От редакции: Учение о десяти сфирот – это фундаментальный каббалистический труд, объясняющий алгоритмы работы духовного разума, а также – пути и механизмы перестройки материального сознания человека в сознание духовное. Вскоре мы разместим в нашей библиотеке для свободного скачивания обновленную редакцию второй части этого Учения. А пока предлагаем к прочтению отрывок из нее.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Учение о десяти сфирот, часть вторая
Внутреннее созерцание, глава вторая (извлечение)
15) …Известно, что сокращение было только на стадию далет, которая называется “Малхут мира Бесконечности”, или “центральная точка”. И причина простая: значение сокращения в том, что это – препятствие желанию получить, т.е. оно удерживает себя от получения наслаждения, – света Бесконечности. И потому сокращение действует только на получающее кли, а т.к. нет там получающего кли иного, кроме стадии далет, то сокращение (цимцум) действует только на стадию далет. И уже выясняли выше, что три стадии, предшествовавшие стадии далет, не считаются вообще получающими, а только причинами, т.к. в результате их распространения раскрывается данное кли получения, – стадия далет. И потому сокращение не действует на них вообще, а только на центральную точку, т.е. на стадию далет, как выяснили.
16) И вследствие того, что пропало желание в стадии далет, – исчез свет также и из трех предшествующих стадий, т.к. нет там еще каких-либо других келим для получения, чтобы удержали в себе свет; и даже света, относящиеся к трем предыдущим стадиям, обязаны также быть полученными в стадии далет, т.к. нет в них собственных получающих келим, как выясняли, и потому в результате прекращения получения в стадии далет исчез сразу весь свет.
17) И вот, после исчезновения света по причине сокращения, вернулась и притянула свет из Бесконечности в виде кава (линии, луча), что означает маленькую меру света, в которой нет более, чем три первые стадии желания получать, и нет там стадии далет (см. ч.1, гл.2, п.2, со слов “Тогда протянулся”). И как мы выяснили, – нет вообще получающих келим в трех первых стадиях желания. И следует задать вопрос: как здесь становится возможным получить свет без получающих келим, ведь в этих трех стадиях все еще нет получающей части, а стадия далет, которая только и является кли получения в парцуфе, отсутствует здесь в составе кава?
18) И дело в том, что поскольку все сокращение происходит только со стороны творения, и никак не со стороны Творца, то высший свет вообще не соблюдает этого сокращения, которое приняла на себя центральная точка. И потому считается, что высший свет спускается также и в стадию далет, но стадия далет препятствует ему в этом, чтобы он не появлялся внутри нее вследствие принятого ранее сокращения, которое действует на стадию далет до прихода этого света. И это действие называется в книгах “зивуг де-акаа”.
Это подобно двум предметам, когда один желает пройти, проникнуть внутрь оград и границ, установленных другим. Однако второй противостоит ему в полной мере и препятствует ему нарушить свои границы, тогда получается, что каждый ударяется о границы другого. …Таким же образом представь распространение высшего света из Бесконечности, который стремится заполнить также и стадию далет, как это и было в мире Бесконечности, и потому свет спускается, чтобы реально облачиться в стадию далет, но сила сокращения в стадии далет препятствует ему и не позволяет спуститься, распространиться в ней. И потому эта встреча высшего света с силой сокращения называется “зивуг де-акаа” (ударное слияние), – т.е. каждый из них мешает и препятствует действиям и целям другого, т.к. у высшего света цель – заполнить стадию далет, а у самой стадии далет цель – оттолкнуть высший свет, не получая, как выяснили.
19) И вот, на основании встречи и соударения, которое произошло в стадии далет, родился и вышел новый свет. Подобно свету солнца, встречающему поверхность зеркала, т.е. стекла, окрашенного краской с другой стороны: вследствие того, что лучам солнца не удается пройти сквозь зеркало из-за краски, нанесенной на него со второй стороны, возвращаются лучи солнца оттуда обратно и порождают там световые пятна.
Так и здесь: вследствие того, что высший свет встретил в стадии далет силу сокращения, которая называется “экран”, то считается, что этот экран возвратил, отразил его к его корням. Однако это не является скрытием или исчезновением, наоборот, – отражение высшего света от стадии далет вверх считается новым, особенным светом, который поднимается к высшему свету, облачается на него и удерживает его в себе. И потому он считается новым кли для получения высшего света.
20) И знай, что в рош каждого парцуфа нет никакого иного кли получения, кроме этого отраженного света, как это будет выяснено в соответствующем месте. И вся сила получения, заключенная в этом отраженном свете – от того, что он родился и вышел из соударения, которое произошло в стадии далет. И вследствие того, что он является порождением стадии далет, он становится получающим, подобно ей. Эта тема будет выяснена, рассмотрена во всей полноте в части третьей (УДС), т.к. ее место именно там.
21) И теперь пойми вопрос, заданный выше: как это может быть, чтобы высший свет распространился только в трех стадиях, в то время, как нет еще кли для получения в этих трех стадиях (см. там). И из рассмотренного можем глубже понять, что получающая часть для этого света и сейчас исходит только из стадии далет, но уже в виде кли для получения в отраженном свете, который поднимается от зивуга де-акаа в стадии далет. И этот отраженный свет и является тем кли для получения, которое имеется в каве, протянувшемся от Бесконечности внутрь пространства, и он полностью подобен самой стадии далет, которая является получающей частью в Бесконечности. Настолько, что сейчас, после сокращения, когда отсутствует стадия далет, этот ор хозэр, порожденный посредством экрана в ней, используется вместо нее.
22) И вот мы подробно выяснили, что хотя и имеются четыре стадии в желании получать, но при том, не все стадии являются кли для получения, а только четвертая стадия исключительно. Выяснили также, что кли для получения в этом каве, который протянулся от Бесконечности внутрь пространства после сокращения, – это отраженный свет (ор хозэр), который поднимается от экрана в стадии далет. А поскольку он родился от стадии далет, то стал пригоден вследствие этого быть получающим кли.
И выясним в соответствующем месте, что этот отраженный свет не завершает своей функции получения полностью, пока не распространится также от экрана вниз. И в таком виде распространяется далее свет на четыре ступени, включая стадию далет. И это истинные келим данного кава. В то время как четыре первоначальные стадии, которые вышли в силу зивуга де-акаа от экрана и вверх, вплоть до стадии Кетер, они считаются только зародышами (корнями) келим. Потому что сила экрана не способна подняться вместе с этим отраженным светом вверх от места экрана, и потому есть там только сам свет, без какой-либо авиют экрана. Потому они не являются истинными келим, а только корнями для этих келим.
А вот затем, когда этот ор хозэр распространяется вниз от места экрана, он проводит вместе с собой и авиют экрана тоже, и тогда появляются истинные келим. И нечего к этому добавить.
Также рекомендуем: “Четыре стадии”, “Согласие первого сокращения”, “Сокращение, экран, отраженный свет”, “Сотворение мира “боу” в причинно-следственном порядке”.