От редакции: в этой статье Бааль Сулам объясняет причины практики сокрытия каббалы на протяжении тысячелетий, и необходимость ее раскрытия в настоящее время. Ранее эта тема была затронута в опубликованном нами материале “Общий характер науки каббала”.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Существуют три причины скрытия каббалистических знаний:
– нет необходимости;
– невозможно;
– личная тайна Создателя.
И нет ни одной мельчайшей детали в каббале, на которую не были бы наложены одновременно эти три вида запретов разглашения, и разрешение разгласить любое знание получается при удовлетворении (рассмотрении) всех трех запретов.
Запрет «Нет необходимости» допускает разглашение знания только в случае явной пользы обществу. Каббала считает, что «увеличивающий знания увеличивает скорбь». (То есть), – что если знания оказываются в руках недостойных, морально низких людей, то они могут быть использованы во вред обществу. Мы видим результат бесконтрольного раскрытия знаний в нашей тревожной жизни – в угрозе уничтожения, терроре. Причина этого в том, что большинство людей относятся действующим по принципу: «А что с того?». То есть, бездумно относятся к распространению знаний, в которых нет необходимости. Именно они являются источником многих страданий в мире. Поэтому каббалисты принимали в ученики лишь того, кто способен хранить знания и не раскрывать их, если в этом нет необходимости.
Запрет «Невозможно» исходит из ограниченности языка, неспособного передать тонкие духовные, не ощущаемые нами явно, понятия. Поскольку все словесные попытки обречены на неудачу и ведут к ошибочным представлениям, сводящим с пути интересующегося, то раскрывать такое знание может только каббалист, достигший определенного высокого духовного уровня и овладевший особым свойством раскрывать высшие знания ясно.
Об этом особом свойстве говорится в трудах великого каббалиста Ари: «Знай, что души великих каббалистов наполнены внешним (окружающим) или внутренним (наполняющим) свечением. И те, чьи души наполнены окружающим свечением, обладают даром излагать каббалистические знания, облачив их в ясные слова так, что поймут их только достойные. У великого Рашби была душа, наполненная окружающим свечением, и потому была у него сила излагать так, что, даже когда он выступал перед большим собранием, понимали его лишь те, кто достоин был понять. Поэтому, только ему свыше было позволено написать книгу «Зоар», хотя каббалисты, жившие до него, знали больше. Но не было у них способности облечь духовные понятия в слова, как мог только он».
Таким образом, видно, что эти условия изложения каббалистических знаний зависят не от уровня знаний каббалиста, а от свойства его души, от его способности выразить неощущаемое. И лишь в зависимости от наличия в себе этой способности, он получает разрешение раскрыть определенную часть каббалы.
Поэтому не найти ни одного фундаментального сочинения по каббале до книги «Зоар». А те, что есть, содержат лишь туманные и беспорядочно изложенные намеки. И со времен Рашби (2 в. н.э.), лишь Ари (16 в. н.э.) было позволено раскрыть еще часть каббалы. Хотя, возможно, уровень знаний каббалистов, живших до Ари, был намного выше, но не позволялось им раскрывать свои знания по указанной причине. Поэтому остерегались сочинять и печатать, за исключением туманных замечаний. И потому со времени появления книг Ари, все занимающиеся каббалой оставили все прочие книги и изучают лишь книгу «Зоар» и книги Ари.
Запрет «Личная тайна Создателя» состоит в том, что каббалистические знания раскрываются лишь самоотверженно отдающим себя идее (достижения) подобия Творцу. Поэтому во все века каббалисты принимали в ученики только тех, в ком проявлялось это беззаветное стремление к постижению знания для (достижения) подобия Творцу. А поскольку иных не принимали, и скрыли каббалу от широкого круга общества, многие шарлатаны, выдавая себя за каббалистов, наживались предсказаниями, изготовлением амулетов, снятием сглаза и прочими «чудесами», заманивая простаков. И по сей день есть подобного рода «каббалисты» и покупатели их «божественных» талисманов, красных ниток, святой воды и пр..
Первоначальное скрытие каббалы было именно по этой причине, и потому приняли на себя истинные каббалисты жесткие обязанности по проверке учеников – и в этом причина, что и те единицы в каждом поколении, кто допускался к изучению каббалы, раскрывали какую-то ее часть только при освобождении ее от всех трех вышеперечисленных запретов.
Дело в том, что только, если в человеке пробуждается «точка в сердце», он устремляется именно к постижению свойств высшего мира и к подражанию Творцу. И только такого человека возможно обучать каббале. Остальные же устремляются к изучению «магических действий для владения и управления судьбой, манипуляцией другими». Конечно же, нет в этом никаких сил кроме психологического убеждения человека, которое, кстати, во многих случаях действительно «делает чудеса». Но не следует путать это с высшими силами и свойствами. Поэтому и по сей день есть «каббала для потребителей» и «наука каббала». Первая – для выгоды продающих амулеты. Вторая – только для истинно устремленных к духовному.
Но не следует думать, что эти три запрета разглашать каббалистические знания делят на три части саму каббалу, – нет, каждая часть, каждое слово, понятие, определение подпадает под эти три запрета.
Однако возникает вопрос: если эта наука настолько глубоко скрыта, как появились все эти многочисленные сочинения о ней? Дело в том, что есть разница между двумя первыми запретами и последним: на последний ложится основная сила запрета, однако два первых запрета не постоянны. И запрет «Нет необходимости» с развитием человечества оборачивается в «Необходимо», как получили его Рашби и Ари, и, в меньшей мере, другие каббалисты. И поэтому появляются иногда истинные книги по каббале.
Так и в наше время, – запрет «Нет необходимости разглашать» обращается в «Есть необходимость», и поэтому наука каббала раскрывается всему человечеству.
Источник: Библиотека МАК