Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Берешит, часть первая (фрагмент)
Создадим человека
177) “Создадим человека по образу Нашему и подобию Нашему”. Товарищи объяснили, что здесь говорится об ангелах-служителях, которые обратились с этими словами к Творцу. Спросил их рабби Шимон: “Если эти ангелы знают, что произойдет в настоящем и будущем, и знали о предстоящем грехе человека, почему же они хотели создать человека, ведь они сказали: “Создадим человека”?”
178) Мало того, ангелы Аза и Азаэль выступали против сотворения человека. Ведь когда Шхина сказала Творцу: “Создадим человека”, они возразили: “Кто такой человек, чтобы Ты признавал его?”[1], – зачем Тебе создавать человека, если известно, что согрешит он пред Тобой с женой своей, названной тьмой? Потому что свет – это захар (мужская часть), а тьма – это нуква (женская часть), происходящая от левой линии, называемой тьмой творения.
После того, как ЗОН достигли большого состояния (гадлут) в первые шесть дней творения, поднявшись и облачив высшие Аба ве-Има, они произвели Адама Ришона (досл.: первого человека). И он создавался в таком порядке – сначала в малом состоянии (катнут), а затем в большом состоянии (гадлут), – таким же путем, как было осуществлено всё действие начала творения. В результате речений “да будет свет”, “да будет свод”, “да будут светила” произошли сокращения, принесшие катнут, а с речениями “и появился свет”, “и создал Всесильный (Элоким) небосвод”, “и создал Всесильный (Элоким) два светила” приходит гадлут, и они возвращают буквы ЭЛЕ. И таким же образом здесь, вследствие речения: “Создадим человека” произошло сокращение, когда Нуква опустила свои буквы ЭЛЕ в миры БЕА, и уменьшилась Нуква вследствие этого до состояния ВАК без рош. А вместе с ней и ангелы, все до одного, являющиеся воинствами ее. А с речением: “И создал Всесильный (Элоким) человека” приходит гадлут.
Сказали товарищи: “Призвал Он к Себе группы высших ангелов по их рангам, усадив их перед Собой, и сказал им: “Я хочу создать человека”. Это означает, что ЗОН уменьшились до состояния ВАК, и вместе с ними – все высшие ангелы, в тот момент, когда Он хотел создать человека. И они намекнули на это словами: “Усадив их перед Собой”. Потому что находиться в состоянии “сидя” означает уменьшение величины ступени. Поскольку ступень достигает совершенства только лишь когда находится в состоянии “стоя”. Но в состоянии “сидя” ступень сокращается. То есть, все ангелы уменьшились до состояния ВАК без рош.
Поэтому встревожились все ангелы, пытаясь выяснить: “В чем достоинство этого человека, ради создания которого Ты уменьшил нас?” Ответил Он им: “Человек, который создан по образу Нашему, постигнет мудрость, превышающую вашу мудрость”. Это значит, что после того, как ЗОН вернут буквы ЭЛЕ на свою ступень, поднимутся вместе с ними также и миры БЕА в Ацилут, и человек постигнет НАРАН мира Ацилут, который несравнимо выше свойства ангелов. И тогда все ангелы благодаря ему поднимутся в Ацилут, как и произошло на самом деле в шестой день, перед прегрешением. Как только услышали это ангелы, сразу же согласились на создание его.
Поэтому сказали товарищи, что ангелы, согласившись, сами произнесли слова “создадим человека” в этом речении, поскольку Творец сказал им, что с его помощью все они достигнут подъема в мир Ацилут. И об этом спросил их рабби Шимон: “Если эти ангелы знают, что произойдет в будущем, и знали о предстоящем грехе человека, и об утрате им всех мохин Ацилута, и о его падении снова в БЕА, а вместе с ним и всех ангелов, то почему же они хотели создать человека, ведь они потеряют больше своего временного выигрыша?”
“Мало того, ангелы Аза и Азаэль выступали против сотворения человека. То есть ангелы знали, что будут введены в грех, ведь Аза и Азаэль сразу же выступили против, сообщив о том, что прегрешит человек, но несмотря на это все ангелы согласились?”. “В этот момент сказала им Шхина: “Из-за того, что вы выступили против него, быть вам низринутыми”. Как сказано: “И увидели ангелы Всесильного дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе жен из тех, что выбирали”[2], и тогда Шхина низвергла их с высоты их святости.
Почему выступали против и не соглашались Аза и Азаэль с созданием человека, как это сделали все высшие ангелы? Все мохин состояния гадлут, выходящие в течении шести тысяч, не принадлежат свойству ГАР де-АБ, а только свойству ВАК де-АБ. И надо знать, что эти ангелы, Аза и Азаэль, происходят от ахораим (обратной стороны) внутренних Аба ве-Има, которые действовали в мире Некудим и относятся к свойству ГАР де-АБ, и они скрылись и не раскрываются на протяжении шести тысяч лет.
Таким образом мы видим, что ответ, данный Творцом всем высшим ангелам, что “человек, который создан по образу Нашему, постигнет мудрость, превышающую вашу мудрость”, и ради этого все они были согласны на сокращение во время произнесения: “Создадим человека”, является ответом совершенно недостаточным для Азы и Азаэля. Ведь поскольку они относятся к свойству ГАР де-АБ, все большие мохин Адама Ришона, и даже мохин, полученные перед самым грехопадением, никак не относятся к их собственному свойству, так как все они относились лишь к свойству ВАК де-АБ. В таком случае они ничего не выигрывают от создания человека. Поэтому, в отличие от всех ангелов, они выступали против содания человека, поскольку не хотели сокращаться из-за создания его.
Их сопротивление еще больше усилилось после его прегрешения. После того, как Творец создал Адама и он прегрешил, явились Аза и Азаэль, обратившись к Творцу: “Мы обязаны сообщить Тебе о том, что человек, созданный Тобой, уже прегрешил пред Тобой”. И вследствие их жалобы, Адам задержался в совершении возвращения. Поэтому сказано: “Из-за того, что вы выступили против него, быть вам низринутыми”, ибо по причине их доноса Адам был лишен возможности совершить возвращение сразу после прегрешения, и вышли дочери Адама неисправленными, и в результате (Аза и Азаэль) будут вынуждены предаться распутству с ними.
179) Сказали ему товарищи: “Рабби! Ведь в конце концов, Аза и Азаэль были искренни в своих словах”, – т.е. Шхина должна была ответить им с пониманием на их обвинение, потому что на самом деле Адам должен был согрешить из-за Нуквы, как и сказали Аза и Азаэль. И поэтому сказано: “Жена, которую Ты мне назначил, дала мне от древа того, и съел я”[3].
Ответил он им: “Шхина сказала так: “Вы, Аза и Азаэль, выступили передо мной с большими обвинениями, чем все высшие воинства. Если бы вы в своих деяниях были лучше человека, то были бы правы, выступая против него. Однако человеку (Адаму) предстоит согрешить только с одной женщиной, а вам – со многими. Таким образом, ваши грехи многочисленнее грехов человеческих, как сказано: “И увидели ангелы Всесильного дочерей человеческих, что хороши они”2, – не сказано: “Дочь человеческую”, а “дочерей человеческих”, т.е. много дочерей. И кроме того, человеку, который прегрешил, я сама уготовила возвращение, чтобы исправить то, в чем он прегрешил. Ведь возвращение было создано прежде, чем мир. Но ангелам никакое возвращение не поможет”.
Шхина дает им два ответа:
- “Вовсе не вам выступать против, потому что вы хуже Адама”;
- “Если согрешит человек, то я уже заранее уготовила для него исправление возвращения, и он исправит всё, в чем прегрешил”[4].
180) Сказали ему товарищи: “В таком случае, зачем всё это?” Иначе говоря, если всё объяснение о необходимости создания человека заключается в том, чтобы он мог совершить возвращение и исправить всё испорченное им, то зачем всё это нужно? Ведь лучше было не создавать тьму в Нукве, и тогда человек изначально не был бы вовлечен в грех?
Ответил рабби Шимон товарищам: “Если бы не было так, что Творец создал доброе начало и злое начало, свет и тьму, то не было бы заповедей и нарушений у Адама мира Брия. Однако человек создан из них обоих, из света и тьмы. И поэтому сказано в Торе: “Смотри, предоставил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло”[5]. То есть человеку поэтому и нужны заповеди и нарушения, и подготовлена для него возможность выбора, чтобы выбирать между добром и злом.
Спросили они у него: “Зачем всё это? Разве не лучше было не создавать тьму, и тогда не было бы у человека ни наказания, ни награды, – по сравнению с тем, что создан и прегрешил и вызвал все эти многочисленные испорченности своим прегрешением”.
181) Ответил им: “Выясняется, что его необходимо было создать в свойствах света и тьмы, поскольку Тора создана для человека, и сказано о ней, что она является наказанием для грешников и наградой для праведников, а награда и наказание возможны только лишь для Адама мира Брия, состоящего из света и тьмы, как сказано: “Не пустынной сотворил Он ее, но создал Он ее, чтобы населить”[6]. Это значит, что мир создан не для того, чтобы пребывать в пустынности, т.е. быть тьмой для грешников, “но создал Он ее (землю), чтобы населить”6, – т.е. дать хорошую награду праведникам”.
“И этой наградой является постижение Торы, как сказано: “Ибо наполнится земля знанием Творца”[7], потому что Тора и Творец едины. А если бы человек не был создан в свойствах света и тьмы, благодаря которым имеется возможность выбора между добром и злом и есть понятия “награда и наказание”, то не было бы возможности раскрыть добрую награду для праведников, получаемую в виде Торы, созданной для него”.
Сказали товарищи: “Несомненно, что мы услышали сейчас то, чего не слышали до сего дня, и теперь ясно, что не создает Творец то, в чем не нуждается”.
182) И кроме того, Тора мира Брия, в которой имеются свет и тьма, награда и наказание, является облачением Шхины, и если бы человеку не предстояло быть созданным, то Шхина была бы без облачения, как нищий, у которого нет одежды. Поэтому каждый грешащий словно снимает облачения со Шхины, и это является наказанием человека, который согрешил.
183) А каждый, кто выполняет заповеди Торы, он словно облачает Шхину в одеяние ее, и поэтому говорит о нем отрывок, сказанный о талите и цицит: “Ибо она – покров его, она – одеяние тела его, в чем будет покоиться?”[8] – это указывает на изгнание, когда, вследствие прегрешений Исраэля, сняла Шхина облачения свои, и сказано о ней: “В чем будет покоиться?”8
Потому что тьма мира Брия – это тьма Имы, т.е. семи нижних сфирот (ЗАТ) Бины, облачающих Арих Анпин от его хазе до табура. И они называются “нижние Аба ве-Има”, и сказано выше, что у высшей Имы было одно название, равное по числовому значению, “пэй-вав (86)”, имени Элоким, и в этом названии содержится свет и тьма. Из-за этой тьмы в названии сказал Аба, что Адам мира Брия должен будет согрешить. Адам мира Брия – это свет облачения высшего.
Тьма мира Брия, вводящая в грех Адама мира Брия, – это название высшей Имы, а тьма Имы является облачением на высший свет, так как эта тьма образовалась вследствие подъема сокращенной Малхут в место Бины, в Иму, и опустились буквы ЭЛЕ (אלה), Бина и ТУМ Имы, в место Нуквы. И так же Бина и ТУМ Нуквы опускаются в НАРАН людей, и тогда остается Има с буквами МИ (מי) имени Элоким (אלהים), Кетером и Хохмой де-келим и ВАК без рош светов. И также Нуква стала темной, в состоянии ВАК без рош. И это тьма, которая была создана в этом названии Имы.
Однако Има сделала это специально. Потому что с помощью подъема МАН вследствие занятий Торой и добрых деяний нижних Има возвращает затем свои буквы ЭЛЕ, и восполняется в ней имя Элоким. И так же Нуква, которая облачала буквы ЭЛЕ, поднимается вместе с ними в Иму и возвращает свои буквы ЭЛЕ, и в ней тоже восполняется имя Элоким. И тогда поднимаются также НАРАН людей вместе с буквами ЭЛЕ Нуквы в место Имы и получают там мохин, раскрывающиеся в Име.
Поэтому считаются эти буквы ЭЛЕ высшим облачением, так как они поднимаются из места нижнего к высшему и снова облачаются на высшего, – так же, как это было до их падения на место нижнего. Поэтому мохин, которые нижний получает во время своего подъема вместе с ними к высшему, называются светом облачения высшего, так как он получает свет через эти буквы ЭЛЕ, которые снова стали облачением для высшего.
Сказано выше, что люди не могут получить высший свет иначе, как через облачение. И сказано, что Адаму мира Брия предстоит прегрешить, так как он является светом облачения высшего, – ведь если нижние портят свои деяния, прекращается высший зивуг, и буквы ЭЛЕ де-ЗОН снова падают в БЕА, в место клипот. И также буквы ЭЛЕ Имы падают в место ЗОН, и снова устанавливается тьма у высших, так как они возвращаются в состояние ВАК без рош. Таким образом, человек вызывает сокращение и ущерб в Адаме мира Брия, поскольку он получает свет облачения высшего, а вследствие прегрешения это облачение, т.е. буквы ЭЛЕ, снова падают в клипот.
Тора мира Брия – это облачение Шхины, потому что Тора и добрые деяния, которыми занимается Адам мира Брия, вызывают подъем букв ЭЛЕ Шхины из БЕА в Ацилут, и они становятся облачением ее. И также Има возвращает свои буквы ЭЛЕ вместе с Нуквой и поднимает их на свое место, и тогда Нуква получает большие мохин, раскрывающиеся в месте Имы. Таким образом, Тора мира Брия становится облачением Шхины.
И сказано[9], что возвращение создано прежде, чем мир, поскольку мир должен был быть создан во тьме мира Брия. То есть для того, чтобы опустить буквы ЭЛЕ со ступеней, что вызывает тьму в мире, и по причине этой тьмы Адам совершает прегрешение, и уготовано ему возвращение, когда с помощью этого возвращения он возвращает буквы ЭЛЕ, и свет, являющийся целью творения, нисходит в миры.
Если бы человек не был создан и не произошел подъем букв ЭЛЕ из БЕА в Ацилут, то Шхина пребывала бы без одеяний, подобно нищему, т.е. без больших мохин Имы. Потому что в силу подъема ее букв ЭЛЕ из БЕА, она может подняться к Име вместе с буквами ЭЛЕ Имы и получить от нее мохин. И если бы не был создан человек (Адам), не было бы у Нуквы мохин, и она была бы подобна нищему. Ведь все облачения Нуквы она получает лишь благодаря тьме Имы, и это – тьма мира Брия.
Тьма – это черный цвет в Торе, чернила в ее буквах. Свет – это белый цвет в Торе, пергамент, на котором написаны буквы. И когда свет облачается во тьму, сказано о Торе: “Черна я, но прекрасна”[10], а когда свет уходит оттуда, т.е. белый цвет в Торе, то говорит Тора: “Не смотрите, что темна я”[11].
Объяснение. Зеир Анпин называется Торой, его мохин – светом Торы, и это белый цвет в ней. И облачения мохин, являющиеся тьмой Имы, т.е. буквы ЭЛЕ Имы, это черный цвет Торы. И в то время, когда мохин Имы облачены во тьму, т.е. в буквы ЭЛЕ в ней, то говорит Зеир Анпин: “Черна я, но прекрасна”12, – потому что эти облачения являются причиной всех его мохин. Однако когда уходит свет из этих облачений, и облачения опять падают со ступени Имы, и также облачения ЗОН, их буквы ЭЛЕ, снова падают в БЕА, то говорит Зеир Анпин, т.е. Тора: “Не смотрите, что темна я”13, потому что клипот удерживаются тогда в его черном цвете, ибо он находится в БЕА и опустошен от света.
Удостоился – становится она для него эликсиром жизни, потому что все мохин занимающегося Торой нисходят к нему в черном свете Торы, и черный свет становится облачением на белый.
Не удостоился – становится она для него смертельным ядом, поскольку мохин тогда уходят из своих облачений, и эти облачения падают в клипот, становясь для него смертельным ядом.
[1] Писания, Псалмы, 144:3.
[2] Тора, Берешит, 6:2.
[3] Тора, Берешит, 3:12.
[4] См. причину прегрешения ангелов Азы и Азаэля в “Предисловии Книги Зоар“, статья “Небо и земля”, п.157, со слов: “И необходимо понять…”.
[5] Тора, Дварим, 30:15.
[6] Пророки, Йешаяу, 45:18.
[7] Пророки, Йешаяу, 11:9.
[8] Тора, Шмот, 22:26.
[9] См. п.179.
[10] Писания, Песнь песней, 1:5. “Черна я, но прекрасна, дочери Иерушалаима, как шатры Кедара, как завесы Шломо”.
[11] Писания, Песнь песней, 1:6. “Не смотрите, что темна я, солнце опалило меня”.
Также рекомендуем: “Зоар: сотворение, падение и возрождение человека”, “Зоар: основа работы человека – между добром и злом“, “Зоар о добром и злом началах“.