Учение десяти сфирот, первая часть (4)

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

Внутреннее созерцание

Часть 4. Третью часть читайте здесь.

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СИСТЕМЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СИЛ

После сокращения и появления экрана над желанием получать это желание отменяется, отделяется от свойств Высшей силы и прекращает быть кли для получения. Теперь вместо желания получать функцию кли для получения выполняет отраженный свет, а кли желания получать выходит из системы положительных сил и переходит в систему отрицательных сил.

В этом состоит все отличие положительных миров АБЕА (Ацилут, Брия, Ецира, Асия), системы положительных сил, от отрицательных миров АБЕА, системы отрицательных сил. Ведь кли для получения в АБЕА положительных сил – это отраженный свет, исправленный до совпадения по свойствам с Высшей силой, а АБЕА отрицательных сил пользуются желанием получать, которое сокращено в форме, противоположной миру Бесконечности. Этим они отделены от света.

ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СИЛ

Человек питается от системы отрицательных сил и потому пользуется желанием получать.

Корень всех неисправленностей находится изначально в замысле творения насладить сотворенных. В результате развития пяти парцуфим мира Адам Кадмон и раскрытия системы отрицательных сил в мирах АБЕА, противоположной и параллельной системе положительных сил в мирах АБЕА, рождается отрицательное (эгоистическое) материальное тело, питающееся от системы отрицательных сил.

Система отрицательных сил, характеризующаяся своим эгоистическим желанием, противоположна Высшей силе, которая представляет собой только желание отдавать и наслаждать. Эгоистические желания называются мертвыми, поскольку вследствие противоположности их свойств Высшей силе являются отсеченными от нее и лишенными света жизни.

Поэтому тело, питающееся от эгоистической системы, представляющее собой только желание получать, а не отдавать, является отсеченным от света, и его желание постоянно готово целиком поглотить весь мир. Поэтому, даже если кажется, что люди делают положительные действия отдачи, в их замысле они преследуют только собственную выгоду с намерением ради себя.

И только вследствие занятия каббалой с намерением достичь свойства истинной отдачи, подобия Высшей силе, доставить ей такое же наслаждение, какое она желает доставить нам, изучающий каббалу исправляет свое намерение с «ради себя» на «ради Высшей силы». Человек при этом обращает свой сосуд из получающего в отдающий, и это называется «очищением тела». В результате такого изменения в себе, человек приходит к подобию свойств с Высшей силой и к слиянию с ней. Обретение человеком формы желания отдачи является целью всего творения.

ВСЕ ТВОРЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНО В МИРЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ

Все творение, то есть, все вновь созданное Высшей силой, создано из ничего, то есть, не имело до своего появления никакого корня. Это обновление относится только к желанию насладиться в каждом творении, кроме него не создано ничего. Ведь наполнение, свет исходит из самой Высшей силы, в нем нет ничего нового.

Все творение заключено в мире Бесконечности и нисходит из уже существующего, и только желание получать является вновь созданным и происходит из ничего. Все новое или обновляемое, появляющееся в мире, происходит только по причине изменения желания, сосуда.

ЖЕЛАНИЕ НАСЛАДИТЬСЯ – ЕДИНСТВЕННОЕ ТВОРЕНИЕ

Однако изменение свойства в виде желания получать обязательно должно было быть создано в творениях, ведь иначе они не смогли бы выйти из Высшей силы и стать самостоятельным творением.

Желание наслаждаться – главное качество всего творения. Замысел творения является его причиной, оно является мерой количества наслаждения и поэтому называется местом. Приводя низших получающих к отделению от Высшей силы, оно нисходит до свойства смерти.

СТРЕМЛЕНИЕ ВЕТВИ К КОРНЮ

Поскольку природа ветви, следствия совпадает с ее корнем, то все свойства, присущие корню, ощущаются в ветви как хорошие, она желает их и стремится к ним. И наоборот, от всех свойств, отсутствующих в корне, ветвь отдаляется, не может их терпеть, ненавидит их. Этот закон действует в каждом корне и его ветви. Поскольку Высшая сила является корнем всех творений, то все имеющееся в ней и нисходящее к нам от нее прямым образом нравится нам. Все наши свойства, которые отсутствуют в Высшей силе, не исходят напрямую от нее и противоположны ее природе, вызывают в нас страдание.

ИСТОЧНИК ВСЕХ НАСЛАЖДЕНИЙ И СТРАДАНИЙ В МИРЕ

Мы любим покой и ненавидим движение настолько, что не делаем никаких движений, кроме как для того, чтобы достичь покоя. И это потому, что наш корень находится в покое и движение противоречит нашей природе.

Мы любим мудрость, силу, богатство, хорошие качества, вследствие того что они имеются в Высшей силе, являющейся нашим корнем, и ненавидим их противоположность: невежество, слабость, нищету, унижение, потому что они отсутствуют в нашем корне и потому отвратительны для нас.

Итак, поскольку мы представляем собой ветви, исходящие

из Бесконечности, то все находящееся в нашем корне воспринимается нами как наслаждение, а все отсутствующее в нем – как обуза и страдание.

НЕПРЯМОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ СИЛЫ

Если существует только Высшая сила и созданное ею творение, то все, что творение получает, исходит или от Высшей силы, или является внутренней сутью самого творения. Отсюда следует, что все неприятные ощущения вызываются свойствами самого творения, а не посылаются непосредственно Высшей силой. Это похоже на то, как богач приглашает бедняка с улицы, кормит его, поит и одаривает драгоценностями.

Бедняк ощущает в подарках богача огромное наслаждение и стыд одновременно. Оба эти ощущения вызываются отношением богача к нему, но доброе исходит от богача прямо, а неудобство получения незаслуженного исходит из собственной сущности получающего, то есть, исходит от действия богача непрямым образом.

КОМПЕНСАЦИЯ СТЫДА

Из вышесказанного выясняется, что в наших свойствах получать, возникающих в нас непрямым действием Высшей силы, мы будем ощущать нетерпимость. Поэтому желание насладиться – новое свойство, созданное в получающем, не ущербно само по себе. Более того, оно – суть всего творения, без которого нет творения вообще. Однако человек, обнаруживающий в себе это свойство, ощущает в нем нетерпимость к себе самому, потому что этого свойства нет в его корне.

Поэтому этот мир создан с той целью, чтобы человек, получающий вознаграждение незаслуженно, ощутил стыд перед дающим вследствие отличия их свойств, и исправил свои свойства. И душа приходит в этот мир, облачается в тело, и, посредством занятий каббалой с намерением уподобиться Высшей силе, изменяет свое желание получать на желание отдавать.

Таким образом, происходит изменение намерения при получении, чтобы со стороны души не было стремления к собственному наслаждению. Исправленная душа получает наслаждение, чтобы доставить наслаждение Высшей силе, потому что она желает, чтобы души насладились ее светом. Вследствие очищения от эгоистического желания получить для самой себя душа более не испытывает чувства стыда и раскрывает таким образом полное совершенство сотворенных.

Итак, поскольку желание насладиться не находится в нашем корне, мы ощущаем стыд и нестерпимость от его проявления. Чтобы исправить это ощущение, Высшей силой уготовлена нам возможность в этом мире собственными усилиями обратить желание получать в желание отдавать. Обратить свойство получения в свойство отдачи возможно только в этом мире, если приложить достаточно усилий.

Читать далее…