но человек обладает особым свойством. В потенциале он может сам объединять дуальности. Наше отношение к окружающему миру определяется дуальностями в категориях добра и зла, возвышенного и ничтожного, справедливого и нет и т.п.. Любое наше отношение к миру сравнивается с ответным отношением мира к самому человеку. На первом этапе человек пытается познать мир вокруг себя, выстраивая к нему такое отношение, которое для него было бы самым желаемым. То есть, – чтобы мир максимально насладил бы его самого. Или, другими словами, человек хочет видеть мир в котором он мог бы жить счастливо. И со временем понимает, что другие люди не хотят такой мир, какой хочет он. Проходя тропами убеждения, споров и отчаяния, постепенно человек выясняет относительность всех этих категорий. Эта относительность берет свое начало в различии отношений каждого человека к миру “вокруг него”. Конечно возникает вопрос “Откуда берется разница отношений, если все без исключения хотят быть счастливыми?”. Для более глубокого понимания Вам было бы полезно ближе познакомится с каббалой. Так, или иначе, важно понимать, что суть лежит не в том, чтобы освободится от дуальности, а в том, что бы изменить свое отношение к миру, который тебя окружает. Если это происходит, познанная дуальность объединяется в единое восприятие и уходят противоречия. Это ощущается как освобождение и, внутренне интуитивно, подтверждается как истина. В каббале такое движение называется путем “средней линии” Это и есть дао.
Сергей Каунов, Киев