Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Внутреннее созерцание
Часть 2. Первую часть читайте здесь.
ФОРМИРОВАНИЕ В ТВОРЕНИИ ОТЛИЧИЯ СВОЙСТВ ОТНОСИТЕЛЬНО БЕСКОНЕЧНОСТИ
Душа настолько отделяется от Высшей силы, свойства отдачи, что ее можно назвать частью Высшей силы. Высшая сила – это простой свет, содержащий все разнообразие свойств и форм, включая противоположные формы и свойства, имеющиеся в мире, находящиеся в простом единстве, в виде «одного – единственного – единого» абсолюта.
Каким же образом может сформироваться в Высшей силе изменение свойств, чтобы ее часть стала отличной от нее и, вследствие этого, отделилась и стала называться «ее частью», но при этом осталась тем же свойством, что и Высшая сила, от которой отделилась?
Мы можем разделить все мироздание, все высшие и низшие миры на две категории:
форма всей реальности до сокращения, в виде света Бесконечности, где нет ограничения для света;
форма всей реальности после сокращения и ниже, где свет уже находится в границах и мерах в виде четырех миров Ацилут, Брия, Ецира, Асия.
Человеческая мысль не может воспринять ничего в сущности самой Высшей силы, и поэтому не может дать этой сути никаких имен и названий. Непостигаемое невозможно назвать по имени, ведь имя характеризует постижение, показывает какое свойство мы постигли в этом имени. Поэтому в сущности Высшей силы нет никаких имен и названий, а все наши определения, имена и названия – относятся только к свету, который распространяется от Высшей силы. Распространение Высшего света до сокращения, наполняющее всю реальность без границ и без конца, называется Бесконечность.
РАБОТА И УСИЛИЯ КАК ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДУШИ
Вначале выясним общую цель Высшей силы, по причине которой она создала всю реальность, что перед нами, в Высших мирах и в нашем мире.
Если намерение Высшей управляющей силы как исключительно альтруистической – в наслаждении творений, то зачем понадобилось создавать этот материальный мир, столь несовершенный и полный страданий? Ведь можно было и без него создать условия для наполнения творений наслаждением? И зачем вводить душу в такое уродливое эгоистическое тело?
Из своего постижения Высшего управления каббалисты отвечают на это, что человек, получающий незаслуженное им самим наслаждение, испытывает стыд. При этом наслаждение обращается страданием. Чтобы избежать этого, создан этот мир, в котором творение совершает усилие, а затем наслаждается, не ощущая стыда от получения наслаждения.
СРАВНЕНИЕ УСИЛИЙ С НАСЛАЖДЕНИЕМ
Но как можно сравнивать усилия, прилагаемые человеком в течение ограниченного количества лет его жизни в этом мире, с вечным наслаждением? Ведь такое сравнение показывает, что усилия никак не покрывают наслаждения. А это значит, что чувство стыда остается, и цель – бесконечное и вечное наслаждение – не достигается.
Это похоже на пример, когда один человек говорит другому: «Поработай на меня один день, а в награду за это я буду обеспечивать тебе всем, что пожелаешь в течение всей твоей жизни».
Получаемое вечное наслаждение подобно подарку, а не заработанному трудом. Ведь у награды нет никакого сравнения с работой, поскольку работа производится в этом преходящем мире, не имеющем никакой ценности относительно награды и наслаждений вечного мира.
ОДНОЙ МЫСЛЬЮ СОЗДАНО ВСЕ ТВОРЕНИЕ
Одной только мыслью или одним действием Высшей силы, создано все мироздание в своем единственно существующем законченном виде. Сама эта мысль, и замысел, и причина, и действие, и Действующий, и ожидаемое вознаграждение, и суть всех усилий – в общем, все, что только сердце может задумать и представить – все это в Высшей управляющей силе – одно целое.
Одной мыслью создано все творение, высшие и низшие, вплоть до всеобщего конечного исправления. Эта единая мысль действует во всем, она – суть всех действий, она определяет цель. И Эта единая мысль – суть всех усилий, и она сама – все совершенство и все ожидаемое вознаграждение.
Человек должен представить, что все мироздание находится в своем единственном совершенном виде, потому что только таким его создала совершенная управляющая альтруистическая сила. Человек тоже находится в совершенном состоянии, но ощущает его неисправным в меру своего эгоизма, отличия от альтруистического свойства Высшей силы. Он должен исправить свой эгоизм и ощутить себя в этом совершенном состоянии.